Ссылки для упрощенного доступа

"Надо найти формулу, чтобы прекратить этот братоубийственный конфликт..."


Андрей Бабицкий беседует о перспективах политического урегулирования конфликта в Чечне и предложениях встречавшегося с депутатами парламента Чечни лидера фракции СПС в Государственной Думе России Бориса Немцова с директором Института гуманитарно-политических технологий имени Абдурахмана Автурханова, ответственным секретарем думской комиссии по Чечне Абдулхакимом Султыговым.

Андрей Бабицкий:

Кажется ли вам оправданной точка зрения таких российских политиков, как Борис Немцов, которые говорят о том, что продолжение военного противостояния в Чечне бесперспективно, и что необходимо искать политические пути урегулирования чеченского конфликта?

Абдулхаким Султыгов:

Ну, разумеется, Борис Немцов, конечно же, прав. Военное противостояние не имеет перспективы. Каждый день гибнут российские солдаты и гражданское население, и, собственно говоря, чеченские вооруженные формирования, которые после рейдов в Дагестан стали незаконными, то есть, незаконные вооруженные формирования. Понятно, что все эти три стороны не заинтересованы в этом. Позиция Немцова здесь безупречна. Действительно, всем сторонам надо найти формулу, чтобы прекратить это братоубийственный, гражданский по своей сути, конфликт. В Чечне как бы уже имеют место элементы гражданской войны, которые ничем не обоснованы, спровоцированы третьими силами, внешними, посторонними и для российских интересов, и для интересов чеченского народа. Поэтому здесь позиция Немцова вполне понятна, об этом можно говорить, и, как я понимаю, чеченские парламентарии его поняли. Вполне поняли - да они были избраны, они были против войны, они, естественно, были против вторжения каких-то сил в Дагестан, они, естественно, были против такой развязки.

Андрей Бабицкий:

Но если предмет переговоров прекращение кровопролития, то на каких условиях - как вы полагаете?

Абдулхаким Султыгов:

Главное условие состоит в том, что нужно создать максимальные условия для того, чтобы федеральные силы могли вернуться в казармы. Войска стоят в чистом поле, и, естественно, в любом регионе страны это привело бы к очень негативным последствиям. Это основная проблема сегодняшнего дня, по крайней мере, для гражданского населения и самих войск, собственно говоря. Конечно, поэтому главное, чтобы была упорядочена вот эта сторона, потом, чтобы были созданы условия для полномасштабного возвращения многонационального - подчеркиваю! - населения Чеченской республики в свои дома. Разумеется, для самих вооруженных формирований - крайне важно, чтобы был четко отработан механизм амнистии, чтобы он был гарантирован, и чтобы были силы, которые могли бы эти гарантии дать - конечно, самые авторитетные военные, и орган, который должен быть создан в Чечне - об этом Немцов тоже говорил. Это один из ключевых моментов этой программы: создание так называемого "госсовета", "предпарламента", "палаты представителей", то есть, авторитетного органа, представляющего чеченский народ и другие народы Чечни. Такие органы и могли бы стать своего рода буфером между воюющими сторонами в смысле гарантий тем, кто добровольно сложит оружие, не будучи побежденными, разумеется, а во имя идеалов, ради которых они вроде бы и воюют. И, конечно, понятно, что федеральный центр должен четко и ясно обозначить, что после создания соответствующих политических, социальных и экономических условий будут проведены соответствующие демократические процедуры - референдум, выборы и так далее. Собственно говоря, только тогда будет ясно, чего же хочет это население. Как бы вокруг этих моментов можно договориться и прекратить бессмысленное и братоубийственное, спровоцированное внешними силами противостояние.

XS
SM
MD
LG