Ссылки для упрощенного доступа

Российские войска в замешательстве?


Ведущий программы "Liberty Live" Петр Вайль:

В прямом эфире Радио Свобода наш специальный корреспондент на Северном Кавказе Андрей Бабицкий. Андрей, как мне кажется, все стягивается к тому, что ключевой проблемой остается вопрос, будут ли российские войска штурмовать Грозный. Как мы видим, они занимают чеченские города разным образом. Гудермес, скажем, был взят без боя, Урус-Мартан ожесточенно бомбят. Грозный тоже подвергается бомбардировке. Но главный вопрос - пойдут ли на столицу Чечни сухопутные части. Что вы знаете об этом?

Андрей Бабицкий:

Я думаю, что нынешнее затишье в Чечне, это - свидетельство своего рода замешательства командования Объединенной федеральной группировки, поскольку, его "идея-фикс" - желание ни в коем случае не повторить ошибок прошлой войны. Главная ошибка прошлой войны - штурм Грозного, об этом все прекрасно знают. Сейчас разные генералы делали заявления, мы слышали об этом неоднократно, что российское командование не планирует брать Грозный. Вместе с тем, чеченские полевые командиры и вооруженные чеченцы сидят в этом городе, который хорошо укреплен, в надежде, что российские подразделения все-таки будут предпринимать попытки штурма, и что повторится ситуация 1994-го года, когда чеченцы фактически расстреливали на улицах города танки из гранатометов. И тут возникает драматический зазор: если не брать Грозный, то фактически вся военная операция в Чечне теряет смысл, поскольку самый крупный город будет оставлен как бы "свободным городом" вне зоны контроля федеральной группировки. Эта довольно большая территория будет жить по законам Ичкерии. Это - достаточно тяжелая и дискомфортная ситуация для командования российской группировки, и в военном, и в психологическом, и в политическом смысле. Поэтому, то, что мы сейчас наблюдаем, и то, о чем говорят российские генералы - что производится перегруппировка сил, ведется разведка и так далее, на мой взгляд, это - свидетельство замешательства. Генералы не знают, что им делать с Грозным.

Петр Вайль:

Очевидно, Андрей, что это решение не только в сфере военной компетенции, а скорее, может быть, в политической сфере, о чем тоже постоянно идут разговоры. Но вот что интересно: сегодня телекомпания НТВ в своем репортаже с Северного Кавказа сообщила, что офицеры и генералы продолжают повторять, что прямого штурма Грозного не предвидится, однако, как сообщил один корреспондент НТВ, ему стало известно, что офицерам выдали подробные карты Грозного. Это одна сторона, то есть российская сторона действительно в таком военно-политическом замешательстве. А что известно о подготовке чеченской стороны, что вам известно?

Андрей Бабицкий:

Я лишь несколько дополню ваш рассказ: на мой взгляд, политическое решение принято давно - вся территория Чечни должна находиться под контролем федерального командования и российских политических властей. Это - политическое решение. Оно уже принято, оно принято сразу после Дагестана. Поэтому, сейчас дело за военными, которые должны принимать собственные решения. Что касается карт, которые были розданы российским офицерам: дело в том, что уже начиная с прошлой недели, а, возможно, это происходило и раньше, российские передовые разведывательные подразделения подходят фактически вплотную к городским стенам. По словам российских командиров, на прошлой неделе разведка бывала даже в черте города - заходила и выходила. Это прощупывание городских окраин может в какой-то степени послужить перспективной моделью. Именно таким образом, возможно, командование намерено взять Грозный под контроль, но это - лишь один из вариантов. Другой вариант - вариант блокады, по типу той, в которую во время 2-й мировой войны брали Ленинград. То есть какой из этих вариантов будет реализован, пока не может сказать никто. . Сейчас тактика обороны чеченцев формируется главнокомандующим и президентом Ичкерии Асланом Масхадовым. Он изложил свою позицию достаточно подробно в выступлении по подпольному чеченскому телевидению. Он заявил, что он все-таки считает необходимыми мирные переговоры, к которым рано или поздно Россия и Чечня все равно придут, а поэтому, зная, что будет впереди, он формирует особого рода тактику и стратегию военных действий. В ее основу положен принцип активной обороны. То есть чеченцы не проводят сейчас широкомасштабных наступательных операций с тем, чтобы не испортить и без того окончательно скверные взаимоотношения между Москвой и Грозным, под которым Аслан Масхадов, как я думаю, подразумевает себя. Поэтому, сегодня чеченцы с одной стороны, конечно, хотели бы, чтобы российские подразделения вошли в Грозный и потерпели в нем серьезное поражение. С другой стороны, такая ситуация существенно осложнит возможность проведения будущих переговоров с исходных позиций - позиций, на которых находятся и российские военные, и политики, и чеченское командование, и политики. Поэтому, в значительной степени сегодняшние действия чеченцев определяются решениями командования Объединенной Федеральной группировки на Северном Кавказе.

XS
SM
MD
LG