Ссылки для упрощенного доступа

Нападение российских офицеров на российских журналистов


Программу ведет Петр Вайль. В ней участвуют: корреспондент Радио Свобода в Москве Владимир Долин, журналист НТВ Вадим Фефилов, руководитель информационной службы НТВ Владимир Кулистиков, председатель Фонда Защиты Гласности Алексей Симонов. Также приводится отрывок из выступления по НТВ помощника президента России Сергея Ястржембского.

Петр Вайль:

В воскресенье вечером многомиллионная аудитория телекомпании НТВ в прямом эфире программы "Итоги" наблюдала нападение офицеров Объединенной группировки федеральных сил в Чечне на журналистов. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Владимир Долин:

Владимир Долин:

"Инцидент с журналистами в Ханкале инспирирован самими журналистами", - это заявил первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Валерий Манилов, не дожидаясь результатов расследования действий своих подчиненных. Нам удалось связаться со специальным корреспондентом НТВ в Чечне Вадимом Фефиловым. Вот что он рассказал об обстоятельствах безобразной сцены, свидетелями которой стали зрители НТВ:

Вадим Фефилов:

В воскресенье мы целый день ожидали приезда Гантамирова - мы хотели расспросить его в прямом эфире программы "Итоги". Все знают, что у него очень непростые отношения с главой чеченской администрации - Ахмадом Кадыровым, и у нас была договоренность. Мы видели его утром в Грозном, и он сказал, что он обязательно приедет, и что для него это выступление важно. Ближе к "Итогам" приехали работники пресс-центра Объединенной группировки, армейские люди, в сопровождении, почему-то, омоновцев из Москвы. Они приехали с оружием, и был достаточно оживленный разговор. Один полковник сказал... если перевести то, что он говорил, на русский язык, то это означало, что он завтра меня убьет, потому что он ненавидит и так далее, и что никакого прямого включения быть не может без согласования с пресс-центром. Я говорю: "По поводу "Телемоста", - они говорят: "Да, никакого Гантамирова здесь не должно быть, это сначала надо согласовывать". Дальше я вышел просто в прямой эфир, и рассказал о том, что происходило, что побили нашего оператора и повалили на землю омоновцы... И вообще, все это крайне некрасиво выглядело, потому что люди мы без оружия, у нас кроме камеры ничего нет, а тут какая-то боевая операция просто была... Я об этом стал рассказывать, и тут подъехала "буханка" с неким офицером пресс-центра, который начал просто закрывать камеру рукой, и на все мои просьбы убрать руку от камеры он ее закрывал и вел себя достаточно нервно. Собственно говоря, нам сорвали прямой эфир, Гантамирова. очевидно, не пропустили, как я понимаю, потому что он действительно собирался приехать, пообещал - он человек слова, и все это было очень некрасиво.

Владимир Долин:

Вот, у меня на руках заявление генерал-полковника Валерия Манилова, который утверждает, что правда, "по предварительным данным" - его данным, инцидент, показанный в сюжете, был инспирирован вами. Как бы вы могли прокомментировать это утверждение?

Вадим Фефилов:

Очевидно, он имел в виду, что мы инсценировали это в целях саморекламы, что ли? Я так понимаю? Я думаю, что эта камера - японская камера... она, в общем, я не знаю, как это можно инсценировать... Если вы видели в понедельник утром - ребята с ТВ-6 перегнали - они, оказывается, снимали сбоку это скрытой камерой, и там достаточно хорошо все видно, все, что происходило.. Поэтому офицер, который закрывал рукой камеру, на меня и моего оператора не похож. Это, явно, подполковник, работник пресс-центра, который во время эфира закрывал рукой камеру, и это на картинке было хорошо видно, поэтому никакой инсценировки здесь нет. А угрозы физического уничтожения - а это было прямо так и сказано офицером пресс-центра -полковником - моего физического уничтожения - есть масса свидетелей - корреспонденты центральных телеканалов, ОРТ, "Интерфакса". Они стояли рядом и слышали о том, что он мне угрожает.

Владимир Долин:

В этом заявлении Манилова также полагает, что некий командир ОМОНа, который был показан, судя по всему, является "подставным лицом". Как бы вы могли прокомментировать это утверждение генералов?

Вадим Фефилов:

Я не знаю, как подставным лицом - просто случайно оказался здесь рядом мой старый знакомый, и я попросил его рассказать, что он видел. Он тоже говорил: "Я много чего в жизни видел, часто работаю с прессой. Но такого безобразия не видел, чтобы приезжали, как будто боевая операция, и как разговаривать некрасиво с журналистами..." Даже прав, не прав человек. Но с оружием валить на землю оператора, бить его - я не знаю, как это... И масса свидетелей здесь есть... Мы просто попросили, чтобы человек рассказал - никакое это не подставное лицо.

Владимир Долин:

А как вообще работается журналистам в Ханкале, и как работается в Чечне сегодня журналистам?

Вадим Фефилов:

Вот это - самая главная проблема. Мы разговаривали с генералом Тимченко - он начальник штаба группировки. Разговаривали достаточно спокойно, я ему рассказал все, что я знаю. Я рассказал ему.. Я сказал, говорю, хорошо: "Мы можем ставить в известность офицеров пресс-центра, куда и когда мы едем в Чечне, проблема вся в том, что можно им говорить, но на моей памяти за последние две недели пресс-центром для журналистов было организовано всего два выезда". (Несколько дней назад и вот в понедельник, сегодня. Но в понедельник нашей съемочной группе сказали: "Отдыхайте - мы возьмем только ОРТ, ТВ-6 и РТР - государственные каналы". А НТВ в вертолете места не нашлось...) Поэтому, как можно сотрудничать с пресс-центром, если они ведут себя таким образом. Тут, честно говоря, непонятно. Поэтому приходится ездить самостоятельно на машине и снимать то, что мы видим. И потом, конечно, это не нравится людям, которые сидят в пресс-центре.

Владимир Долин:

Действия военных по отношению к журналистам прокомментировал руководитель информационной службы НТВ Владимир Кулистиков:

Владимир Кулистиков:

Вести себя так, как вел пока неизвестный нам человек в военной форме - я знаю только то, что он - представитель пресс-службы Объединенной группировки войск - так, как вел себя это человек во время прямого эфира в программе "Итоги" - я думаю, что тут каких-то комментариев давать не стоит, потому что ясно, что этот человек, очевидно, превышал свои полномочия, и, на мой взгляд, делал это в достаточно откровенной и грубой форме, сознавая, что за этими его действиями следит многомиллионная аудитория. Я думаю, что мы вправе ожидать от военных властей и от аппарата президента России, и, прежде всего. от его помощника - Сергея Ястржембского, разъяснений по поводу поведения в отношении нашего корреспондента.

Владимир Долин:

Реакция Сергея Ястржембского не заставила себя ждать: пожалуй, впервые помощник президента в своих оценках происходящего в Чечне разошелся с военными. Вот что сказал Сергей Ястржембский в эфире НТВ:

Сергей Ястржембский:

Я хотел бы, прежде всего, принести извинения перед телезрителями канала за эти, мягко говоря, неумные и никем не санкционированные - подчеркну, действия одного из офицеров пресс-центра Объединенной группировки войск в Ханкале, который в воскресенье пытался помешать прямому эфиру с территории военной базы. Независимо от того, был корреспондент прав или нет... По той информации, которой я обладаю, есть претензии и к работе Вадима Фефилова - главная претензия со стороны военных состоит в том - я думаю, что это фоново обострило ситуацию - что Фефилов покидал базу в Ханкале в предыдущие сутки без разрешения со стороны пресс-центра. В принципе, это не разрешено. Вполне естественно могут возникнуть вопросы, они вчера возникли у Киселева в его передаче, по поводу введения какого-то особого режима, ужесточения - нет никаких новшеств, с точки зрения ужесточения, нет и не будет... Никакой цензуры не будет...

Владимир Долин:

Председатель Фонда Защиты Гласности Алексей Симонов видит в случившемся, хотя и неуклюжее, проявление политики властей по отношению к прессе.

Алексей Симонов:

Это - нормальный, естественный, к сожалению, в таких условиях, в которых сегодня работают наши журналисты, ход деятельности так называемых правоохранительных органов по обеспечению информационной безопасности военных, политиков, политических доктрин и так далее, и полностью игнорирующий право на информацию граждан и СМИ. Я думаю, что журналисты НТВ проявили высокий профессионализм, потому что они выжали из этой ситуации максимум и показали всей стране, которая смотрела НТВ, в каком положении находятся журналисты, которые пытаются сообщит что-то нетривиальное из района боевых действий, из района, где не введено чрезвычайное положение, которое на самом деле там существует.

Владимир Долин:

Насколько это происшествие можно считать случайным? Что это, на ваш взгляд - проявление определенной политики, или это самодеятельность какого-то офицера в Ханкале?

Алексей Симонов:

Я думаю, что это - самодеятельность какого-то офицера в Ханкале, которому показалось, и, видимо, он имеет для этого все основания, что общая атмосфера открытости, которая в какой-то момент, во всяком случае, доминировала в этой стране, сворачивается, и наступает время иных способов обращения с общественным мнением и информацией, соответственно. Я не думаю, чтобы этот офицер уже ознакомился с доктриной информационной безопасности, которую подписал президент, но действует он уже как бы в духе этой доктрины. Потому что доктрина появляется тогда, когда дозревает ситуация.

Владимир Долин:

Хотя после извинений Сергея Ястржембского Владимир Кулистиков заявил, что инцидент со съемочной группой НТВ исчерпан, судя по тому, что и в понедельник журналисты компании фактически не были допущены к работе, офицеры пресс-центра Объединенной Федеральной Группировки думают иначе.

XS
SM
MD
LG