Ведущий итогового информационного часа Дмитрий Волчек:
Глава администрации Чечни Ахмад Кадыров в интервью, опубликованном московской "Парламентской газетой" высказал предположение, что бывший чеченский лидер Джохар Дудаев жив. На вопрос о том, по каким причинам Кадыров сделал такое заявление, отвечает наш обозреватель Олег Кусов:
Олег Кусов:
Сенсационное заявление главы чеченской администрации Ахмада Кадырова о том, что Джохар Дудаев жив, а не стал жертвой ракетного удара в апреле 1996-го года, было подхвачено в пятницу рядом российских изданий. Но при этом журналисты отметили, что Ахмад Кадыров столь серьезное заявление не подкрепил доказательствами. Единственным, довольно беспомощным, аргументом Кадырова стало предположение о том, что за Джохаром Дудаевым стояли большие деньги, которые, якобы, не позволили бы ему уйти в небытие. Согласно версии Кадырова, сценарий ложной гибели Дудаева был подготовлен в Москве. До президентских выборов в России оставалось три месяца, армия окончательно увязла в Чечне, в такой ситуации Москве были необходимы переговоры, но только не с одиозным Дудаевым. Ахмад Кадыров считает, что российские власти остановили тогда свой выбор на вице-президенте Ичкерии Зелимхане Яндарбиеве. После этого спецслужбы, якобы, разыграли гибель Дудаева, а через 4 месяца подписали договор с чеченцами.
Гибель Дудаева, на самом деле, не вызывает сомнений у большинства чеченских политиков и очевидцев тех событий. Заявление об этом подписали Шамиль Басаев, Ахмед Закаев и многие другие влиятельные полевые командиры. Могила Дудаева, по утверждению его соратников, засекречена неспроста. Очевидно, что сотрудники российских правоохранительных служб, обнаружив могилу президента Ичкерии, немедленно приступили бы к эксгумации трупа, но по религиозным соображениям это было недопустимо для чеченцев.
Вероятно, Ахмад Кадыров не случайно затронул тему устранения Джохара Дудаева в тот период, когда и вторая чеченская кампания зашла в тупик. Уже очевидно, что без политических переговоров положить конец вооруженному противостоянию невозможно. Сегодняшнее положение Аслана Масхадова во многом начинает ситуацию с Джохаром Дудаевым в начале 1996-го года. Масхадов остается избранным чеченцами президентом, а значит их символом. Но бесчисленные обвинения Кремля в его адрес сделали невозможным участие Масхадова в публичном диалоге с руководством России, но говорить, скорее всего, с кем-то придется. При этом любые переговоры с чеченским сопротивлением становятся проигрышными для Ахмада Кадырова - нынешнего главу чеченской администрации устраивает только устранение Аслана Масхадова с политической сцены, но не любым путем. Если Масхадов окажется на скамье подсудимых, как Салман Радуев - его политический авторитет в Чечне только возрастет. Видимо, Кадырову очень бы хотелось, чтобы президент Масхадов для чеченцев исчез загадочно - так, чтобы они еще долгие годы спорили - жив он или нет.