Ссылки для упрощенного доступа

Происхождение напечатанного в газете "Московские Новости" интервью вице-президента Чечни Вахи Арсанова


Комментируют позвонивший в Московское Бюро Радио Свобода Ваха Арсанов и бравший интервью журналист Рустам Калиев. Программу ведет Петр Вайль.

Петр Вайль:

Сегодня, 1 июня, в московское бюро Радио Свобода позвонил вице-президент Чечни Ваха Арсанов. Он заявил, что не давал интервью газете "Московские Новости", которое было опубликовано в последнем номере еженедельника за 30 мая, где Арсанов говорил о том, что "он и президент Масхадов готовы принять российские условия примирения". С вице-президентом Чечни по телефону говорил Андрей Шароградский. Вот что сказал Ваха Арсанов в сегодняшнем интервью:

Ваха Арсанов:

Я заверяю всех, кто меня слышит, что никакого интервью газете "Московские Новости" я не давал. Никакого журналиста и никого из "Московских Новостей" я за эти 10 месяцев в глаза не видел. Единственное, я дал интервью 2 недели назад Японскому телевидению. Журналист по дороге был задержан российской стороной, трое суток он провел в Ханкале, и у него были изъяты кассеты. На этих кассетах не было такого, чтобы я говорил, что мы готовы идти на любые уступки. Такого в моем интервью Японскому телевидению не прозвучало.

Андрей Шароградский:

В интервью утверждалось, что нынешнее руководство Чечни во главе с Асланом Масхадовым может пойти на переговоры с Москвой и при этом не поднимать вопроса о политическом статусе Чечни. Могли бы вы прокомментировать эту фразу?

Ваха Арсанов:

В моем интервью Японскому телевидению такого не было, но было это на другой кассете, которую я послал своему другу. Там я четко и ясно сказал своему другу это, по-дружески, мы с ним обсуждали вопросы, я ему послал кассету. Это был разговор на чеченском языке. Это было личное мое мнение - что я сегодня готов пойти на переговоры с Россией, не затрагивая вопрос статуса, так как статус у нас есть независимый, и я готов подписать договор о ненападении друг на друга в течение 10 лет. Это у меня был такой разговор с другом. Они, видимо, взяли это с той кассеты. Там четко и ясно было сказано, что мы готовы на переговоры, и готовы, чтобы остановить войну, сесть за стол переговоров. Готовы не затрагивать вопрос статуса, так как считаем, что у нас суверенное независимое государство.

Андрей Шароградский:

Господин Арсанов, вы заявили, что вы готовы на переговоры - это ваша позиция, или это нынешняя позиция руководства Чечни ?

Ваха Арсанов:

Это позиция руководства Чеченской Республики Ичкерия - сесть за стол переговоров.

Андрей Шароградский:

И отложить решение политического статуса на 10 лет?

Ваха Арсанов:

Нет, это было мое личное мнение.

Петр Вайль:

Внештатный корреспондент газеты "Московские Новости" Рустам Калиев - он также является сотрудником Института имени Авторханова и продюсером, работающим с японским телевидением. Именно Рустам Калиев взял две недели назад интервью у вице-президента Чечни Вахи Арсанова. Вот как он прокомментировал сегодняшнее заявление вице-президента Чечни для Радио Свобода:

Рустам Калиев:

Мне бы хотелось подчеркнуть, что опубликованное в "Московских Новостях" интервью неполное, потому что, как это сказал сам Ваха Арсанов, все материалы, включая деньги, личные вещи, аппаратуру, были изъяты 17 мая бойцами российского ОМОНа в районе селения Алхан-Кала. В полном тексте интервью Ваха Арсанов подчеркивает готовность и способность чеченских подразделений продолжать сопротивление. Для этого у него действительно имеются силы и возможности. По словам Арсанова, сейчас наиболее благоприятная для чеченских подразделений ситуация, поскольку инициатива полностью принадлежит боевикам, а российские военные оказались в ситуации, когда переговоры им нужны, хотя бы для того, чтобы сократить свои увеличивающиеся по наклонной потери.

Ваха Арсанов подчеркивает, что прекращение военных действий - одна из главных целей чеченского руководства, о чем неоднократно заявлял и сам Масхадов. Им не ставится под сомнение и государственный статус Чечни. В опубликованном в "Московских Новостях" материале сказано, что чеченская сторона готова не поднимать статуса вообще, но только в том случае, если аналогичным подходом воспользуется и российская сторона. Это не означает, что Арсанов ставит под сомнение независимость Чечни. Это далеко не так. В данном случае это лишь попытка показать, что если российская сторона действительно желает прекратить войну, то для этого есть все возможности, и в чеченскую сторону проблема не упирается.

Я полагаю, что Арсанов не видел полного текста этого интервью, а поскольку я действительно не поставил его в известность о том, что интервью выйдет в газете "Московские Новости", он, вероятно, предположил, что изъятые материалы используется в каких-то целях, чем, видимо, и объясняется его звонок в редакцию Радио Свобода.

Хотелось бы подчеркнуть, что мои материалы бесследно пропали вместе с видеокамерой и деньгами. Омоновцы скрыли это даже от своего руководства, и у меня уже подготовлено письмо на имя помощника президента России Сергея Ястржембского с изложением всех обстоятельств. Оно будет в ближайшее время передано в его аппарат.

XS
SM
MD
LG