Ссылки для упрощенного доступа

Мирные предложения Аслана Масхадова


Интервью Президента Чечни Аслана Масхадова Радио Свобода.

С Асланом Масхадовым беседовал Андрей Шарый.

Андрей Шарый:

Господин Масхадов, я попросил бы вас прокомментировать заявление российского руководства: я имею в виду господина Ястржембского, который сегодня говорил о заявлении министра иностранных дел Чеченской республики Ильяса Ахмадова, и Ястржембский сказал, что "Москва никаких мирных предложений не получала, и поэтому говорить не о чем".

Аслан Масхадов:

Через министра иностранных дел Чечни Ильяса Ахмадова послу России в Америке и в Госдепартамент Америки передано письмо с мирной инициативой президента Чеченской Республики Ичкерия с конкретными предложениями, как остановить эту войну. То, что Ястржембский или не понял, или не получил - это лучше знать ему. По-моему, Ястржембский далек, и трудно ему понять, что значат страсти войны, когда в день погибают сотни ни в чем не повинных российских солдат...

Андрей Шарый:

Не могли бы вы чуть подробнее рассказать об этом плане мирного урегулирования, что конкретно вы предлагаете?

Аслан Масхадов:

Конкретно предлагаем остановить боевые действия, прекратить огонь. Затем отвести войска, обязательно должен быть гарант, или представители ООН, ОБСЕ и так далее... то есть, первый шаг, как остановить войну, как остановить огонь, как развести войска и так далее... Прекратить это убийство друг друга... А потом, дальше - там есть конкретные предложения.

Андрей Шарый:

Если я вас верно понял, то речь идет о переговорах при международном посредничестве?

Аслан Масхадов:

Да, да, да...

Андрей Шарый:

Я хотел бы попросить вас прокомментировать заявление командующего Объединенной группировкой российских войск на Северном Кавказе генерала Трошева. Он заявил, что "единственным способом мирного урегулирования конфликта в Чечне является референдум по политическому статусу республики и формированию ее руководства". А самой приемлемой кандидатурой на пост руководителя Чечни Трошев считает Муфтия Ахмеда Кадырова.

Аслан Масхадов:

Видите ли, кто такой Трошев, чтобы объявлять референдум в Чечне, чеченскому народу, когда чеченцы свой выбор сделали в 1997-м году?... Это еще раз подтверждает, что нет здесь никакой войны против бандитов, против преступников, против террористов - это лишь только предлог; здесь самое главное - политический статус, поставить на колени чеченский народ. Поэтому, конечно, Трошеву выгодны муфтии, завгаевы, национал-предатели. Трошеву придется разговаривать с нашими военными, а политическому руководству России придется разговаривать с Масхадовым, потому что по-другому войну еще никто не останавливал. Войну останавливают только противоборствующие стороны, а муфтий - нет такого у нас муфтия - есть самый страшный безбожник, что он может остановить или сделать?

Андрей Шарый:

Но в любом случае не вызывает сомнения то обстоятельство, что политическая ситуация в республике уже необратимо изменилась за те месяцы, которые прошли после начала боевых действий. Скажите пожалуйста, вы готовы к новым переговорам, если будет достигнуто какое-то соглашение с Москвой о прекращении боевых действий?

Аслан Масхадов:

Следующая моя мирная инициатива, и для меня самое главное, чтобы наша совесть была чиста. В первую очередь, перед своим народом, что мы не хотим этой войны, что нас вынуждают воевать, и чтобы наша совесть была чиста перед цивилизованным миром. А остальное - как воевать там... учить нас не надо. Самое главное: чтобы все знали, что здесь нет никакой войны против террористов и бандитов, а здесь есть война против народа, и эта война нам не нужна. Поэтому, самое главное -остановить войну, остановить это убийство друг друга. При этом, сегодня, вот, сию минуту... А остальное - как определить взаимоотношения с Российским государством - есть много способов, вариантов предложений, но Россия, как всегда, к этому политическому диалогу приходила силой оружия, так, как они делают сегодня, а должно быть наоборот - отвести силу, остановить войну, а потом должен быть мирный диалог. Мы к этому готовы.

Андрей Шарый:

А вы готовы вести разговор о сохранении Чечни в качестве субъекта Российской Федерации?

Аслан Масхадов:

Я готов вести разговор, как будут обеспечены гарантии безопасности моему народу, чтобы следующий, кто придет к власти после Путина, тоже, чтобы не начал войну и на крови моего народа не пришел к власти.

XS
SM
MD
LG