Ссылки для упрощенного доступа

Андрей Бабицкий комментирует интервью Аслана Масхадова Радио Свобода и планы введения в Чечне прямого президентского правления


Интервью Аслана Масхадова Радио Свобода

Ведущий программы "Liberty Live" Петр Вайль:

Аслан Масхадов безоговорочно отнес возможное решение о введении прямого президентского правления в Чечне к выбору в пользу войны. Вы как считаете?

Андрей Бабицкий:

Я готов согласиться с Асланом Масхадовым, но, все-таки, я считаю, что, может быть, это решение, по крайней мере, его принятие, не носит столь радикального характера. Действительно, прямое президентское правление - это наихудший вариант из всех возможных, поскольку это опять опора на голое силовое воздействие, и Владимир Путин, по всей вероятности, оказался в плену своих былых профессиональных обязанностей - он все-таки выбрал вариант силового администрирования. Но то, как принималось это решение, говорит о том, что у Кремля нет былой уверенности в необходимости жесткого подавления сопротивления в Чечне. Ведь уже в течение полутора месяцев шли разговоры о возможности и даже необходимости политического решения. Вдруг сегодня неожиданно, вне всякой логики... хотя, может, последние заявления и подталкивали Кремль к такому решению, но все-таки я считаю, что выбор такого радикального варианта не совсем логичен. Рано или поздно Путину и его министрам придется от него отказываться, потому что невозможно постоянно хоронить российских солдат, невозможно постоянно сталкиваться с международным общественным мнением, которое не принимает эту войну и методы, которыми она ведется.

Мне кажется, что в любом случае, даже если новый президент попытается реализовать вариант прямого президентского правления, вряд ли он с помощью большего нажима на мирное население и тех, кто сопротивляется, сумеет добиться лучших результатов. Мне кажется, что это не очень эффективный вариант. Он неэффективен, прежде всего, из-за того, что невозможно создать местные органы управления, которым бы доверяло местное население. Для этого необходимы выборы на местном уровне, которые я думаю, могли бы помочь, в том числе и федеральному центру, решить очень многие проблемы А прямое президентское правление - это отмена всех выборов на всех уровнях, на два-три года, как мы знаем.

Другое дело, что я думаю, что и чеченская сторона - я имею в виду конфликтующую сторону, возглавляемая Асланом Масхадовым, ведет себя в этой ситуации, может быть, не лучшим образом, предлагая Кремлю самые жесткие условия для переговоров - опять независимость, вывод всех войск... то есть, условия, которые невозможно выполнить. Я думаю, что сами эти условия тяжелым бременем ложатся на чеченцев, и, может быть, Масхадову стоило бы начинать с каких-то минимальных требований - прекращения военных действий и мирных переговоров как таковых, а уже в ходе них вырабатывать какую-то позицию, может быть, на предстоящие выборы. Я продолжаю считать, что Масхадов несет ответственность за все, что происходило в Чечне перед войной, и он, по всей вероятности, должен выполнить роль гаранта выборов и после этого, осознавая эту ответственность, уйти.

Я скажу буквально пару слов о том, что вариант прямого президентского правления не очень хорош для Владимира Путина, потому что центр ответственности за все, что происходит в Чечне, перемещается прямо в центр, в президентское кресло, и теперь каждая мать, которая не уверена в том, что ее ребенок погиб, выполняя какие-либо разумные задачи, может предъявлять свои претензии президенту и делать это через судебные инстанции.

XS
SM
MD
LG