Ссылки для упрощенного доступа

"Нельзя навести порядок в Чечне без участия самих чеченцев..."


Ситуацию в Чечне после теракта против заместителя полномочного представителя правительства России в Чечне Сергея Зверева и мэра Грозного Супьяна Мохчаева обсуждают корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Хасин Радуев и военный обозреватель "Новой Газеты" Вячеслав Измайлов. Программу ведет Петр Вайль.

Петр Вайль:

В Грозном идет расследование обстоятельств гибели заместителя полномочного представителя правительства России в Чечне Сергея Зверева и помощника мэра города Нурседы Хабусиевой. 30 мая вечером автомашина, в которой они ехали, была подорвана на двух управляемых минах в поселке Черноречье. В прямом эфире корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Хасин Радуев. Хасин, прежде всего, как все это произошло?

Хасин Радуев:

Произошло это примерно в 19 часов 30 мая. Автомашина "Нива" в сопровождении охраны, в которой находились Сергей Зверев и мэр Грозного Мохчаев, и его помощница, направлялась в Урус-Мартан. Примерно в километре от поселка Черноречье, там, где начинается Чернореченский лес, в этом месте произошел подрыв автомашины, в результате девушка и Сергей Зверев погибли, водитель и мэр города были доставлены в больницу.

Петр Вайль:

Хасин, какие существуют версии этого убийства?

Хасин Радуев:

Судя по тому, что после подрыва на мине по машине стреляли из лесополосы, операция была заранее подготовлена. Существует несколько версий обстоятельств случившегося. По одной из них, теракт был подготовлен против мэра Грозного Супьяна Мохчаева, а осуществили его, якобы, подчиненные полевого командира Рамзана Ахмадова. Они оба из Урус-Мартана, и главная причина - активное сотрудничество мэра Грозного с российскими властями. Ахмадов был недоволен и тем, что Мохчаев принимал участие в "зачистках" Урус-Мартана, где оставались его родственники. Вторая версия - что это неудачная попытка захватить в плен Сергея Зверева - российского высокопоставленного чиновника, которого потом чеченцы, предположительно, родственники полевого командира Дауда Ахмадова планировали обменять на сына полевого командира - Джамбулата Ахмадова. Он был захвачен месяц назад в Шатойском районе. Где сейчас он содержится - неизвестно, и, возможно, была задумана акция, чтобы захватить Зверева в заложники, а потом обменять, но устроители теракта не рассчитали момент взрыва, и в зоне поражения находилась не машина охраны, а "Нива", в которой находились Зверев и мэр города. Есть еще одно предположение: что это уже начались как бы разборки между теми чеченскими чиновниками, которые претендуют на мандат депутата Госдумы от Чечни, выборы которого намечены на 20 августа.

Петр Вайль:

Хасин, судя по тому, что вы рассказываете, этот теракт, возможно, был направлен не против совсем недавно - в апреле, назначенного на эту должность Сергея Зверева, а против мэра Грозного. А не возникает ли такая версия, которая приходит детективным образом в голову - вчера был смещен со своего поста Беслан Гантамиров, на другой день убивают другого заместителя Кошмана. Нет ли тут какой-нибудь связи, по крайней мере, говорят ли что-нибудь об этом?

Хасин Радуев:

Дело в том, что практически все чиновники, которые в настоящий момент сотрудничают с российскими войсками - это - так или иначе, ставленники Гантамирова, потому что ему доверяли, и политики в Москве, и российские военные в Чечне, и он рекомендовал всех людей, которых назначили и в Грозном и в Гудермесе на руководящие посты. Поэтому трудно сказать, что Гантамиров причастен к данному покушению. Что касается Сергея Зверева, то он был приглашен на работу в Грозный Кошманом в апреле месяце, и он был заместителем полпреда правительства России в Чечне, а Гантамиров - первым заместителем и как бы за этот небольшой промежуток времени он вряд ли мог бы помешать Гантамирову в его работе.

Петр Вайль:

Да, кроме всего прочего, насколько я знаю, как раз мэр Грозного тоже ставленник Гантамирова. В прямом эфире с нами также связан военный обозреватель "Новой Газеты" Вячеслав Измайлов. Господин Измайлов, впервые чиновник столь высокого ранга убит в Чечне. Ваш комментарий - кому это выгодно, и какие могут быть последствия?

Вячеслав Измайлов:

Здесь предположений очень много. Все это догадки. Но, собственно говоря, линия идет - нападения на колонны, нападения на различных чиновников, и все это можно было предполагать, и все это, увы, будет продолжаться постоянно. Собственно говоря, если сравнивать с первой чеченской кампанией, то положение тоже самое: сначала Россия использовала свое преимущество в технике - бомбила. А когда все стало уничтожено, надо было какой-то порядок наводить - дальше, собственно говоря, никакого плана нет. То, что боевики возвращаются уже на территории, которые мы считаем освобожденными - закономерность.

Я всегда говорил, и подчеркиваю и сейчас, что нельзя навести порядок в Чечне без участия самих чеченцев. Нельзя получить какие-либо разведданные, не работая с местным населением. А к местному населению, и даже местной милиции отношение такое, что им только остается умереть за свою родину. Но у них есть еще семьи - им надо получать заработную плату. Их использовали при взятии Грозного, используют и сейчас. Но по сей день люди не получают зарплаты. В Грозном и других районах Чечни работают линейные отделения милиции из других городов России, которые работают по 2, 4, 6 месяцев. Они отбывают свой срок, прибывают новые и начинают с нуля. А те, кто владеет ситуацией, остаются стажерами, не получая ни копейки денег - так невозможно работать.

То есть, у России пока нет никакого плана. То, что произошла отставка Гантамирова, и что он может быть причастен - это все ерунда. Дело не в Гантамирове, а в том, что простые люди обращались к нему и просили: "Вот, произошло то и то - помоги", - а он ничего сделать не мог. День не мог сделать, месяц не мог сделать - сколько уже времени прошло, вот с ноября месяца - полгода. И, конечно, никакого доверия к нему не будет, и он почувствовал, что, в конце концов, он теряет доверие людей. С таким положением у России нет никакого плана, и поэтому никаких разведданных ни от кого не получают, с местным населением не работают, местную милицию не используют, нет системы, система временщиков, поэтому в этой системе будут продолжаться, к сожалению, и подобные подрывы, и расстрелы колонн.

Петр Вайль:

Действительно, отставка Гантамирова пролила для многих свет на эту ситуацию. Примерно 85 процентов чеченских милиционеров во главе с их руководителем уволены с довольно дикой формулировкой: "за невыход на работу", - как будто речь идет не о воюющем месте, а о какой-нибудь артели, где все беспрерывно пьяны.

XS
SM
MD
LG