Ссылки для упрощенного доступа

"На месте руководителя государства я бы хорошо подумал, разрешая службам безопасности совершать военные преступления..."


Ведущий программы "Liberty Live" Петр Вайль:

Журналист немецкой телекомпании "N-24" снял на видеопленку захоронение российскими солдатами тел убитых чеченцев. На многих телах были видны следы пыток. "Эта пленка - еще одно подтверждение худших опасений относительно поведения российской армии в Чечне", - такова реакция на демонстрацию видеопленки американских политологов. Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседовал с сотрудником организации "Freedom House" Арчем Паддингтоном.

Юрий Жигалкин:

Какие эмоции у вас вызывает эта пленка, которая может оказаться одним из первых документальных подтверждений правоты тех, кто обвиняет российскую армию в совершении преступлений на территории Чечни?

Арч Паддингтон:

Я подозреваю, что эта пленка аутентична, и что она запечатлела реально произошедшее событие. И надо сказать, что кадры захоронения чеченских боевиков мало удивляют после того, что мы узнали о том, как себя ведет на территории Чечни российская армия, после массовых бомбардировок чеченских городов и деревень, после того, как Россия спровоцировала гуманитарную катастрофу, превратив в беженцев сотни тысяч людей, расстрел нескольких десятков военнопленных не выглядит в контексте этой войны из ряда вон выходящим событием.

Юрий Жигалкин:

Тем не менее, насколько я понимаю, расстрел пленных является, согласно международным законам, военным преступлением?

Арч Паддингтон:

Я уверен, что этот инцидент представляет из себя нарушение Россией всех своих международных обязательств, касающихся правил ведения войны. То есть, если эти чеченцы были в действительности расстреляны российскими солдатами, то исполнители этой акции должны понести уголовное наказание согласно российским же законам. Что, на мой взгляд, более важно для международного сообщества - это найти точный ответ на вопрос: не является ли вся чеченская операция российской армии нарушением общепринятых международных стандартов поведения? Я лично считаю, что на этот вопрос можно дать утвердительный ответ. Существует ясный критерий, по которому можно судить о поведении Москвы. Это - правило пропорциональности. Никто не оспаривает факт вторжения чеченских групп на территорию Дагестана и их попытку установления своей власти на части территории республики. Это событие неизбежно должно было повлечь ответ со стороны федеральных российских властей, как и со стороны любого другого государства, что и произошло. Но после того, как чеченские группировки были изгнаны из Дагестана, российская армия начала полномасштабную войну в Чечне, стирая с лица земли деревни и столицу республики, бомбя мирных жителей и не считаясь ни с чем. Такому поведению российской армии оправданий нет.

Юрий Жигалкин:

Как вы считаете, какова вероятность того, что исполнители этих акций или их руководители будут привлечены к ответственности за совершаемое сейчас в Чечне?

Арч Паддингтон:

Я бы ответил на это так: генерал Пиночет совершал преступления в Чили. После этого в течение более чем десятилетий он наслаждался жизнью и положением привилегированного отставного лидера государства, пока он не поехал в Англию и не оказался под арестом за совершенные в прошлом преступления против человечности. На месте руководителя государства я бы хорошо подумал, разрешая службам безопасности совершать военные преступления против собственных граждан. Обстановка в мире меняется, и хотя сегодня трудно предположить, что против российского руководства будут предприняты легальные акции, никто не знает, что может произойти через несколько лет.

XS
SM
MD
LG