Ссылки для упрощенного доступа

Причины катастрофы "Курска" - версия бывшего командующего Северным Флотом адмирала Олега Ерофеева


Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королев. С ним беседует Андрей Шарый.

Андрей Королев:

Я приведу комментарий одного из наиболее компетентных специалистов в области подводного военно-морского плавания, бывшего командующего Северным Флотом адмирала Олега Ерофеева. Он полтора года назад ушел в отставку. Он категорически отвергает возможность столкновения "Курска" с другим судном. Вот его точка зрения: "Тарана быть не могло, поскольку на лодке работал боевой информационный пост, который освещает ближнюю морскую обстановку. Еще более мощный пост работает в штабе руководителя боевых стрельб. На флоте есть система наблюдения, в том числе на командном пункте. В случае появления в районе стрельбы посторонней цели подлодка была бы немедленно оповещена.

Вероятнее всего, она выполняла торпедные стрельбы, и произошла разгерметизация лодки в результате одновременного открытия задних и передних крышек торпедных аппаратов, после чего могло последовать мгновенное заполнение водой первого отсека, стремительно нарастание дифферента и попытка командира предотвратить аварийное погружение лодки увеличением хода и перекладкой рулей на всплытие. Но запаса глубины, - как полагает Ерофеев, - не хватило, и подлодка ударилась носовой оконечностью о грунт и окончательно повредила торпедные аппараты. При этом, - как думает Ерофеев, - на "Курске" мог быть открыт второй отсек, поэтому за быстрым поступлением туда воды последовали короткие замыкания электросетей и срабатывание системы аварийной защиты ядерной силовой установки, что лишило командира и весь расчет командного пункта возможности аварийно продуть главный балласт. Кроме того, могла работать межотсечная вентиляция, через которую водой заполнились третий и четвертый отсеки. Если же была поднята шахта устройства пополнения воздухом под водой, то через нее заполнился и один из кормовых отсеков, - вероятно, Олег Ерофеев ведет речь о четвертом отсеке. - Для спасения людей, теоретически, с использованием спасательных судов можно было продуть главный балласт. Однако, если затоплено больше одного отсека, то продуванием главного балласта ни одну подводную лодку в мире поднять уже нельзя".

Кроме того, адмирал Ерофеев высказал предположение относительно запасов воздуха у членов экипажа "Курска". Он приводит формулу: один кубометр воздуха одному человеку на один час. Но на лодке есть еще резервные средства регенерации воздуха - регенеративные двухъярусные установки, и, кроме того, есть аварийные средства, шланговая дыхательная система, специальные автономные системы воздуха высокого давления, если, конечно, они исправны. При этом Олег Ерофеев уточняет, что эти средства используются в случае выхода из строя основной системы электрохимический регенерации воздуха "К-4" в случае аварии основных источников электропитания. Так вот, по мнению адмирала Ерофеева резервных и аварийных средств дыхания должно хватить больше, чем на семь суток. Хотя Олег Ерофеев также делает поправку на количество еще оставшихся в живых людей.

Андрей Шарый:

А адмирал Ерофеев не приводит своей версию причин, по которым могла произойти расгерметизация торпедных отсеков. Это означает, что торпеда взорвалась внутри корпуса лодки?

Андрей Королев:

Адмиралу Ерофееву был задан и такой вопрос, и он не исключил, равно как и не исключали этого и мы, того, что лодка готовилась к запуску торпед. До сих пор никто не опровергает нашу версию о том, что на лодке могли находиться какие-то сверхновые торпеды или крылатые ракеты, и они должны были испытываться во время проведения учений Северного Флота, и, возможно, в результате этого и произошел взрыв внутри корпуса лодки.

XS
SM
MD
LG