Ссылки для упрощенного доступа

"Расизм может стать в России "респектабельным" явлением..."


Первая Всероссийская конференция по проблемам национальной дискриминации и расизма

Тему ведет Марина Катыс. Участвуют: член правления правозащитного центра "Мемориал" Александр Осипов, президент правозащитной организации "Гражданский контроль" Борис Пустынцев, директор Международной Лиги Прав Человека Кэтрин Фицпатрик.

Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:

В Москве закончилась первая Всероссийская конференция по проблемам национальной дискриминации и расизма. В ней приняли участие более 100 представителей различных неправительственных организаций. Тему ведет Марина Катыс:

Марина Катыс:

Участники конференции кроме общей резолюции приняли еще два отдельных заявления, касающихся ситуации в Чеченской республике и положения месхетинских турок в Краснодарском крае. Как считают правозащитники, намерение местных властей провести референдум по вопросу о выселении месхетинских турок с территории Краснодарского края является антиконституционным и лишь нагнетает национальную напряженность. Говорит член правления правозащитного центра "Мемориал" Александр Осипов:

Александр Осипов:

Я говорю о случаях систематического целенаправленного преследования каких-то групп населения со стороны государства. В первую очередь, это, конечно, проблема чеченцев и других выходцев с Кавказа, и преследования месхетинских турок в Краснодарском крае - в одном из районов края муниципальной властью готовится целый референдум, чтобы изгнать оттуда турок. Конечно, основная ответственность за эти больные проблемы ложится на государство. К сожалению, мыслят очень многие люди одинаково. Сами того не осознавая, мы по-прежнему видим в человеке представителя какой-то этнической группы. Соответственно, выстраивается какая-то иерархия - "более желательные" этнические группы, "менее желательные", "более ценные", "менее ценные"... Большая беда нашего общества в том, что мы не готовы говорить об этих проблемах в терминах дискриминации и предотвращения дискриминации, а предпочитают говорить об "этническом конфликте".

Марина Катыс:

Как считает президент правозащитной организации "Гражданский контроль" Борис Пустынцев, постсоветское пространство бывшего СССР породило совершенно новые формы расизма.

Борис Пустынцев:

В нашей стране сегодня происходят очень опасные процессы, которые вполне могут привести к институционализации расизма. Он может стать "респектабельным" явлением. Как мы знаем, Государственная Дума в прошлом проводила слушания по так называемому "русскому вопросу", в результате чего, конечно же, расистские идеи приобретали определенную респектабельность. Мы справедливо обвиняли президента Ельцина и его правительство в том, что они равнодушны, даже преступно равнодушны к росту расистских настроений в обществе, но ни Ельцин, ни его правительство никогда не сотрудничали с политическими экстремистами, и никогда не проявляли такой готовности. Что происходит сегодня: два месяца назад президент Путин встретился с "геноссе" Прохановым, и они беседовали 4 часа. Естественно, мы не знаем содержания беседы, но после этой встречи Проханов был вне себя от восторга, он заявил, что "впервые после развала СССР я почувствовал, что Кремль снова мой - родной". Две недели назад, съезд движения "Единство": формальный лидер движения - министр Шойгу, заявил, что он очень сожалеет о том, что губернатор Кондратенко решил больше не принимать участия в политической жизни, и не будет выставлять свою кандидатуру на следующих губернаторских выборах. Шойгу сказал, что он надеется, что Кондратенко все-таки передумает, и тогда "Единство" охотно его поддержит. Учитывая качество этой партии и то, зачем она была создана, понятно, что это - политика правительства.

Марина Катыс:

Кэтрин Фицпатрик - директор Международной Лиги Прав Человека, имеющей представительства в Нью-Йорке и Женеве, обеспокоена тем, что на международных встречах, посвященных вопросам расовой дискриминации, как правило, присутствуют только официальные представители МИД России:

Кэтрин Фицпатрик:

За последний год официальные лица в российских миссиях перестали идти на такой диалог. То есть, мы говорим: "Чечня", - они отвечают: "Латвия", - мы говорим: "Месхетинцы", - они отвечают: "Наших бьют в Эстонии"... Да, нарушаются права человека и в Латвии, и в Эстонии, и в Краснодарском крае, и в Чечне. Но дело в масштабе, и дело в способах решения этих проблем. Начали запугивать людей в системе ООН , например, есть специальный представитель Генерального Секретаря ООН - Фрэнсис Дянь, он отвечает за проблему внутренних перемещенных лиц - он единственный официальный человек из ООН, который встал на Генеральной Ассамблее и заговорил о Чечне, и назвал вещи своими именами, и упомянул конкретную ситуацию в конкретной стране, что обычно на Генеральной Ассамблее не принято. За это МИДовцы и начали его запугивать, угрожать, что могут не утвердить его мандат в комиссии, не пускают его в Чечню, несмотря на резолюции Комиссии по правам человека. Послы маленьких стран, которые пытаются поднять проблемы Чечни, даже в таком узаконенном виде, как "борьба с терроризмом", на Совете Безопасности в Нью-Йорке и в разных подкомитетах, потом встречают агрессивные реакции и следствие этого - шантаж и запугивание в других комитетах, связанных с бюджетом и с административными делами. Это очень печально. Мы жили без этого 10 лет. А сейчас это возвращается.

Марина Катыс:

По мнению Кэтрин Фицпатрик, в настоящее время в России решение проблем, связанных с расовой дискриминацией, практически невозможно.

Кэтрин Фицпатрик:

Что отсутствует у вас, так это способ решения проблем, "лечения", прежде всего, через суд. Что касается уголовных статей, которые борются с явлением дискриминации - то, что частное лицо не может подавать в суд, ссылаясь на эту статью, и отсутствие элементарных способов решить проблему через суд юридическим способом - это, конечно, сказывается на любой области прав человека, и, конечно, на дискриминации.

Марина Катыс:

Кэтрин Фицпатрик не согласна с обвинениями в адрес международных правозащитных организаций в том, что они, якобы, вмешиваются во внутренние дела России.

Кэтрин Фицпатрик:

У нас не тон агрессии, а тон озабоченности. Когда я открываю газету "Известия" и вижу статью, где сержант на блок-посту говорит, что у него собака может отличать чеченцев от дагестанцев по запаху, то я озабочена, и это не агрессивные, а естественные человеческие реакции озабоченности за вашу страну, за вашу прессу, в первую очередь, которая так освещает события, за ваше общественное мнение, которое формируется на основании таких статей... Есть деньги на то, чтобы бросать бомбы, а нет денег, чтобы разместить беженцев?!

Марина Катыс:

В принятом на конференции заявлении говорится: "На территории Чечни под прикрытием лозунгов борьбы с терроризмом продолжаются нарушения прав человека и правил ведения войны. Мирное население уничтожается в результате артобстрелов и бомбардировок, продолжаются казни и пытки, торговля людьми и мародерство. На территории республики создана целая система концентрационных лагерей. По оценкам правозащитников, эти деяния граничат с геноцидом".

XS
SM
MD
LG