Ссылки для упрощенного доступа

Сессия ПАСЕ и ожидания российских правозащитников


Корреспондент Радио Свобода Илья Дадашидзе беседовал с одним из организаторов Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека, президентом Международной Хельсинской Федерации Людмилой Алексеевой.

Илья Дадашидзе:

Сегодня в Страсбурге открылась сессия ПАСЕ, на которой в четверг состоится обсуждение ситуации в Чеченской Республике. Ожидается, что с докладом по этому вопросу выступит лорд Джадд, недавно побывавший в Чечне. Отмечая в проекте резолюции по Чеченской Республике обнадеживающие, хотя и ограниченные изменения ситуации, ПАСЕ в то же время подчеркивает, что при проведении военной кампании в Чеченской Республике Российская Федерация не действует в соответствии с принципами и ценностями Совета Европы. ПАСЕ выражает серьезную озабоченность положением с правами человека в Чечне и считает общую ситуацию неудовлетворительной. Что бы вы могли сказать о такой оценке ситуации в Чечне со стороны ПАСЕ, и насколько она совпадает с оценками участников завершившегося в Москве съезда правозащитников?

Людмила Алексеева:

И моя оценка, и оценка съезда, в общем, совпадают с этой оценкой, но только наши оценки резче. Мы не говорим об "улучшении положения в Чечне". Все, кто выступали на съезде по этой проблеме - по Чечне, отмечали, что ничего там за последнее время не изменилось, что страдания мирного населения по-прежнему массовы и безмерны, так что наша оценка отличается только в сторону большей жесткости. Прошлое обсуждение на парламентской сессии Совета Европы ситуации в Чечне вызвало большой шум по поводу отстранения от голосования российской делегации, но, в общем, увы, эта мера оказалось недостаточной, чтобы что-то изменить в Чечне, и я не знаю, чего ждать от этой парламентской сессии, поможет ли она - может быть, все-таки недостаточно внешнее давление для того, чтобы в Чечне что-то изменилось.

Илья Дадашидзе:

В рамках сессии ПАСЕ проходят слушания по свободе слова в России - что вы ждете от этой акции ПАСЕ?

Людмила Алексеева:

Хорошо, что уже обратили внимание на эту ситуацию - до сих пор в ПАСЕ, по-моему, разбирали исключительно ситуацию в Чечне, а ведь ситуация с давлением на прессу - я имею в виду не только историю с НТВ, но и то, что происходит в регионах - усиленный нажим на прессу происходит и по всей стране, и со стороны федеральных, и со стороны местных властей, и это не меньшая беда, чем Чечня, для будущего российской демократии. И это очень тесно связано. Ведь наибольшее давление на прессу и средства массовой информации происходит именно в связи с войной в Чечне. Дело Бабицкого, в общем, привело к тому, что перестали в Чечню ездить независимые журналисты, и я думаю, что и война в Чечне длится так долго, потому что люди не знают, на самом деле, что там происходит, потому что удалось создать информационный вакуум по этой важнейшей проблеме жизни нашей страны. И я думаю, что это очень правильно, что эту проблему вместе с чеченской поднимают на парламентской сессии Совета Европы.

Илья Дадашидзе:

На съезде правозащитников в Москве с большой речью выступил Григорий Явлинский - ваши впечатления?

Людмила Алексеева:

Он очень эмоционально и очень мрачно описывал ситуацию с правами человека в нынешней России но я бы сказала, что в этом он не отличался от других участников съезда, а вот что было самым интересным, во всяком случае, для меня в его выступлении - те конкретные предложения, которые он как лидер парламентской фракции сделал правозащитникам относительно совместной защиты прав и свобод российских граждан.

Илья Дадашидзе:

Владимир Путин отозвал свои поправки к УПК, внесенные им в парламент 5 января - каковы будут последствия этого его решения?

Людмила Алексеева:

Я думаю, что последствия будут такие, что как все это - задержание и арест - оставалось за прокуратурой, а не за судом, так это и останется. Указ, если бы он не был отозван, мог бы изменить ситуацию, а то, что он так быстро был отозван, показывает, что ситуация сохранится - в Конституции будет записано одно, а в жизни - происходить другое, и это, увы, санкционировано нашим президентом, который является гарантом Конституции, соблюдения прав и свобод российских граждан. И это, конечно, очень печально, потому что я не ожидала, конечно, что он отзовет этот указ, но я очень удивилась, когда этот указ появился, потому что на самом деле логика действий нашего нынешнего президента - это сокращение прав и свобод граждан, сокращение влияние общества на какие бы то ни было государственные дела. Этот указ шел вразрез с этой постоянной логикой его поведения, а то, что он его отозвал - в русле этой общей логики.

XS
SM
MD
LG