Ссылки для упрощенного доступа

Президентские выборы в Белоруссии - "можно рассчитывать на второй тур"


Смотри также материал "Официальная регистрация 4 кандидатов в президенты Белоруссии".

Политическую ситуацию в Белоруссии и шансы кандидатов в президенты на выборах в стране комментирует директор Минского Агентства гуманитарных технологий Владимир Мацкевич. С ним беседовал ведущий итогового информационного часа Андрей Шарый.

Владимир Мацкевич:

По сравнению с первыми президентскими выборами достаточно иной расклад возник сейчас. Если раньше были два демократических кандидата против четырех, скажем так, недемократических, то сегодня -два против двух. И если прошлые выборы закончились тем, что во второй тур вышли оба недемократических кандидата, и выбор осуществлялся между прежним премьером и новым будущим диктатором Лукашенко, то на этот раз, если мы можем надеяться на более менее нормальное голосование и в этом плане на второй тур выборов, то можно рассчитывать на то, что во втором туре будет достаточно четкая альтернатива - демократический и недемократический кандидат. В этом плане совокупные шансы Домаша и Гончарика не так уж плохи. Они вполне позволяют ожидать второго тура.

Андрей Шарый:

А есть уверенность, что те избиратели, которые предпочли бы Домаша, в том случае, если бы он не снимал свою кандидатуру, отдадут свои голоса Гончарику?

Владимир Мацкевич:

Ну, есть сомнения, потому что сейчас развернута очень сильная кампания по разжиганию противоречий между сторонниками Домаша и Гончарика, с одной стороны, ну а с другой стороны, в очень вязком и нечетком информационном поле Белоруссии все люди кроме Лукашенко достаточно мало известны. Поэтому, как бы, известность - я не говорю о популярности, просто известность имен Гончарика и Домаша - она достаточно ситуативна, и, так скажем, локализована. Отсюда - просто люди, которые не знают Домаша, могут знать Гончарика, и наоборот. Поэтому я бы считал ошибкой демократического лагеря, если бы уже на этом этапе один из кандидатов снимал свою кандидатуру.

Андрей Шарый:

Есть какая-то политическая разница между Домашем и Гончариком? Они представляют разные слои белорусского общества?

Владимир Мацкевич:

Думаю - да. Дело не в том, какие слои они представляют, потому что здесь о представительности говорить достаточно сложно, поскольку мы уже лет 5 живем просто в полном отсутствии представительных структур, каких бы то ни было. Поэтому наше общество в этом смысле как бы атомизировано, с одной стороны. и гомогенизировано. Здесь скорее идеологические пристрастия и программные установки кандидатов имеют значение. В этом смысле можно сказать, что Домаш - более правый, а Гончарик более левый, более социал-демократический, Домаш либеральнее. Вот и все, если только не брать еще и географическую разницу населения. Если Домаш пользуется большей известностью и поддержкой в северо-западных областях, регионах Белоруссии, то у Гончарика нет такой четкой определенности в локализации по территориями, по регионам, но зато и его раскрутка была более поздней и он как человек аппаратной карьеры в этом смысле просто менее известен лично - как человек, как политик, и так далее.

Андрей Шарый:

А вот четвертый участник процедуры регистрации - Сергей Гайдукевич, лидер Либерально-демократической партии - имеет какие-то шансы на успех?

Владимир Мацкевич:

Я думаю - нет. Дело в том, что по политическому раскладу, по спектру, Гайдукевич - некий аналог российского Жириновского, тем более, что и партия у него как бы из этого же клана выросла, он сменил, кстати, за время своей карьеры несколько ориентаций различных. Но люди и партии типа Жириновского, ЛДПР - или ЛДПБ, у нас - их раскрутка возможна только при достаточной высокой свободе и независимости прессы и существовании влиятельной "желтой" прессы, "желтых" средств массовой информации. В Белоруссии таковых нет, поэтому для раскрутки Гайдукевича просто нет объективных условий.

Андрей Шарый:

Каков ваш прогноз - на выборы?

Владимир Мацкевич:

Я вообще-то не очень люблю делать прогнозы. Я могу говорить про некоторые шансы, вероятности. Сейчас достаточно большая вероятность того, что при соответствующих правильных действиях и без каких-то неожиданностей больших - что можно рассчитывать на второй тур. Потому что поддержка Лукашенко - она достаточно стабилизировалась. Эта стабилизация не дает ему безусловного перевеса. При закрытости выборной системы Белоруссии и ее подчиненности вертикали мы можем получить, ну, достаточно большую фальсификацию и подтасовку, но тут уже речь идет о возможностях - процентных возможностях этой фальсификации. Я думаю, что если эта фальсификация будет больше 15 процентов, то она станет очень заметной, вопиющей, и против нее можно будет принимать адекватные меры. Соответственно, если за Лукашенко будет подано не более, так скажем, 35 процентов голосов, то шансы вполне возможны на второй тур. А второй тур - это будет очень бурный процесс, и об этом уже отдельно нужно будет говорить. Сейчас можно строить прогнозы только относительно, того возможен второй тур или нет.

XS
SM
MD
LG