Ссылки для упрощенного доступа

Итоги саммита ГУУАМ


Программу ведет Петр Вайль. В ней участвуют: корреспонденты Радио Свобода: в Ялте - Георгий Кобаладзе, в Киеве - Виктор Ивахненко, в Кишиневе - Василиу Ботнару, в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин, он беседовал с содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом. Итоги саммита ГУУАМ комментирует Виталий Портников.

Петр Вайль:

В Ялте завершил работу саммит ГУУАМ - неформального экономического объединения, названного по первым буквам входящих в него стран - Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Участники пытаются создать полноценную международную организацию, рассказывает наш корреспондент в Ялте Георгию Кобаладзе:

Георгий Кобаладзе:

Президенты стран членов ГУУАМ - пока неформального объединения Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы, в принципе, с некоторыми оговорками сумели договориться о создании зоны свободной торговли ГУУАМ. Если эта зона действительно заработает, то ГУУАМ может стать серьезным противовесом СНГ, поскольку зона свободной торговли СНГ так и осталась проектом из-за противодействия, в первую очередь - России. ГУУАМ пока не имеет и, по всей видимости, в ближайшее время не будет иметь координационных органов. Президент Молдовы Владимир Воронин категорически против их создания, но на будущем саммите ГУУАМ в Баку первый шаг в этом направлении все-таки будет сделан - созданием информационного центра. Всех присутствующих в Ливадйиском дворце не покидало ощущение того, что президенты действительно пытаются сформировать некую геополитическую альтернативу на случай развития определенных процессов в СНГ. Недаром они позировали в историческом зале, где в середине прошлого века заседала "Великая тройка". Но на заключительной пресс-конференции президенты заявили, что их объединение не направлено против кого бы то ни было, в том числе, естественно, и России.

Петр Вайль:

Украинские политики не считают, что укрепление и возможное расширение ГУУАМ отразится на дальнейшей судьбе СНГ. Рассказывает наш корреспондент в Киеве Владимир Ивахненко:

Владимир Ивахненко:

С момента своего рождения 4 года назад объединение ГУУАМ безуспешно пыталось противостоять доминированию России. В состав организации вошли страны, во многом не согласные с экономической политикой Москвы в рамках СНГ. Выступив инициатором создания ГУУАМ и являясь его лидером, Украина все это время стремилась ослабить энергетическую зависимость от России, предлагая в рамках организации проект евразийского транспортного коридора, который бы включал и новые маршруты поставок нефти. Однако, такие планы даже и после оформления объединения в полноценную международную организацию многие называют нереальными. Некоторые украинские политики, ссылаясь на своих российских коллег, утверждают, что в Кремле уже прорабатываются варианты возможного использования ГУУАМ в интересах России. По мнению украинского политолога Дмитрия Выдрина, укрепление ГУУАМ и возможное его расширение вряд ли приведет к кончине СНГ, которому на протяжении 10 лет неоднократно предрекали распад. Вполне очевидно, что перспективы ГУУАМ во многом будут зависеть от позиции украинского президента, взгляды которого несколько изменились после политического кризиса на Украине, хотя он по-прежнему и демонстрирует желание сотрудничать с Западом, опровергая утверждения об усилении российского влияния на Украины. Похоже, несмотря ни на что Леонид Кучма считает именно Россию своим главным союзником, с которым следует считаться. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что после известия об отказе России прислать своего представителя в Крым на встречу пяти президентов, украинский МИД сразу же отозвал приглашения всем государствам причерноморского региона, наблюдатели от которых должны были присутствовать на Ялтинском саммите.

Петр Вайль:

Новый молдавский президент Владимир Воронин оказался в довольно сложном положении. С одной стороны, он должен выполнить предвыборные обещания: добиться присоединения Молдавии к Союзу России и Беларуси. В то же время Кишинев рискует лишиться выгод, которые сулит Молдавии ее геополитическое положение. Слово нашему кишиневскому корреспонденту Василиу Ботнару:

Василиу Ботнару:

В отличие от своих "прозападных" или, якобы, "прорумынских" предшественников, Воронин хочет выглядеть суперпрагматиком и неустанно заявляет, что Молдова будет находиться в тех союзах, которые наиболее полно будут учитывать ее интересы. Это он говорил и в Москве, и в Бухаресте. За камуфляжем дипломатической риторики все же скрывается напряженная шахматная партия, которую президент проигрывает. Чтобы как можно дальше перенести выплату унаследованных долгов по энергоресурсам и скрутить в бараний рог Приднестровскую республику Воронин должен заручиться поддержкой Путина. А это значит - пойти на попятную в антироссийском ГУУАМЕ, но там присутствует другой восточный сосед, от которого Воронин зависит не в меньшей степени. Киев должен помочь Кишиневу закрыть границу на приднестровском участке, чтобы вынудить Тирасполь быть посговорчивее. К тому же, Украина является транзитной территорией для восточного экспорта Молдовы, который на 60 процентов ориентирован на российский рынок, не говоря уже о мелких, на первый взгляд, каверзах, как скажем признание молдавской собственности на черноморском побережье, или упрощенный переход молдавско-украинской границы для сотен тысяч мелких и крупных бизнесменов, и простых граждан. Сразу после Минского саммита СНГ Воронин сделал неожиданный ход: он вызвался переманить Леонида Кучму из ГУУАМА в Евразийский союз - на том основании, что Молдова хотела бы присоединиться к этому сообществу, а для этого ей следует иметь общие с ним границы. Ведет ли Воронин свою шахматную игру или озвучивает чей-то заказ - пока судить трудно. Тем не менее, ГУУАМ уже не вызывает беспокойства Москвы. Можно предположить, что Путин рассчитывает на достойное поведение последней буквы в ГУУАМовской аббревиатуре. Однако, если сбудутся прогнозы грузинского президента и на каспийский нефтепровод будут нанизаны Румыния и Болгария, Воронин может вообще оказаться не у дел. Словом из-за славянской привязанности, априори присутствующей в коммунистической дефиниции Воронина, его могут четвертовать любвеобильные соседи, или, в лучшем случае - задушить в дружеских объятиях.

Петр Вайль:

Насколько серьезным кажется западным наблюдателям попытка пяти бывших советских республик организовать единое торгово-экономическое пространство? Как относятся в США к организации ГУУАМ - наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом:

Юрий Жигалкин:

Американская пресса, если я не ошибаюсь, не заметила ни создания ГУУАМА, ни существования этой организации - как бы вы оценили ее значение?

Маршалл Голдман:

Это объединение все еще находится в ранней стадии своего развития, поэтому трудно ожидать, что оно будет обладать неким заметным статусом в глазах западных столиц. Пока, я думаю, оно представляет из себя лишь полезный форум для общения глав бывших пяти советских республик, форум, который гарантирует им отсутствие российского давления. Очевидно, что у них есть, о чем поговорить - помимо торговых вопросов у них масса общих проблем, экологических в том числе. Если они в конце концов смогут, скажем, договориться о снижении торговых тарифов и безвизовых контактах, то это будет разумным шагом.

Юрий Жигалкин:

Какие для себя выводы, как вы считаете, должна сделать Россия, совершенно сознательно оставленная участниками за рамками этого объединения?

Маршалл Голдман:

У Москвы, возможно, и есть повод для беспокойства относительно того, что она может не войти в объединение бывших советских республик, пытающихся осуществить полезную экономическую идею. Но я не думаю, что эта пятерка, в конце концов, сможет добиться успеха без участия России в этом начинании. Понятно, что если Москва сейчас захочет в том или ином качестве сотрудничать с ГУУАМом, то она не будет обладать тем весом, который у нее есть, скажем, в СНГ, но в любом принципиальном вопросе за ней все равно останется весомое слово, поскольку Россия, несомненно, представляет из себя ведущую экономическую силу на бывшем советском пространстве, и ее невозможно игнорировать, решая, например, энергетические вопросы. Как бы в Москве ни относились к существованию ГУУАМа, успех начинаний "пятерки" в прямых российских интересах. Экономически, да и политически, России выгодны, во-первых, стабильность у соседей, а во-вторых - утверждение единого экономического пространства. Поэтому, на мой взгляд, прямой российский интерес состоит в том, чтобы не игнорировать и не мешать работе группы, а сотрудничать с ней.

Юрий Жигалкин:

Как успех таких региональных объединений может отразиться на судьбе СНГ? Жизнеспособна ли эта организация?

Маршалл Голдман:

Я полагаю, что дни СНГ в том виде, как содружество задумывалось, то есть, как подобие Советского Союза - в прошлом. На мой взгляд, придать жизнь этой организации может лишь некая реальная угроза государствам - членам, которая заставит их искать защиты и поддержки у России, скажем, вторжение исламистов в центральноазиатские государства. В будущем отношения с большинством бывших советских республик будут диктоваться главным образом экономическими связями, в гораздо большей мере, чем политическими соображениями, и именно эта нужда заставляет членов СНГ организовывать более мелкие региональные форумы. Можно осторожно предположить, что Россия, Белоруссия и, видимо, Украина сохранят близость в силу общих исторических и этнических корней. Центральноазиатские государства, я думаю, будут все дальше отходить от бывшего старшего брата. То же самое можно предсказать и в случае закавказских государств. Там многое будет зависеть от их отношений с соседями. Не исключено, что кто-то из этих государств будет разыгрывать российскую карту - это наиболее вероятный сценарий.

Петр Вайль:

В прямом эфире Радио Свобода наш обозреватель Виталий Портников. Виталий, главный вопрос: может ли существовать такая организация как ГУУАМ параллельно СНГ, и каковы будут взаимоотношения между ними?

Виталий Портников:

Кучма, Шеварднадзе, Алиев, Каримов и Воронин в том зале, где Рузвельт, Черчилль и Сталин делили Европу в конце Второй мировой войны - это, конечно, очень красивый литературный образ. Однако, становится очевидным, что в Ялте сейчас никакого нового серьезного разделения на постсоветском пространстве не произошло. Потому что ГУУАМ - организация, которая больна теми же болезнями, что и СНГ, что и евразийское экономическое сообщество, которое недавно было столь же громко продекларировано в Минске. А эта болезнь - отсутствие воли к каким-либо реальным действиями. В Минске президенты не договариваются о зоне свободной торговле, и в Ялте не договариваются - уже в более узком составе. Говорить о близости интересов, подписывать хартии и разнообразные документы - конечно, гораздо легче, чем проводить реформы в экономиках собственных стран. Вот это - главная проблема ГУУАМа. Может ли ГУУАМ существовать внутри содружества? Президент России Владимир Путин я думаю, не очень лукавил, когда во время пресс-конференции по случаю окончания встречи глав государств СНГ в Минске заявил, что на постсоветском пространстве могут существовать различные региональные организации - и Евразийское экономическое сообщество, и ГУУАМ. Ведь все дело в том, что еще несколько лет назад в СНГ существовало два блока. Один был однозначно пророссийским - Россия играла в нем ведущую роль, другой был если не антироссийский, то уж, по крайней мере, выступающий против российской доминанты, там в разное время были разные лидеры, но и Украина и Азербайджан, и Узбекистан играли в нем весьма серьезную роль в различные периоды истории Содружества. Теперь в связи с кассетным скандалом на Украине, в связи с проблемами, вызванными постоянными вторжениями исламских боевиков в Узбекистан, в связи с победой коммунистов на парламентских выборах в Молдавии, в связи с тем, что у Азербайджана существует серьезная проблема с окончанием карабахского конфликта, а Грузия ожидает улучшения своих отношений с Россией в связи с чеченскими событиями - все это делает страны ГУУАМа представителями, скажем так, группы, которая более осторожно относится к России, чем те государства, которые объединились в Евразийское экономическое сообщество. И из Москвы могут смотреть на существование таких группировок. Одна из них однозначно пророссийская, и Россия ставит своей целью контролировать эту группу - Евразийское экономическое сообщество, а другая - менее близка к России, но все же отнюдь не враждебна ей. И целью российской дипломатии выглядит, вероятно, усилить российское влияние на страны этой группировки. Поскольку сейчас в ГУУАМе эти страны обозначены, их интересы видны, разногласия тоже понятны, для России существование ГУУАМа, на самом деле, на сегодня облегчает задачу своего усиления на всем постсоветском пространстве. Ну, а если в бывших советских республиках пройдут реальные экономические реформы, если они станут полноценными партнерами западных стран с точки зрения преобразований и участия в европейских и евроатлантических структурах - тогда уже будет нужда не в ГУУАМе, тогда уже будет нужда присоединяться к списку стран кандидатов в ЕС или НАТО, то есть ,делать то, что делает любая цивилизованная страна, когда проводит успешные политические и экономические реформы.

XS
SM
MD
LG