Программу ведет Петр Вайль. В ней участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Киеве - Владимир Ивахненко, и в Минске - Виталий Цыганков, специальный корреспондент Радио Свобода в Киеве Елена Коломийченко, беседовавшая с украинским историком Даниилом Яневским, и международный обозреватель Радио Свобода Джованни Бенси.
Петр Вайль:
В субботу на Украину прибывает Папа Римский Иоанн Павел Второй. Сотни тысяч паломников уже ожидают Папу в Киеве и Львове, которые он посетит в ходе своего пятидневного визита. Из украинской столицы сообщает Владимир Ивахненко:
Владимир Ивахненко:
Украина станет сто двадцать шестой страной, которую посетит Папа Иоанн Павел Второй за годы своей пастырской деятельности. Интерес к этому визиту чрезвычайно велик. Его будут освещать около двух тысяч украинских и зарубежных журналистов. Еще в начале месяца на Украину начали прибывать паломники из соседних государств. Опасаясь возможных провокаций и проникновения в страну международных террористов, украинские власти предприняли беспрецедентные меры безопасности. По этому поводу организаторы визита выразили свою озабоченность, заявив, что повышенные меры безопасности могут привести к созданию искусственных барьеров и не позволят многим простым верующим увидеть папу. Охрану общественного порядка в эти дни в столице обеспечивают свыше 30 тысяч представителей правоохранительных органов, в том числе и из соседних областей. "Я надеюсь, что мой визит на Украину будет способствовать объединению и примирению различных религиозных конфессий в этой стране", - заявил накануне глава Ватикана. Его визит уже многие называют одним из самых важных в истории многочисленных зарубежных поездок Римского первосвященника. Впервые папа посетит второе по численности населения славянское государство, территория которого была одним из центров крещения еще до формального разрыва Византии и Рима. Кроме Киева, глава римско-католической церкви также посетит и Львов. В западных областях Украины проживает почти пять миллионов греко-католиков и миллион римо-католиков, тогда как в центральных и юго-восточных областях большинство верующих православные.
Из всех представленных на Украине православных церквей, крайне негативно к визиту Папы относится только УПЦ Московского патриархата во главе с митрополитом Владимиром. Его сторонники неоднократно проводили массовые демонстрации в центре Киева, заявляя о нецелесообразности приезда главы Ватикана до разрешения всех разногласий, в том числе и по поводу собственности, между Православной и Греко-католической церквями. Кроме того, многие православные священники обвиняют Иоанна Павла Второго в том, что он целенаправленно ищет новых последователей католической церкви в России и на Украине. И, тем не менее, как отмечают организаторы визита, сам Папа достаточно толерантно относится к своим критикам, надеясь, что его пребывание на Украине позволит приблизить друг к другу людей разных вероисповеданий. Ожидается, что на литургии, которые глава католической церкви отслужит на украинском языке по византийскому и латинскому обрядам в Киеве, соберется около четырехсот тысяч паломников, а во Львове около одного миллиона.
Первое богослужение состоится в воскресенье утром на столичном стадионе "Чайка" в присутствии руководителей украинского государства. К визиту понтифика здесь соорудили гигантский подиум в виде корабля, с которого Папа Римский и будет вести службу. Между тем некоторые украинские политики уже называют предстоящий приезд главы Католической Церкви не столько религиозным событием, сколько политическим, подчеркивая при этом, что для президента Леонида Кучмы, ослабленного политическим кризисом в стране, этот визит будет способствовать поднятию критически низкого рейтинга и укреплению его влияние в западных областях Украины.
Петр Вайль:
Во главе Украинской Греко-католической церкви находится Верховный архиепископ Любомир Гузар, которого недавно Папа Иоанн Павел Второй произвел в кардиналы, то есть, члены высшего церковного руководства. С кардиналом Гузаром беседовал Джованни Бенси:
Джованни Бенси:
Ваше Блаженство, сначала обязательный вопрос: чего вы, ваше церковь и Украина ожидают от визита Папы Римского?
Любомир Гузар:
Визит Папы, безусловно - очень важное событие для нас, на разных уровнях: на уровне религии, на уровне культуры. В сегодняшнем мире Папа считается самым высоким представителем и носителем религиозного мировоззрения и морали. Эти ценности, а, значит, и его присутствие, нам очень нужны. Как и в других странах, которые он посещал раньше, и на Украине приезд Папы сопровождается повышенным интересом. Это касается также взглядов и мировоззрения многих людей, задающихся вопросом о том, чем для них являются религия, знание и вера в Бога.
Джованни Бенси:
Ваше Блаженство, на днях в Киеве вы были приняты президентом Украины Леонидом Кучмой. О чем вы говорили?
Любомир Гузар:
Были затронуты две главные проблемы: одна, связанная с реальным положением Украинской Греко-католической церкви, а также других церквей, которые подвергались гонениям при тоталитарном режиме. Вторая проблема связана с образованием. Нам очень бы хотелось, чтобы на Украине, как и в других европейских государствах, в университетах велось преподавание богословия, как полноправной университетской дисциплины. Для нас это - чрезвычайно важная задача, решение которой позволило бы украинским школам, семинариям и богословским учреждениям давать учащимся необходимый уровень образования. Богословская наука и научно обоснованные религиозные исследования абсолютно необходимы для нашей церкви. Украина могла бы тогда воспитывать своих высококлассных преподавателей, профессоров и научных деятелей, с тем, чтобы достичь достойного, европейского, уровня богословской, а, следовательно, и религиозной жизни в нашей стране.
Джованни Бенси:
Ваше Блаженство, у вас во Львове есть греко-католическая Духовная академия. Заступились ли вы и за православных, с тем, чтобы и у них богословие преподавалось на университетском уровне?
Любомир Гузар:
Я считаю, что это необычайно важно, чтобы на Украине существовала полноценная, серьезная, развитая школа, факультет, православного богословия. Мы стараемся усовершенствовать, улучшить нашу Богословскую Академию, которая признана Ватиканом и специализируется в католическом богословии. В то же время в стране должна существовать и работать на самом высоком уровне школа, которая занималась бы православным богословием и соответствовала бы потребностям общества. Для нашей церкви, для ее развития, это - чрезвычайно важный элемент.
Петр Вайль:
Сейчас в Киеве находится наш специальный корреспондент Елена Коломийченко, которая будет освещать визит Папы Римского Иоанна Павла Второго на Украину. В пятницу она побеседовала о предстоящем визите с киевским историком Даниилом Яневским:
Елена Коломийченко:
22 июня Украина, как и другие бывшие республики Советского Союза, отмечает печальную 60-ю годовщину со дня начала Великой Отечественной Войны, а 23 июня - начинается визит на Украину Папы Римского, поистине исторический визит... Со мной в студии Даниил Яневский, по образованию историк, когда-то наш корреспондент в Киеве, а сейчас, можно сказать, телезвезда. И я хочу обратиться к вам, Даниил, с несколькими вопросами: чем объяснить столь резкое противостояние православной церкви, причем Украинской церкви Московского патриархата во главе с митрополитом Владимиром, визиту Папы Римского?
Даниил Яневский:
Я бы разделил этот вопрос на две части. Первая часть - надводная. Церковь Московского патриархата в лице ее высших иерархов здесь в Украине обвиняет католиков в прозелитизме, то есть, в насильственном обращении православных в католичество. Второй предъявляемый аргумент - это акты насилия, которые действительно имели место в начале 90-х годов, когда была легализована УКГЦ в Украине и когда отбирались православные парафии - возвращались, так бы я сказал, в свою историческую церковь, запрещенную в 1946-м году. Но после всех заявлений руководства Украинской греко-католической церкви, после всех заявлений кардинала Гузара, после визита Папы Римского в Грецию и его разговоров там с греческими епископами и извинений, которые Папа официально принес от имени вселенской церкви православным братьям - эти аргументы уже не работают, и кардинал Гузар тут правильно сказал, что эти все события как бы повернули ветер из их парусов - имея в виду Московский патриархат. А подводная часть состоит из трех основных аспектов. Первая - это насильственное обращение православными католиков мусульман и иудеев в православие - с XVII века, продолжавшееся в XVIII, XIX и XX. Вторая часть - это довольно болезненная для Московского патриархата тема - им нужно отчитаться за результаты Львовского собора 1946-го года, когда Украинская католическая церковь была уничтожена здесь в Украине, все иерархи были физически уничтожены, патриарх пробыл 18 лет в концентрационном лагере, расстреливали греко-католических священников здесь, конфисковали всю собственность, надо что-то сказать по этому поводу, а Московский патриархат, видимо, не имеет на это пока еще силы воли. Третье состоит в том, что Русской православной церкви необходимо предъявить адекватные ответы на вызовы времени. Например, адекватную социальную доктрину, адекватные ответы на вопросы: что делать сегодня с информационным пространством, каково отношение церкви к абортам - не вообще, а практически....
Елена Коломийченко:
Сколько здесь истории, а, сколько здесь политики? Ведь и политики российские тоже делают вполне неуклюжие заявления, говоря о том, что этот визит будет способствовать разъединению Украины?
Даниил Яневский:
Политика российских политиков, извините меня за тавтологию - она тоже неоднозначна. С одной стороны, существуют такие заявления, а с другой стороны - существует отчетливая политическая линия, начатая еще при президенте Горбачеве, продолженная президентом Ельциным и продолжаемая сейчас президентом Путиным - на налаживание контакта с Ватиканом, о чем свидетельствует, между прочим, визит премьера Касьянова в феврале в Ватикан и его встреча с Папой Римским там.
Елена Коломийченко:
Даниил, как вы думаете, вот этот визит Папы Римского на Украину - может ли он стать своего рода предваряющим или открывающим ворота для Ватикана в Россию?
Даниил Яневский:
Я бы очень в это хотел верить, но не думаю, к сожалению, что это произойдет при жизни нынешнего Понтифика и при жизни нынешнего Московского Патриарха. Хотя, кто его знает - если бы кто-нибудь сказал два года тому назад, что Папа Римский будет в Украине - я бы рассмеялся этому человеку в лицо. Этот визит был бы революционный действительно шаг, потому что это означало бы включение России в мировые процессы на этом направлении, в процесс, прежде всего, мирового диалога по наиболее актуальным проблемам, которые сегодня перед человечеством стоят, и который Ватикан возглавляет. Но - мы имеем заявления российских политиков, о которых вы говорили с одной стороны, а с другой стороны, мы имеем буквально вчерашнее приглашение российских католиков Папе Римскому - посетить Российскую Федерацию, Москву с официальным визитом. Я думаю, что это революционное событие, революционное действие со стороны наших российских братьев, потому что, это будет означать, повторюсь, извините, включение России в диалог, а только диалогами можно добиться чего-нибудь.
Елена Коломийченко:
Каких действий со стороны православной церкви на Украине можно ожидать в дни визита?
Даниил Яневский:
Когда мы говорим о православных, мы должны четко разделить в своем сознании, что две из трех собственно православных церквей - Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата - занимают вполне взвешенную позицию. Ее озвучил Патриарх Филарет - он сказал: "У нас разная клезиология, то есть, разное учение церкви, но у нас одна доктрина и мы приветствуем любые формы диалога". Будут ли действия со стороны Московского патриархата - сказать опять таки трудно, я бы сослался только на очень уважаемые киевские социологические учреждения, которые говорят, что 95 процентов граждан Украины позитивно оценивают факт визита Иоанна Павла Второго в Украину, и только 5 процентов относятся к этому либо равнодушно, либо с недоверием... В целом я думаю, что украинцы - мудрые люди и я думаю, что они найдут в себе силы адекватно ответить на этот уважительный в высшей степени визит апостола правды, апостола веры, апостола любви, каковым является Иоанн Павел Второй.
Петр Вайль:
Параллельно визиту Папы Римского на Украину Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй проводит визит в Белоруссию - с 23 по 27 июня. О программе визита и межконфессиональных отношениях в Белоруссии рассказывает наш минский корреспондент Виталий Цыганков:
Виталий Цыганков:
Большую часть своего визита Святейший Патриарх проведет в Брестской области. Главным событием в субботу станет богослужение в Свято-Симеоновском соборе, во время которого будет освящен Крест Евфросинии Полоцкой - национальная белорусская святыня. 24 июня глава Русской православной церкви освятит Свято-Воскресенский храм-памятник, построенный в честь 50-летия Победы. Здесь же запланирована его встреча с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Затем будет освящен памятник "Стражам границы". Визит в Брест завершится торжественным приемом от имени Александра Лукашенко в честь прибытия Патриарха.
Далее Алексий II отправится в другие белорусские города Брестской и Гомельской области. Что интересно, Патриарх посетит районы Белоруссии, расположенные на границе с Украиной, именно во время визита туда Папы Римского. В программе визита Алексия - встречи с духовенством, освящение новых храмов, посещение тюрьмы и женского монастыря. И завершится визит 27 июня у монумента "Дружба", который расположен на стыке границ Белоруссии, России и Украины. Именно здесь в качестве дара от белорусского народа Александр Лукашенко вручит Алексию II хоругви для московского Храма Христа Спасителя. После молебна патриарх отправится в Москву.
Межконфессиональная ситуация в Белоруссии, конечно же, не является настолько острой, как в Украине, однако, она достаточно сложная. После избрания президентом Александра Лукашенко власть стало однозначно поддерживать православие в качестве главной и чуть ли не единственной религии белорусов. В государственной прессе усиливаются нападки на католиков и протестантов. Александр Лукашенко называет Беларусь православной страной, а себя самого он когда-то назвал "православным атеистом". Статистика, однако, говорит о том, что из 2663 зарегистрированных в стране религиозных общин православных 1172, то есть, менее половины. На западе стране, в Гродненской области, около половины верующих - католики, а в южных районах, которые собирается посетить патриарх, довольно много баптистов и евангелистов.
Сейчас в Белоруссии многих волнует, послужит ли визит Патриарха укреплению религиозного мира в Беларуси, не будет ли он использован белорусскими властями в политических целях.
Петр Вайль:
Завершаем тему комментарием моего коллеги Джованни Бенси:
Джованни Бенси:
Говорят, Папа Римский Иоанн Павел Второй рассматривает свой визит на Украину как первый шаг на пути в Москву. Но мечта Понтифика, судя по всему, осуществится не так скоро. В Москве бушует полемика: завтра вечером россияне смогут смотреть по РТР документальную ленту "Территория раскола", в которой Патриарх Алексий Второй повторит тезис о том, что "в конце восьмидесятых - начале девяностых годов" украинские греко-католики "на волне дикого национализма разгромили православные епархии во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске". Греко-католики отвергают эти огульные обвинения и напоминают, что в 1946-м году советские коммунисты действительно разгромили греко-католические епархии, а уцелевшие церкви передали Московской Патриархии. Но и та, в свою очередь, не была свободной.
Алексий Второй обиделся также на председателя Конференции католических епископов России, архиепископа Тадеуша Кондрусевича, который напомнил, что приглашение посетить Россию, переданное Иоанну Павлу Второму Горбачевым и Ельциным, остается в силе. Мне кажется, что в дебрях этой полемики стороны забывают слова Христовы, в Евангелии от Иоанна, "ut omnes unum sint", "да вси едино будут". Ватикан больше не использует так называемое "униатство" для привлечения православных в католицизм. Призрак "прозелитизма", все время вызываемый Московской Патриархией, давно уже не бродит по Европе: случаи перехода русских (и иных) православных в католическую веру можно пересчитать по пальцам. Как, впрочем, и наоборот. Зачем тогда ненужная полемика? Пусть Папа Римский посетит Украину, а в будущем и Россию. Что в этом плохого? Если бы Патриарх Алексий решил посетить Рим и существующие в Италии православные приходы (во Флоренции, впрочем, есть прекрасная русская церковь), все бы приняли его с хлебом-солью. Времена огненных споров о "филиокве", слава Богу, ушли далеко в прошлое.
Петр Вайль:
В субботу на Украину прибывает Папа Римский Иоанн Павел Второй. Сотни тысяч паломников уже ожидают Папу в Киеве и Львове, которые он посетит в ходе своего пятидневного визита. Из украинской столицы сообщает Владимир Ивахненко:
Владимир Ивахненко:
Украина станет сто двадцать шестой страной, которую посетит Папа Иоанн Павел Второй за годы своей пастырской деятельности. Интерес к этому визиту чрезвычайно велик. Его будут освещать около двух тысяч украинских и зарубежных журналистов. Еще в начале месяца на Украину начали прибывать паломники из соседних государств. Опасаясь возможных провокаций и проникновения в страну международных террористов, украинские власти предприняли беспрецедентные меры безопасности. По этому поводу организаторы визита выразили свою озабоченность, заявив, что повышенные меры безопасности могут привести к созданию искусственных барьеров и не позволят многим простым верующим увидеть папу. Охрану общественного порядка в эти дни в столице обеспечивают свыше 30 тысяч представителей правоохранительных органов, в том числе и из соседних областей. "Я надеюсь, что мой визит на Украину будет способствовать объединению и примирению различных религиозных конфессий в этой стране", - заявил накануне глава Ватикана. Его визит уже многие называют одним из самых важных в истории многочисленных зарубежных поездок Римского первосвященника. Впервые папа посетит второе по численности населения славянское государство, территория которого была одним из центров крещения еще до формального разрыва Византии и Рима. Кроме Киева, глава римско-католической церкви также посетит и Львов. В западных областях Украины проживает почти пять миллионов греко-католиков и миллион римо-католиков, тогда как в центральных и юго-восточных областях большинство верующих православные.
Из всех представленных на Украине православных церквей, крайне негативно к визиту Папы относится только УПЦ Московского патриархата во главе с митрополитом Владимиром. Его сторонники неоднократно проводили массовые демонстрации в центре Киева, заявляя о нецелесообразности приезда главы Ватикана до разрешения всех разногласий, в том числе и по поводу собственности, между Православной и Греко-католической церквями. Кроме того, многие православные священники обвиняют Иоанна Павла Второго в том, что он целенаправленно ищет новых последователей католической церкви в России и на Украине. И, тем не менее, как отмечают организаторы визита, сам Папа достаточно толерантно относится к своим критикам, надеясь, что его пребывание на Украине позволит приблизить друг к другу людей разных вероисповеданий. Ожидается, что на литургии, которые глава католической церкви отслужит на украинском языке по византийскому и латинскому обрядам в Киеве, соберется около четырехсот тысяч паломников, а во Львове около одного миллиона.
Первое богослужение состоится в воскресенье утром на столичном стадионе "Чайка" в присутствии руководителей украинского государства. К визиту понтифика здесь соорудили гигантский подиум в виде корабля, с которого Папа Римский и будет вести службу. Между тем некоторые украинские политики уже называют предстоящий приезд главы Католической Церкви не столько религиозным событием, сколько политическим, подчеркивая при этом, что для президента Леонида Кучмы, ослабленного политическим кризисом в стране, этот визит будет способствовать поднятию критически низкого рейтинга и укреплению его влияние в западных областях Украины.
Петр Вайль:
Во главе Украинской Греко-католической церкви находится Верховный архиепископ Любомир Гузар, которого недавно Папа Иоанн Павел Второй произвел в кардиналы, то есть, члены высшего церковного руководства. С кардиналом Гузаром беседовал Джованни Бенси:
Джованни Бенси:
Ваше Блаженство, сначала обязательный вопрос: чего вы, ваше церковь и Украина ожидают от визита Папы Римского?
Любомир Гузар:
Визит Папы, безусловно - очень важное событие для нас, на разных уровнях: на уровне религии, на уровне культуры. В сегодняшнем мире Папа считается самым высоким представителем и носителем религиозного мировоззрения и морали. Эти ценности, а, значит, и его присутствие, нам очень нужны. Как и в других странах, которые он посещал раньше, и на Украине приезд Папы сопровождается повышенным интересом. Это касается также взглядов и мировоззрения многих людей, задающихся вопросом о том, чем для них являются религия, знание и вера в Бога.
Джованни Бенси:
Ваше Блаженство, на днях в Киеве вы были приняты президентом Украины Леонидом Кучмой. О чем вы говорили?
Любомир Гузар:
Были затронуты две главные проблемы: одна, связанная с реальным положением Украинской Греко-католической церкви, а также других церквей, которые подвергались гонениям при тоталитарном режиме. Вторая проблема связана с образованием. Нам очень бы хотелось, чтобы на Украине, как и в других европейских государствах, в университетах велось преподавание богословия, как полноправной университетской дисциплины. Для нас это - чрезвычайно важная задача, решение которой позволило бы украинским школам, семинариям и богословским учреждениям давать учащимся необходимый уровень образования. Богословская наука и научно обоснованные религиозные исследования абсолютно необходимы для нашей церкви. Украина могла бы тогда воспитывать своих высококлассных преподавателей, профессоров и научных деятелей, с тем, чтобы достичь достойного, европейского, уровня богословской, а, следовательно, и религиозной жизни в нашей стране.
Джованни Бенси:
Ваше Блаженство, у вас во Львове есть греко-католическая Духовная академия. Заступились ли вы и за православных, с тем, чтобы и у них богословие преподавалось на университетском уровне?
Любомир Гузар:
Я считаю, что это необычайно важно, чтобы на Украине существовала полноценная, серьезная, развитая школа, факультет, православного богословия. Мы стараемся усовершенствовать, улучшить нашу Богословскую Академию, которая признана Ватиканом и специализируется в католическом богословии. В то же время в стране должна существовать и работать на самом высоком уровне школа, которая занималась бы православным богословием и соответствовала бы потребностям общества. Для нашей церкви, для ее развития, это - чрезвычайно важный элемент.
Петр Вайль:
Сейчас в Киеве находится наш специальный корреспондент Елена Коломийченко, которая будет освещать визит Папы Римского Иоанна Павла Второго на Украину. В пятницу она побеседовала о предстоящем визите с киевским историком Даниилом Яневским:
Елена Коломийченко:
22 июня Украина, как и другие бывшие республики Советского Союза, отмечает печальную 60-ю годовщину со дня начала Великой Отечественной Войны, а 23 июня - начинается визит на Украину Папы Римского, поистине исторический визит... Со мной в студии Даниил Яневский, по образованию историк, когда-то наш корреспондент в Киеве, а сейчас, можно сказать, телезвезда. И я хочу обратиться к вам, Даниил, с несколькими вопросами: чем объяснить столь резкое противостояние православной церкви, причем Украинской церкви Московского патриархата во главе с митрополитом Владимиром, визиту Папы Римского?
Даниил Яневский:
Я бы разделил этот вопрос на две части. Первая часть - надводная. Церковь Московского патриархата в лице ее высших иерархов здесь в Украине обвиняет католиков в прозелитизме, то есть, в насильственном обращении православных в католичество. Второй предъявляемый аргумент - это акты насилия, которые действительно имели место в начале 90-х годов, когда была легализована УКГЦ в Украине и когда отбирались православные парафии - возвращались, так бы я сказал, в свою историческую церковь, запрещенную в 1946-м году. Но после всех заявлений руководства Украинской греко-католической церкви, после всех заявлений кардинала Гузара, после визита Папы Римского в Грецию и его разговоров там с греческими епископами и извинений, которые Папа официально принес от имени вселенской церкви православным братьям - эти аргументы уже не работают, и кардинал Гузар тут правильно сказал, что эти все события как бы повернули ветер из их парусов - имея в виду Московский патриархат. А подводная часть состоит из трех основных аспектов. Первая - это насильственное обращение православными католиков мусульман и иудеев в православие - с XVII века, продолжавшееся в XVIII, XIX и XX. Вторая часть - это довольно болезненная для Московского патриархата тема - им нужно отчитаться за результаты Львовского собора 1946-го года, когда Украинская католическая церковь была уничтожена здесь в Украине, все иерархи были физически уничтожены, патриарх пробыл 18 лет в концентрационном лагере, расстреливали греко-католических священников здесь, конфисковали всю собственность, надо что-то сказать по этому поводу, а Московский патриархат, видимо, не имеет на это пока еще силы воли. Третье состоит в том, что Русской православной церкви необходимо предъявить адекватные ответы на вызовы времени. Например, адекватную социальную доктрину, адекватные ответы на вопросы: что делать сегодня с информационным пространством, каково отношение церкви к абортам - не вообще, а практически....
Елена Коломийченко:
Сколько здесь истории, а, сколько здесь политики? Ведь и политики российские тоже делают вполне неуклюжие заявления, говоря о том, что этот визит будет способствовать разъединению Украины?
Даниил Яневский:
Политика российских политиков, извините меня за тавтологию - она тоже неоднозначна. С одной стороны, существуют такие заявления, а с другой стороны - существует отчетливая политическая линия, начатая еще при президенте Горбачеве, продолженная президентом Ельциным и продолжаемая сейчас президентом Путиным - на налаживание контакта с Ватиканом, о чем свидетельствует, между прочим, визит премьера Касьянова в феврале в Ватикан и его встреча с Папой Римским там.
Елена Коломийченко:
Даниил, как вы думаете, вот этот визит Папы Римского на Украину - может ли он стать своего рода предваряющим или открывающим ворота для Ватикана в Россию?
Даниил Яневский:
Я бы очень в это хотел верить, но не думаю, к сожалению, что это произойдет при жизни нынешнего Понтифика и при жизни нынешнего Московского Патриарха. Хотя, кто его знает - если бы кто-нибудь сказал два года тому назад, что Папа Римский будет в Украине - я бы рассмеялся этому человеку в лицо. Этот визит был бы революционный действительно шаг, потому что это означало бы включение России в мировые процессы на этом направлении, в процесс, прежде всего, мирового диалога по наиболее актуальным проблемам, которые сегодня перед человечеством стоят, и который Ватикан возглавляет. Но - мы имеем заявления российских политиков, о которых вы говорили с одной стороны, а с другой стороны, мы имеем буквально вчерашнее приглашение российских католиков Папе Римскому - посетить Российскую Федерацию, Москву с официальным визитом. Я думаю, что это революционное событие, революционное действие со стороны наших российских братьев, потому что, это будет означать, повторюсь, извините, включение России в диалог, а только диалогами можно добиться чего-нибудь.
Елена Коломийченко:
Каких действий со стороны православной церкви на Украине можно ожидать в дни визита?
Даниил Яневский:
Когда мы говорим о православных, мы должны четко разделить в своем сознании, что две из трех собственно православных церквей - Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата - занимают вполне взвешенную позицию. Ее озвучил Патриарх Филарет - он сказал: "У нас разная клезиология, то есть, разное учение церкви, но у нас одна доктрина и мы приветствуем любые формы диалога". Будут ли действия со стороны Московского патриархата - сказать опять таки трудно, я бы сослался только на очень уважаемые киевские социологические учреждения, которые говорят, что 95 процентов граждан Украины позитивно оценивают факт визита Иоанна Павла Второго в Украину, и только 5 процентов относятся к этому либо равнодушно, либо с недоверием... В целом я думаю, что украинцы - мудрые люди и я думаю, что они найдут в себе силы адекватно ответить на этот уважительный в высшей степени визит апостола правды, апостола веры, апостола любви, каковым является Иоанн Павел Второй.
Петр Вайль:
Параллельно визиту Папы Римского на Украину Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй проводит визит в Белоруссию - с 23 по 27 июня. О программе визита и межконфессиональных отношениях в Белоруссии рассказывает наш минский корреспондент Виталий Цыганков:
Виталий Цыганков:
Большую часть своего визита Святейший Патриарх проведет в Брестской области. Главным событием в субботу станет богослужение в Свято-Симеоновском соборе, во время которого будет освящен Крест Евфросинии Полоцкой - национальная белорусская святыня. 24 июня глава Русской православной церкви освятит Свято-Воскресенский храм-памятник, построенный в честь 50-летия Победы. Здесь же запланирована его встреча с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Затем будет освящен памятник "Стражам границы". Визит в Брест завершится торжественным приемом от имени Александра Лукашенко в честь прибытия Патриарха.
Далее Алексий II отправится в другие белорусские города Брестской и Гомельской области. Что интересно, Патриарх посетит районы Белоруссии, расположенные на границе с Украиной, именно во время визита туда Папы Римского. В программе визита Алексия - встречи с духовенством, освящение новых храмов, посещение тюрьмы и женского монастыря. И завершится визит 27 июня у монумента "Дружба", который расположен на стыке границ Белоруссии, России и Украины. Именно здесь в качестве дара от белорусского народа Александр Лукашенко вручит Алексию II хоругви для московского Храма Христа Спасителя. После молебна патриарх отправится в Москву.
Межконфессиональная ситуация в Белоруссии, конечно же, не является настолько острой, как в Украине, однако, она достаточно сложная. После избрания президентом Александра Лукашенко власть стало однозначно поддерживать православие в качестве главной и чуть ли не единственной религии белорусов. В государственной прессе усиливаются нападки на католиков и протестантов. Александр Лукашенко называет Беларусь православной страной, а себя самого он когда-то назвал "православным атеистом". Статистика, однако, говорит о том, что из 2663 зарегистрированных в стране религиозных общин православных 1172, то есть, менее половины. На западе стране, в Гродненской области, около половины верующих - католики, а в южных районах, которые собирается посетить патриарх, довольно много баптистов и евангелистов.
Сейчас в Белоруссии многих волнует, послужит ли визит Патриарха укреплению религиозного мира в Беларуси, не будет ли он использован белорусскими властями в политических целях.
Петр Вайль:
Завершаем тему комментарием моего коллеги Джованни Бенси:
Джованни Бенси:
Говорят, Папа Римский Иоанн Павел Второй рассматривает свой визит на Украину как первый шаг на пути в Москву. Но мечта Понтифика, судя по всему, осуществится не так скоро. В Москве бушует полемика: завтра вечером россияне смогут смотреть по РТР документальную ленту "Территория раскола", в которой Патриарх Алексий Второй повторит тезис о том, что "в конце восьмидесятых - начале девяностых годов" украинские греко-католики "на волне дикого национализма разгромили православные епархии во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске". Греко-католики отвергают эти огульные обвинения и напоминают, что в 1946-м году советские коммунисты действительно разгромили греко-католические епархии, а уцелевшие церкви передали Московской Патриархии. Но и та, в свою очередь, не была свободной.
Алексий Второй обиделся также на председателя Конференции католических епископов России, архиепископа Тадеуша Кондрусевича, который напомнил, что приглашение посетить Россию, переданное Иоанну Павлу Второму Горбачевым и Ельциным, остается в силе. Мне кажется, что в дебрях этой полемики стороны забывают слова Христовы, в Евангелии от Иоанна, "ut omnes unum sint", "да вси едино будут". Ватикан больше не использует так называемое "униатство" для привлечения православных в католицизм. Призрак "прозелитизма", все время вызываемый Московской Патриархией, давно уже не бродит по Европе: случаи перехода русских (и иных) православных в католическую веру можно пересчитать по пальцам. Как, впрочем, и наоборот. Зачем тогда ненужная полемика? Пусть Папа Римский посетит Украину, а в будущем и Россию. Что в этом плохого? Если бы Патриарх Алексий решил посетить Рим и существующие в Италии православные приходы (во Флоренции, впрочем, есть прекрасная русская церковь), все бы приняли его с хлебом-солью. Времена огненных споров о "филиокве", слава Богу, ушли далеко в прошлое.