Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Баку Ялчин Таир-Оглу и международный обозреватель РС Джованни Бенси, с ним беседовал Андрей Шарый.
Петр Вайль: В Баку с официальным визитом по приглашению президента Азербайджана Гейдара Алиева прибыл глава Римско-Католической Церкви Папа Римский Иоанн Павел Второй. Несмотря на то, что в Азербайджане всего около 150 католиков, в республике этому визиту придают историческое значение. Подробности - в репортаже корреспондента Радио Свобода в Баку Ялчина Таир-Оглу:
Ялчин Таир-Оглу: Папу Римского Иоанна Павла Второго в аэропорту Баку встретил президент Азербайджана Гейдар Алиев. Учитывая преклонный возраст и состояние здоровья главы Римско-Католической церкви в Баку за несколько дней было подготовлено специальное устройство, с помощью которого понтифик вышел из самолета. Как показали последующие мероприятия, не перегружать Папу Римского физически было одной из главных задач организаторов визита. Свою речь в бакинском аэропорту Папа Римский произнес сидя. Он обратился с призывом к тем регионам, которые являются театром военных потрясений источников страданий. Необходимо, отметил Папа Римский, обязательство всех людей о мире, но это должен быть подлинный мир, основанный на взаимном уважении, на отказе от фундаментализма и всех проявлений империализма, на почве диалога как единственного средства, способного урегулировать очаги напряженности. Понтифик призвал глав религий отвергнуть все формы насилия и стать неустанными проводниками мира и согласия в духе уважения прав всех и каждого. Президент Азербайджана Гейдар Алиев, в свою очередь, заявил, что визиты Папы Римского в страны с широким распространением ислама, включая Азербайджан, служат миру и взаимному доверию между двумя великими мировыми религиями.
После церемонии встречи Папа Римский отправился в Аллею шахидов, где почтил память павших в борьбе за территориальную целостность и независимость Азербайджана. Глава Римско-Католической церкви провел встречу с президентом Азербайджана один на один, после чего встретился с представителями политических кругов, деятелями науки и искусства Азербайджана. Во второй же день визита Иоанн Павел Второй произведет службу для верующих. Ожидается, что послушать Папу соберутся около 5 тысяч верующих, прибудут гости из России Грузии и Казахстана. В целом визиту Папы придается огромное значение, так как именно из Баку глава Римско-Католической Церкви намерен обратиться с мирным посланием к мусульманам и христианам всего мира. Неудивительно, что визит отслеживают более 150 журналистов. Остается добавить, что соответствующие службы Азербайджана и Ватикана приняли самые серьезные меры для обеспечения безопасности высокого гостя.
Петр Вайль: С нашим международным обозревателем Джованни Бенси по поводу визита Папы Римского в Азербайджан побеседовал мой московский коллега Андрей Шарый:
Андрей Шарый: Джованни, я в начале беседы задам вам вопрос, может, немножко наивный, но тот, который приходит в голову первым, если смотреть телевизионные репортажи о визите Папы Римского в Азербайджан. Папа очень болен, ему 82 года, в Азербайджане всего 150 католиков, в чем смысл такой поездки?
Джованни Бенси: Есть, по-моему, две причины, которые побуждают Папу Римского совершить такую поездку. Она пастырского характера - папа стремится побывать как в можно большем количестве стран. Это уже 96-я его поездка за пределы Ватикана. В этом какое-то мистическое устремление нельзя найти рационального обоснования, обоснование евангельское - что Папа Римский должен побывать везде или посетить как можно больше стран, где проживает хотя бы небольшое количество католиков. Вторая причина - политическая - осенью прошлого года Иоанн Павел Второй посетил Армению, в Азербайджане это вызвало известное недовольство, потому что, как известно, Азербайджан и Армения находятся официально в состоянии войны, хотя и замороженной, из-за Нагорного Карабаха. Папа Римский хочет избежать впечатления, что он поддерживает одну из сторон в этом конфликте. Но, кроме того, есть, конечно, причина экуменического характера. Папа Римский стремится к диалогу с другими христианскими конфессиями, другими религиями, с исламом и иудаизмом, поэтому посещение Азербайджана - этап на этом пути.
Андрей Шарый: Я хотел бы спросить немножко подробнее о мистической стороне дела, главное чувство, которое вызывает сейчас Папа - чувство жалости - как вы считаете, как к этому относится католическая церковь?
Джованни Бенси: По крайней мере, католики относятся к Папе с восхищением, есть, конечно, и критика, но она не касается этого аспекта его деятельности. Папа Римский Иоанн Павел Второй поставил себе задачу: вступить в третье тысячелетие по возможности в обстановке примирения с другими религиями, с верующими других религий и конфессий. Поэтому он пошел на многие уступки, например, известно, что Папа попросил прощения за прошлые прегрешения церкви и особенно несправедливые акты по отношению к другим вероисповеданиям, и он видит свою миссию именно в примирении. Его миссия заключается в том, чтобы жить в мире с другими. Насколько ему удается - трудно сказать, потому что некоторые инициативы Иоанна Павла Второго были не совсем удачными или проведены не совсем удачно, в других случаях они воспринимаются адресатами не так, как ему хотелось бы, но во всяком случае, у него есть это устремление, и это, конечно, благородно.
Андрей Шарый: Русская православная церковь традиционно уже выразила осторожное отношение, подозрительное, в связи с очередной поездкой Папы Римского на близкую к России границу. Есть, на ваш взгляд, основания для такой подозрительности и недоверия?
Джованни Бенси: Я уважаю, конечно, Русскую Православную Церковь и ее первого иерарха Патриарха Алексия, но я считаю, что тревога, которую он выражает и критика Патриарха - преувеличена и во многом необоснованна. Патриарх обвиняет католическую церковь в прозелитизме, когда, на самом деле, число католиков в России ничтожно, и это люди, которые оказались в России часто не совсем добровольно. Среди католиков в России есть много потомков депортированных людей, еще из Польши XIX века, много депортированных немцев Поволжья, не только в России, но и на территории бывшего СССР, в Казахстане. По своему национальному составу вряд ли католическая церковь может составить конкуренцию РПЦ, это маловероятно. С другой стороны, некоторые критические замечания с православной стороны свидетельствуют, скорее всего, о недоразумении. В последнее время было высказано мнение, что учреждение католических епархий на территории России это чуть ли не покушение на территориальную целостность российского государства. Поскольку, говорят, Ватикан это государство, то поэтому создание их церковных провинций - как будто бы создание ватиканской территории на территории России. Но это совершенно неверно, потому что Ватикан - государство, но его суверенитет очень ясно очерчен в конкордате между Италией и Ватиканом 1929-го года, в котором говорится, что суверенитет Ватикана распространяется только на собор Святого Петра, на площадь перед собором, апостольские дворцы и ватиканские сады, и дальше этого Ватикан не может предъявлять никаких других претензий и притязаний. Епархии католической церкви абсолютно не являются территорией Ватикана - в таком случае можно было бы сказать, что Франция, Италия, Бразилия Польша и все другие католические государства являются частью территории Ватикана. Тогда Ватикан был бы крупнейшим в мире государством. Это абсурдно. Но все-таки такие аргументы выдвигаются, и думаю, что это большое недоразумение, от которого надо избавиться.
Петр Вайль: В Баку с официальным визитом по приглашению президента Азербайджана Гейдара Алиева прибыл глава Римско-Католической Церкви Папа Римский Иоанн Павел Второй. Несмотря на то, что в Азербайджане всего около 150 католиков, в республике этому визиту придают историческое значение. Подробности - в репортаже корреспондента Радио Свобода в Баку Ялчина Таир-Оглу:
Ялчин Таир-Оглу: Папу Римского Иоанна Павла Второго в аэропорту Баку встретил президент Азербайджана Гейдар Алиев. Учитывая преклонный возраст и состояние здоровья главы Римско-Католической церкви в Баку за несколько дней было подготовлено специальное устройство, с помощью которого понтифик вышел из самолета. Как показали последующие мероприятия, не перегружать Папу Римского физически было одной из главных задач организаторов визита. Свою речь в бакинском аэропорту Папа Римский произнес сидя. Он обратился с призывом к тем регионам, которые являются театром военных потрясений источников страданий. Необходимо, отметил Папа Римский, обязательство всех людей о мире, но это должен быть подлинный мир, основанный на взаимном уважении, на отказе от фундаментализма и всех проявлений империализма, на почве диалога как единственного средства, способного урегулировать очаги напряженности. Понтифик призвал глав религий отвергнуть все формы насилия и стать неустанными проводниками мира и согласия в духе уважения прав всех и каждого. Президент Азербайджана Гейдар Алиев, в свою очередь, заявил, что визиты Папы Римского в страны с широким распространением ислама, включая Азербайджан, служат миру и взаимному доверию между двумя великими мировыми религиями.
После церемонии встречи Папа Римский отправился в Аллею шахидов, где почтил память павших в борьбе за территориальную целостность и независимость Азербайджана. Глава Римско-Католической церкви провел встречу с президентом Азербайджана один на один, после чего встретился с представителями политических кругов, деятелями науки и искусства Азербайджана. Во второй же день визита Иоанн Павел Второй произведет службу для верующих. Ожидается, что послушать Папу соберутся около 5 тысяч верующих, прибудут гости из России Грузии и Казахстана. В целом визиту Папы придается огромное значение, так как именно из Баку глава Римско-Католической Церкви намерен обратиться с мирным посланием к мусульманам и христианам всего мира. Неудивительно, что визит отслеживают более 150 журналистов. Остается добавить, что соответствующие службы Азербайджана и Ватикана приняли самые серьезные меры для обеспечения безопасности высокого гостя.
Петр Вайль: С нашим международным обозревателем Джованни Бенси по поводу визита Папы Римского в Азербайджан побеседовал мой московский коллега Андрей Шарый:
Андрей Шарый: Джованни, я в начале беседы задам вам вопрос, может, немножко наивный, но тот, который приходит в голову первым, если смотреть телевизионные репортажи о визите Папы Римского в Азербайджан. Папа очень болен, ему 82 года, в Азербайджане всего 150 католиков, в чем смысл такой поездки?
Джованни Бенси: Есть, по-моему, две причины, которые побуждают Папу Римского совершить такую поездку. Она пастырского характера - папа стремится побывать как в можно большем количестве стран. Это уже 96-я его поездка за пределы Ватикана. В этом какое-то мистическое устремление нельзя найти рационального обоснования, обоснование евангельское - что Папа Римский должен побывать везде или посетить как можно больше стран, где проживает хотя бы небольшое количество католиков. Вторая причина - политическая - осенью прошлого года Иоанн Павел Второй посетил Армению, в Азербайджане это вызвало известное недовольство, потому что, как известно, Азербайджан и Армения находятся официально в состоянии войны, хотя и замороженной, из-за Нагорного Карабаха. Папа Римский хочет избежать впечатления, что он поддерживает одну из сторон в этом конфликте. Но, кроме того, есть, конечно, причина экуменического характера. Папа Римский стремится к диалогу с другими христианскими конфессиями, другими религиями, с исламом и иудаизмом, поэтому посещение Азербайджана - этап на этом пути.
Андрей Шарый: Я хотел бы спросить немножко подробнее о мистической стороне дела, главное чувство, которое вызывает сейчас Папа - чувство жалости - как вы считаете, как к этому относится католическая церковь?
Джованни Бенси: По крайней мере, католики относятся к Папе с восхищением, есть, конечно, и критика, но она не касается этого аспекта его деятельности. Папа Римский Иоанн Павел Второй поставил себе задачу: вступить в третье тысячелетие по возможности в обстановке примирения с другими религиями, с верующими других религий и конфессий. Поэтому он пошел на многие уступки, например, известно, что Папа попросил прощения за прошлые прегрешения церкви и особенно несправедливые акты по отношению к другим вероисповеданиям, и он видит свою миссию именно в примирении. Его миссия заключается в том, чтобы жить в мире с другими. Насколько ему удается - трудно сказать, потому что некоторые инициативы Иоанна Павла Второго были не совсем удачными или проведены не совсем удачно, в других случаях они воспринимаются адресатами не так, как ему хотелось бы, но во всяком случае, у него есть это устремление, и это, конечно, благородно.
Андрей Шарый: Русская православная церковь традиционно уже выразила осторожное отношение, подозрительное, в связи с очередной поездкой Папы Римского на близкую к России границу. Есть, на ваш взгляд, основания для такой подозрительности и недоверия?
Джованни Бенси: Я уважаю, конечно, Русскую Православную Церковь и ее первого иерарха Патриарха Алексия, но я считаю, что тревога, которую он выражает и критика Патриарха - преувеличена и во многом необоснованна. Патриарх обвиняет католическую церковь в прозелитизме, когда, на самом деле, число католиков в России ничтожно, и это люди, которые оказались в России часто не совсем добровольно. Среди католиков в России есть много потомков депортированных людей, еще из Польши XIX века, много депортированных немцев Поволжья, не только в России, но и на территории бывшего СССР, в Казахстане. По своему национальному составу вряд ли католическая церковь может составить конкуренцию РПЦ, это маловероятно. С другой стороны, некоторые критические замечания с православной стороны свидетельствуют, скорее всего, о недоразумении. В последнее время было высказано мнение, что учреждение католических епархий на территории России это чуть ли не покушение на территориальную целостность российского государства. Поскольку, говорят, Ватикан это государство, то поэтому создание их церковных провинций - как будто бы создание ватиканской территории на территории России. Но это совершенно неверно, потому что Ватикан - государство, но его суверенитет очень ясно очерчен в конкордате между Италией и Ватиканом 1929-го года, в котором говорится, что суверенитет Ватикана распространяется только на собор Святого Петра, на площадь перед собором, апостольские дворцы и ватиканские сады, и дальше этого Ватикан не может предъявлять никаких других претензий и притязаний. Епархии католической церкви абсолютно не являются территорией Ватикана - в таком случае можно было бы сказать, что Франция, Италия, Бразилия Польша и все другие католические государства являются частью территории Ватикана. Тогда Ватикан был бы крупнейшим в мире государством. Это абсурдно. Но все-таки такие аргументы выдвигаются, и думаю, что это большое недоразумение, от которого надо избавиться.