Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:
Человек дня Радио Свобода 2 октября - итальянский дирижер, художественный руководитель миланского театра "Ла Скала" Рикардо Мути. Хор и оркестр театра под его управлением прибыли в Москву для исполнения Реквиема Джузеппе Верди. Напомню, что в 2001-м году - через 100 лет после кончины великого композитора - музыкальный мир отмечает год Верди. Рикардо Мути 60 лет. Окончил Неапольскую музыкальную консерваторию по классу фортепиано, дирижирования и композиции. Изучал философию в университете Неаполя. В 1967-м стал лауреатом международного конкурса в Кантелле - эта победа сделала его знаменитым. В 1968-м дебютировал с оркестром итальянского радио, выступал со многими ведущими симфоническими оркестрами мира. С 1986-го - художественный руководитель миланского театра "Ла Скала". О человеке дня Радио Свобода говорит музыковед Соломон Волков:
Соломон Волков:
Из современных дирижеров Рикардо Мути более всех походит на легендарного Тосканини. Параллелей много. Это и совершенно невероятный темперамент, который сказывается и в жизни, и в дирижировании. Когда Мути был еще молодым, он ушел с репетиции в театре, сказав, что если оркестр не будет ему подчиняться, то он никогда не вернется; и не возвращался несколько лет, пока оркестр не согласился с требованиями дирижера. Точно таков же он и в музыке. Мути - не человек компромиссов, Мути идет напролом. Еще одним сходством будет требование Мути к тому, чтобы оркестр звучал не как вот такой "поток масла"... Когда Мути пришел руководить Филадельфийским оркестром - это был такой блестящий, текучий, гладкий звук. Мути его сделал сухим, точным. Сделал его инструментом, которым можно пользоваться для того, чтобы дирижировать любым стилем, а не только каким-нибудь одним.
Еще одно сходство Мути с Тосканини - что они провозглашают, прежде всего, верность авторским намерениям. Для Мути Верди, как и для Тосканини - это Бог. Мути часто повторяет: "Достаточно учиняли мы всякого рода жестокостей с партитурами Верди. Нужно вернуться к подлинному Верди, к тому, который сочинял когда-то свои партитуры один, глядя только на нотную бумагу". У Мути Верди звучит так, как будто ноты только что появились на бумаге. И еще одно качество Мути меня очень в нем привлекает: Мути -замечательный пианист, потрясающий пианист, и это очень приятно в дирижере, когда дирижер может сесть с вокалистом, с певцом и саккомпанировать ему так выразительно, что кажется, что вокалист уже не нужен. Таков Мути - это дирижер, которому, на самом деле, вокалисты не нужны. Он - главная звезда. Он - главная движущая сила в музыке, которой он дирижирует.
Человек дня Радио Свобода 2 октября - итальянский дирижер, художественный руководитель миланского театра "Ла Скала" Рикардо Мути. Хор и оркестр театра под его управлением прибыли в Москву для исполнения Реквиема Джузеппе Верди. Напомню, что в 2001-м году - через 100 лет после кончины великого композитора - музыкальный мир отмечает год Верди. Рикардо Мути 60 лет. Окончил Неапольскую музыкальную консерваторию по классу фортепиано, дирижирования и композиции. Изучал философию в университете Неаполя. В 1967-м стал лауреатом международного конкурса в Кантелле - эта победа сделала его знаменитым. В 1968-м дебютировал с оркестром итальянского радио, выступал со многими ведущими симфоническими оркестрами мира. С 1986-го - художественный руководитель миланского театра "Ла Скала". О человеке дня Радио Свобода говорит музыковед Соломон Волков:
Соломон Волков:
Из современных дирижеров Рикардо Мути более всех походит на легендарного Тосканини. Параллелей много. Это и совершенно невероятный темперамент, который сказывается и в жизни, и в дирижировании. Когда Мути был еще молодым, он ушел с репетиции в театре, сказав, что если оркестр не будет ему подчиняться, то он никогда не вернется; и не возвращался несколько лет, пока оркестр не согласился с требованиями дирижера. Точно таков же он и в музыке. Мути - не человек компромиссов, Мути идет напролом. Еще одним сходством будет требование Мути к тому, чтобы оркестр звучал не как вот такой "поток масла"... Когда Мути пришел руководить Филадельфийским оркестром - это был такой блестящий, текучий, гладкий звук. Мути его сделал сухим, точным. Сделал его инструментом, которым можно пользоваться для того, чтобы дирижировать любым стилем, а не только каким-нибудь одним.
Еще одно сходство Мути с Тосканини - что они провозглашают, прежде всего, верность авторским намерениям. Для Мути Верди, как и для Тосканини - это Бог. Мути часто повторяет: "Достаточно учиняли мы всякого рода жестокостей с партитурами Верди. Нужно вернуться к подлинному Верди, к тому, который сочинял когда-то свои партитуры один, глядя только на нотную бумагу". У Мути Верди звучит так, как будто ноты только что появились на бумаге. И еще одно качество Мути меня очень в нем привлекает: Мути -замечательный пианист, потрясающий пианист, и это очень приятно в дирижере, когда дирижер может сесть с вокалистом, с певцом и саккомпанировать ему так выразительно, что кажется, что вокалист уже не нужен. Таков Мути - это дирижер, которому, на самом деле, вокалисты не нужны. Он - главная звезда. Он - главная движущая сила в музыке, которой он дирижирует.