Ведущий программы "Темы дня" Петр Вайль: Человек дня Радио Свобода 17 мая - Крис Картер, американский режиссер, создатель всемирно известного 200-серийного телесериала "X-files" - "Секретные материалы". Картер объявил о прекращении съемок сериала, который шел с огромным успехом на протяжении девяти телевизионных сезонов. Крис Картер родился в 1956-м году в городе Бель-Флер, штат Калифорния. Окончил факультет журналистики Калифорнийского университета. Работал в журнале "Серфинг". Карьеру сценариста начал в 1985-м году на студии Уолта Диснея. В числе его работ - "Красное и Черное", "Список тысячелетия", "Треугольник". В 1992-м приступил к работе над детективным научно-фантастическим сериалом "Секретные материалы", продуктом компании "ХХ век- Фокс". Неоднократный лауреат премий "Золотой Глобус" и "Эмми". Человека дня Радио Свобода представляет мой коллега Александр Генис:
Александр Генис: Больше всего Картер любил серфинг, в чем нет ничего странного для того, кто вырос в предместье Лос-Анджелеса. Но мне хочется думать, что именно искусство удерживаться на гребне волны научило Картеру балансу, сделавшему шедевром его знаменитый сериал. "Секретные материалы" родились, как все триллеры, из незатейливого желания напугать зрителя. Но если бы сериал ограничился дежурным монстром в неделю, мы бы никогда не запомнили имя его создателя. Поворот свершился в тот момент, когда Картер, разделив себя строго пополам, придумал своих героев, так появился на свет энтузиаст Фокс, он носит девичью фамилию матери Картера - Малдер, и скептик Скалли, она названа по имени любимого бейсбольного комментатора режиссера.
В этой паре воплотилось центральное противоречие нашего времени - религия и наука, чувства и разум, сердце и ум, Иерусалим и Афины. Характер Малдера, говорит Картер, исчерпывает плакат, который висит в его офисе: "Хочу верить". Малдер не может жить без чуда, даже если оно злое. Пришельцы нужны ему, как всем нам, чтобы забыть о космическом одиночестве, чтобы жизнь не ограничивалась плоским позитивизмом, именно ему и присягает красавица с медицинским дипломом, приставленная к Малдеру, чтобы мы не слишком заносились в мечтах о несбыточном.
Занявшись производством чудовищ, Картер благодаря этой паре обеспечил себе наукообразное алиби. Если не все, то многое в сериале верифицируется фактами. Так один из самых диких сюжетов - от том, как людей подчиняют своей воле, проделывая в их черепе дырки, опирается на данные раскопок в Андах. В поисках подобных историй Картер годами собирает коллекцию вырезок не из "желтой" прессы, а из научных журналов. Конечно, это никоим образом не придает достоверности обширной мифологии секретных материалов. Достаточно того, что сериал окружен неким флером научности, что льстит сразу нашему сознанию и подсознанию. Ведь человек сегодня жаждет сверхъестественного не меньше, чем всегда. Другое дело, что если физики без метафизики нам по-прежнему не хватает, то и метафизика без физики нам уже не нужна.
Александр Генис: Больше всего Картер любил серфинг, в чем нет ничего странного для того, кто вырос в предместье Лос-Анджелеса. Но мне хочется думать, что именно искусство удерживаться на гребне волны научило Картеру балансу, сделавшему шедевром его знаменитый сериал. "Секретные материалы" родились, как все триллеры, из незатейливого желания напугать зрителя. Но если бы сериал ограничился дежурным монстром в неделю, мы бы никогда не запомнили имя его создателя. Поворот свершился в тот момент, когда Картер, разделив себя строго пополам, придумал своих героев, так появился на свет энтузиаст Фокс, он носит девичью фамилию матери Картера - Малдер, и скептик Скалли, она названа по имени любимого бейсбольного комментатора режиссера.
В этой паре воплотилось центральное противоречие нашего времени - религия и наука, чувства и разум, сердце и ум, Иерусалим и Афины. Характер Малдера, говорит Картер, исчерпывает плакат, который висит в его офисе: "Хочу верить". Малдер не может жить без чуда, даже если оно злое. Пришельцы нужны ему, как всем нам, чтобы забыть о космическом одиночестве, чтобы жизнь не ограничивалась плоским позитивизмом, именно ему и присягает красавица с медицинским дипломом, приставленная к Малдеру, чтобы мы не слишком заносились в мечтах о несбыточном.
Занявшись производством чудовищ, Картер благодаря этой паре обеспечил себе наукообразное алиби. Если не все, то многое в сериале верифицируется фактами. Так один из самых диких сюжетов - от том, как людей подчиняют своей воле, проделывая в их черепе дырки, опирается на данные раскопок в Андах. В поисках подобных историй Картер годами собирает коллекцию вырезок не из "желтой" прессы, а из научных журналов. Конечно, это никоим образом не придает достоверности обширной мифологии секретных материалов. Достаточно того, что сериал окружен неким флером научности, что льстит сразу нашему сознанию и подсознанию. Ведь человек сегодня жаждет сверхъестественного не меньше, чем всегда. Другое дело, что если физики без метафизики нам по-прежнему не хватает, то и метафизика без физики нам уже не нужна.