Ссылки для упрощенного доступа

Светлана Лаврецова


Ведущая Петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович:

Гость Петербургской студии Радио Свобода - директор Петербургского театра юного зрителя Светлана Лаврецова. Светлана Васильевна, доброе утро, как настроение?

Светлана Лаврецова:

Настроение прекрасное, несмотря на то, что для творческого человека, конечно, рано утром выходить в эфир практически невозможно. Но радует меня не то, что мои коллеги только сейчас встают и навряд ли меня услышат - радует то, что я знаю - наш зритель давно уже побежал в школу, они встают раньше, чем мы.

Татьяна Валович:

Светлана Васильевна, какое событие в мире России, в жизни театра вас за последнее время больше всего взволновало?

Светлана Лаврецова:

Вы знаете, к сожалению - наверное, радостных событий много, но, к сожалению, все, что происходит в мире, гораздо серьезнее и страшнее, самые, наверное, серьезные потрясения - это то, что началась третья мировая война, по сути. В сентябре месяце, когда мы были в Екатеринбурге на фестивале "Реальный театр", мы повезли туда лучший на сегодняшний день спектакль нашего театра, спектакль, который номинирован на "Золотой софит" - 29 октября будет номинация - спектакль "Рождество 1942-го года". Это письма немецких солдат из-под Сталинграда. Мы когда делали этот спектакль, понимали, что тема очень щекотливая и думаю, что несколько лет назад, когда у власти были другие как бы политические структуры, может быть, это спектакль не мог бы выйти. Но когда мы в Екатеринбурге должны были играть - этот спектакль мы увидели вдруг, что в этот день произошло в Нью-Йорке. И вы знаете, естественно, на спектакль пришли не только зрители - и члены жюри, и критики, которые потом должны были обсуждать этот спектакль, и так тяжело было не только ребятам играть, а всем нам смотреть, что потом на обсуждении все говорили: "Вы знаете, даже обсуждать не хочется этот спектакль, потому что это было таким больше эмоциональным состоянием". Уже следили, может быть, больше не за качеством, какие-то критерии оценки были другие совершенно. Когда тема войны легла вот на то, что происходило в Америке. Мы понимали, что как угодно должны продержаться американцы, но только чтобы не развязалась вот эта война. Потому что известный не просто постулат, а выражение Шекспира - что варварство порождает варварство, жестокость - жесткость, любовь - любовь. Понимаете, нельзя было этим отвечать, ну - это моя точка зрения... Но развязалась война, а наш спектакль говорит о том, что в войну ввязаны люди и они не должны воевать, они сегодня жертвы политики все, и погибают семьи, погибают наши дети - это страшно.

Татьяна Валович:

А как вы думаете - какой может быть тогда выход? Есть ли у вас какие-то надежды на то, что это не третья мировая война, а просто весь мир будет бороться против терроризма?

Светлана Лаврецова:

Вы знаете, это все так страшно, что об этом просто не хочется сегодня думать. И нас спасает только то, что мы занимаемся своим делом, и каждый человек, который занимается на своем месте добросовестным делом - он, наверное, как-то уходит от этих мыслей, и сегодня только творчество может нас спасти, нас конкретно, а мы уже должны увлекать своей работой, своей творчеством. Но мне кажется, что политики должны разобраться, у нас сегодня очень мудрое руководство в стране, но вы знаете, религия, та, которая сегодня впереди разума - сегодня это страшно. Поэтому я думаю, что единственное наше спасение -объединиться и тихо, спокойно заниматься своим делом. Не знаю, если об этом думать - то это страшно.

Татьяна Валович:

То есть, наверное, нужно найти как-то силы, чтобы противостоять злу, которое вот так вот обрушилось на мир?

Светлана Лаврецова:

Вы знаете, я мать, у меня двое детей. И я с ужасом думаю - я все время жила, работала и работаю, и сейчас, когда у меня маленькая дочь - я не представляю, что их ждет впереди, и тут, конечно, только надеешься на мудрую политику.

Татьяна Валович:

Светлана Васильевна, как бы вы ответили на вопрос - кого вы считаете лучшим комиком в истории российского кино?

Светлана Лаврецова:

Наверное, очень много талантливых актеров и не хочется даже перечислять, потому что они, каждый по-своему - индивидуальность, и оставили очень большой след в истории кинематографа, театра, России. Но вы знаете, меня тоже очень сильно потрясла смерть Георгия Вицина. Вчера в одном из репортажей я услышала, что его жизненный девиз был: "Пройти по жизни незаметно". Вот вы знаете, каждый раз себе говорю: "Вот твоя работа - она в тени". Ведь работа очень многих людей в театре - она тоже в тени. И каждый раз, когда мы работаем в театре, то ведь наш зритель - входит в театр, должен видеть улыбающиеся лица людей, которые его встречают, а дальше он видит все, что происходит на сцене. И дальше - нравится ему, не нравится ему. С каким настроением он сегодня вошел, от того, что в нем сегодня - от многих факторов зависит, с каким настроением он уйдет из театра. Но ведь большая часть работы - та, которую зритель не видит и не знает, кто сопричастен к тому зрелищу, к тому, что мы видели. И эта работа в тени часто тоже бывает незамеченной - мимо проходят люди, не знают; может быть, об этом надо больше говорить, может больше вы должны приглашать людей, которые в тени, но очень много делают. Тех же актеров, которые выходят на сцену - с каким настроением он сегодня выйдет, как он будет играть. Это зависит от тех людей, которые сегодня там за кулисами. И этот труд и теневой труд - конечно, часто люди подвиги совершают - мы об этом не знаем. А если касается темы конкретно подвига актерского на сцене, то вы знаете, я считаю, что Георгий Вицин жил в прекрасное время, уходит целая эпоха, и обидно, что эти люди уходят, которых мы знаем. Но посмотрите, ведь они же счастливы, потому что был другой кинематограф, мы их знаем, очень много сегодня талантливых актеров, которых мы с вами просто не видим и не можем для себя раскрыть. Потому что сегодня все коммерциализировано, сегодня другое кино, и очень много, я вас уверяю, талантливых людей, которых хотелось бы, чтобы больше как-то "раскручивали", больше узнавали.

Татьяна Валович:

Светлана Васильевна, поговорим о театре - я знаю, что для вашего театра этот сезон - юбилейный?

Светлана Лаврецова:

Да, в 1922-м году Александр Александрович Брянцев с командой единомышленников спектаклем "Конек-Горбунок" открыл театр для детей. Ну и вот мы решили, как говорил когда-то Александр Александрович, спектаклем "Конек-Горбунок" ...- мы решили в этом году в очередной раз возобновить этот спектакль, но возобновить именно версию Александра Александровича Брянцева. Но это так очень смело говорим, потому что мало осталось людей, которые помнят этот спектакль. Но, в театре есть люди, как однажды сказала Ирина Леонидовна Соколова - я видела Брянцева... Вы понимаете, этот спектакль он востребован даже больше, чем новые версии молодых режиссеров, спектакль продается, он коммерческий. И когда мы открыли сезон 29 сентября - вы знаете, больше всего меня тронуло то, что бабушки и мамы стояли и плакали со слезами на глазах - они смотрели этот спектакль, потому что когда-то они выросли на этом спектакле.

Татьяна Валович:

Скажите пожалуйста, вы давно работаете в ТЮЗе - какое у вас самое яркое впечатление от работы?

Светлана Лаврецова:

Я давно работаю в театре, и так давно, что мне иногда кажется, что я уже устала, потом, столько событий было разных. Я думаю, что самое яркое впечатление - впереди, все самые яркие впечатления впереди. И каждый раз с очередной премьерой я очень волнуюсь, больше, наверное, чем актеры и режиссеры, но вот с очередной премьерой я всегда жду чего-то нового. А впереди, впереди события - юбилей, наши фестивали, которые уже стали традиционными. Мы собираем гостей, ради разговора, ради общения, для того, чтобы сегодня режиссеры драматурги встречались и говорили, что сегодня нужно писать, как сегодня нужно работать для нашего сложного зрителя, для подростка, который всегда находится в поиске в этом возрасте, и в поиске должны находиться мы вместе с ним. Если не будем - значит, театр мертв.

Татьяна Валович:

Светлана Васильевна, а что самое сложное в работе директором. Буквально вчера завершился съезд Союза театральных деятелей - как-то этот союз помогает театру или нет решать какие-то проблемы?

Светлана Лаврецова:

Вы знаете, союз должен существовать обязательно, в любом виде. Многим очень нравится название ВТО - прежнее название, но неважно, кто сегодня будет председателем - Александр Александрович Калягин или Олег Павлович Табаков - это все не принципиально, это люди театральные, другое дело, что они актеры. Когда актер раньше возглавлял Союз театральных деятелей - это было очень престижно, а сегодня, когда коммерция поглотила все, я вижу как тяжело Александру Александровичу, я сама сталкиваюсь с этим. Я член правления Союза театральных деятелей, мы часто собираемся, обсуждаем наши проблемы, вопросы, сегодня вообще очень сложно, и я понимаю, что вот тот ход - который был сделан, он пригласил специалистов, экономистов, которые ему помогли разобраться. Ведь очень тяжело актеру разбираться в каких-то административных экономических вопросах, и сегодня, когда мы все, в общем-то, небогатые люди, а даже, в общем, можно даже сказать - бедные люди - театральные, когда все говорят: "Александр Александрович, у нас должны быть дешевые путевки и прочее, и прочее", - понимаете все сегодня непросто. И то, что сегодня непросто - мы все должны понимать это. Ему непросто....

Татьяна Валович:

И решать, наверное, вместе?

Светлана Лаврецова:

Да, конечно.

XS
SM
MD
LG