Ведущий Петербургского часа программы "Liberty Live" Виктор Резунков:
Гость Петербургской студии Радио Свобода - председатель правозащитной организации Солдатские матери Санкт-Петербурга Элла Полякова.
Элла Михайловна, мы слушали репортаж из Чечни... Первый вопрос напрашивается: доколи это все будет продолжаться? Доколи будет продолжаться вооруженное противостояние в Чечне, перманентные стычки, будут гибнуть российские солдаты... Кому вообще все это выгодно?
Элла Полякова:
Будут гибнуть люди, будут гибнуть и страдать мирные жители, доколи мы не поймем, что у нас есть ценность - человеческая жизнь, что у нас есть ценность - человеческое достоинство. Когда мы это поймем - то тогда мир пошатнется. Вот как на наших глазах как эти башни - это как одна человеческая жизнь обрушивается. Если мы не поймем, что каждая человеческая жизнь - ценность, мы будем наказаны за это. Поэтому у нас в организации есть опыт вот восстановления, когда такой крен - все гибель, гибнет человеку - как выйти из этого состояния? Обрести устойчивость в душе. Надо все равно начинать с себя, понять, что такое война в Чечне - преступление. Да, будем мужественны - преступление против человечности - это раз, и второе - это бизнес. Просто откровенный, наглый, мелкий бизнес на людях, точно такой же бизнес здесь. Здесь рядом с вашей студией в соседнем доме работает 5 солдат-рабов. Они что отечество защищают? Частный дом тут копается в совершенно каторжных условиях. У нас есть аквариум для войны, там, где война затворяется в душе человека - это казарма. Призывная армия - это война, потому что война начинается в душе человека. Вчера вот к нам принесли, привезли мальчика, который за два месяца ел только раз в неделю, похудел на 40 килограммов при весе в 90 - при росте в 190 весит сейчас около 50. Деревенский мальчик, который за полтора года службы отработал на всех офицеров на дачах, его били, унижали, отнимали его достоинство и последний край, когда его били "даги" - дагестанцы. Почему у нас казарма для лиц с Кавказа - это такие же молодые люди, юноши, но почему им дают волю, кулак? Они безнаказанны совершенно, почему? А этот мальчишка - он лежит, у него уже сформировалось сознание что это - "черные" - вот война. Мотивировка войны начинается в казарме. Поэтому один из докладов, которые мы делали в прошлом году в Совет Европы - мы предупреждали о развитии таких событий, потому что мы видим реальную ситуацию.
Опасно. Опасно держать в мире такие территории, как Чечня где вообще нет человеческой жизни. Ведь военным отдана эта территория. В прошлом году мы там были в 58-й армии, разговаривали, с Герасимовым - заместитель Шаманова - тогда его не было, и они откровенно говорят: "Мы вообще, - говорит, - предлагаем сделать Чечню полигоном". Понимаете - полигон Чечня, полигон - Россия, полигон - весь мир, мы это видим, тенденция, поэтому надо войну останавливать в себе. Это самое важное , что мы можем - набраться мужества, признать свою вину перед всем миром - за Афганистан, за Чечню, за Карабах, за все войны, в которых участвовали наши солдаты, и остановить этот процесс. Прекратить призыв в российскую армию, который сейчас ожидается с ужасом - что творится с людьми. Паника, потому что - а военные готовятся к войне, именно сейчас мы это видим. Причем российские армии, а у нас более 30 российских армий - они же не способны защищать жизнь человека, они способны разрушать жизнь человека. Вот это - как нам встать на ноги и обрести здравый смысл, это, наверное, проблема людей.
Виктор Резунков:
Элла Михайловна, весенний призыв уже закончился, в октябре начинается осенний - что мы можем ожидать?
Элла Полякова:
Ну, в Петербурге - особая ситуация. В Петербурге все-таки уже появилось очень много людей с достоинством, которые, наконец-то, прочитали российские законы, узнали, что вообще-то всеобщей воинской обязанности уже с 1993-го года нет, и разобрались со своей годностью к военной службе. А это очень интересный вопрос: годность к военной службе - это специальное медицинское освидетельствование на предмет здоровья, которым никто никогда не занимается в военкомате, никогда этим не занимается - такая хитрость. А раз годных нет, то по закону о воинской обязанности и военной службе нам нельзя никого призвать. Но у нас граждан появилось уже много в Петербурге - значит призыв по закону невозможен, беспредел - он возможен, поэтому весенний призыв проходил под девизом, такое название было, совместные действия милиции и военкоматов - "Невод" - сеть. Это логика - чеченский синдром уже в Петербурге - "кто не спрятался, я не виноват", - так действуют в Чечне. В других городах, конечно, пока беззаконие полное, потому что, особенно в провинции, люди нее знают закона. Они до сих пор в сознании в прошлом. И страшная экономическая ситуация, безвыходность, падение здоровья, падение нравственности, алкоголизм - мы только что были в архангельской глубинке, видели. И в то же время там тоже росточки гражданского общества - тоже есть. И вот такой агрессивный призыв мы ожидаем сейчас осенний. Но самое забавное - люди говорили, что Министерство обороны США готовится к войне - нет, наше Министерство обороны тоже готовится к войне, это мы знаем. И я сейчас вот так вот сопоставила - в этом году только из-за того, что негодных призывали да еще пытают в российской армии, у нас только за этот год 400 солдат прибежало в нашу маленькую уникальную организацию в России, лето - это был просто массовый исход бегунов из армии. За один только июль было 68 человек. У нас появились совершенно новые явления когда этот бегунок к нам прибежал - ведь надо разобраться, что с ним, с его годностью, провести очень трудные переговоры с командованием и с военными врачами, потому что солдаты им не нужны. Им просто они не нужны... С трудом укладываем в окружной госпиталь на военно-врачебную комиссию, и пошел новый диагноз - СПИД в российской армии. Массовые заболевания гепатитом, туберкулез - то есть, полностью люди там не нужны, и сама логика этих чиновников такая - семье если сам не нужен, тогда мы можем с тобой делать все ,что угодно. Сейчас вот на той неделе у нас прошла эксгумация мальчика. Его забили до смерти в Луге - рядом с домом служил, повесили, и все дружно в один голос - и военный прокурор и командование говорили: "Сам", - уголовного дела нет.
Виктор Резунков:
Элла Михайловна, мы знаем, что сейчас в районе Центральной Азии возникает очень серьезная напряженность - там, где сейчас ожидаются акты возмездия в отношении Афганистана. Как вы думаете, как это может повлиять на ситуацию в Россию - с возможностью призыва и так далее?
Элла Полякова:
Это очень сильно повлияет на жизнь каждого человека в России, не важно, есть ли там сын - призывник, или брат, или муж - резервист - это повлияет на нашу экономику, это повлияет на нашу нравственность. Поэтому к этому в Министерстве обороны уже готовится давно. Вспомните осень, когда прямо с работы сорокалетнего отца - больная жена-инвалид, двое детей... Приехали работники военкомата и милиции и увезли прямо в военкомат, и дали повестку на мобилизацию - так называемые учения тогда прошли. Это была подготовка к войне. Я, мы это тогда понимали. Поэтому сейчас будет очень агрессивный призыв, сейчас, по-видимому, готовятся какие то новые акции, но опять-таки это можно провести только с грубым нарушением российских законов. Поэтому вся проблема все-таки в каждом человеке - он гражданин или нет. Еще раз мы будем сдавать экзамен: ты себя ценишь, имеешь ты достоинство? А меры безопасности надо принимать каждому. Причем вот в этом году в ноябре нашей организации исполняется 10 лет - проведем такую научную конференцию, будем отмечать, и тактика уже отработана жизнью. Первое - это успокоиться. Второе: разобраться в своих правах, заявить и получить. Обязательно надо спорить о своих правах. Вот эта тактика совершенно спокойно решает и проблему призыва. У нас призывники обучаются здесь, на Разъезжей 9, в школе прав человека "Защитим сыновей". Часами мы рассказываем, как хороша российская Конституция, потому что есть права человека и гражданина - вот ваш план действий. У нас книжечка есть, учебник прямо, - "Защита прав призывника и солдата". Люди с удовольствием проходят этим новым необычным гражданским путем, и призывники в результате озадачивают призывную комиссию информацией о свое годности, пишут письменное заявление, и получают решение, и получают военный билет, который позволяет им спокойно жить, учиться и передвигаться. То есть, решает колоссальные жизненные проблемы и снимает прямо гнет, потому что для молодых людей страшно ходить по улицам. Точно так же, видимо, надо действовать братьям и отцам семейств, потому что сейчас у нас страшная экономическая ситуация. Попробуй от семьи оторви кормильца - что будет с семьей? Это катастрофа гуманитарная, поэтому надо себе не бояться признать, что война министерством, нашими ястребами готовится, да, она готовится заблаговременно, как готовилась война в Чечне, и Чечня, будем считать - репетиция для такой вот большой войны - она выгодна. Это очередной бизнес большой.
Гость Петербургской студии Радио Свобода - председатель правозащитной организации Солдатские матери Санкт-Петербурга Элла Полякова.
Элла Михайловна, мы слушали репортаж из Чечни... Первый вопрос напрашивается: доколи это все будет продолжаться? Доколи будет продолжаться вооруженное противостояние в Чечне, перманентные стычки, будут гибнуть российские солдаты... Кому вообще все это выгодно?
Элла Полякова:
Будут гибнуть люди, будут гибнуть и страдать мирные жители, доколи мы не поймем, что у нас есть ценность - человеческая жизнь, что у нас есть ценность - человеческое достоинство. Когда мы это поймем - то тогда мир пошатнется. Вот как на наших глазах как эти башни - это как одна человеческая жизнь обрушивается. Если мы не поймем, что каждая человеческая жизнь - ценность, мы будем наказаны за это. Поэтому у нас в организации есть опыт вот восстановления, когда такой крен - все гибель, гибнет человеку - как выйти из этого состояния? Обрести устойчивость в душе. Надо все равно начинать с себя, понять, что такое война в Чечне - преступление. Да, будем мужественны - преступление против человечности - это раз, и второе - это бизнес. Просто откровенный, наглый, мелкий бизнес на людях, точно такой же бизнес здесь. Здесь рядом с вашей студией в соседнем доме работает 5 солдат-рабов. Они что отечество защищают? Частный дом тут копается в совершенно каторжных условиях. У нас есть аквариум для войны, там, где война затворяется в душе человека - это казарма. Призывная армия - это война, потому что война начинается в душе человека. Вчера вот к нам принесли, привезли мальчика, который за два месяца ел только раз в неделю, похудел на 40 килограммов при весе в 90 - при росте в 190 весит сейчас около 50. Деревенский мальчик, который за полтора года службы отработал на всех офицеров на дачах, его били, унижали, отнимали его достоинство и последний край, когда его били "даги" - дагестанцы. Почему у нас казарма для лиц с Кавказа - это такие же молодые люди, юноши, но почему им дают волю, кулак? Они безнаказанны совершенно, почему? А этот мальчишка - он лежит, у него уже сформировалось сознание что это - "черные" - вот война. Мотивировка войны начинается в казарме. Поэтому один из докладов, которые мы делали в прошлом году в Совет Европы - мы предупреждали о развитии таких событий, потому что мы видим реальную ситуацию.
Опасно. Опасно держать в мире такие территории, как Чечня где вообще нет человеческой жизни. Ведь военным отдана эта территория. В прошлом году мы там были в 58-й армии, разговаривали, с Герасимовым - заместитель Шаманова - тогда его не было, и они откровенно говорят: "Мы вообще, - говорит, - предлагаем сделать Чечню полигоном". Понимаете - полигон Чечня, полигон - Россия, полигон - весь мир, мы это видим, тенденция, поэтому надо войну останавливать в себе. Это самое важное , что мы можем - набраться мужества, признать свою вину перед всем миром - за Афганистан, за Чечню, за Карабах, за все войны, в которых участвовали наши солдаты, и остановить этот процесс. Прекратить призыв в российскую армию, который сейчас ожидается с ужасом - что творится с людьми. Паника, потому что - а военные готовятся к войне, именно сейчас мы это видим. Причем российские армии, а у нас более 30 российских армий - они же не способны защищать жизнь человека, они способны разрушать жизнь человека. Вот это - как нам встать на ноги и обрести здравый смысл, это, наверное, проблема людей.
Виктор Резунков:
Элла Михайловна, весенний призыв уже закончился, в октябре начинается осенний - что мы можем ожидать?
Элла Полякова:
Ну, в Петербурге - особая ситуация. В Петербурге все-таки уже появилось очень много людей с достоинством, которые, наконец-то, прочитали российские законы, узнали, что вообще-то всеобщей воинской обязанности уже с 1993-го года нет, и разобрались со своей годностью к военной службе. А это очень интересный вопрос: годность к военной службе - это специальное медицинское освидетельствование на предмет здоровья, которым никто никогда не занимается в военкомате, никогда этим не занимается - такая хитрость. А раз годных нет, то по закону о воинской обязанности и военной службе нам нельзя никого призвать. Но у нас граждан появилось уже много в Петербурге - значит призыв по закону невозможен, беспредел - он возможен, поэтому весенний призыв проходил под девизом, такое название было, совместные действия милиции и военкоматов - "Невод" - сеть. Это логика - чеченский синдром уже в Петербурге - "кто не спрятался, я не виноват", - так действуют в Чечне. В других городах, конечно, пока беззаконие полное, потому что, особенно в провинции, люди нее знают закона. Они до сих пор в сознании в прошлом. И страшная экономическая ситуация, безвыходность, падение здоровья, падение нравственности, алкоголизм - мы только что были в архангельской глубинке, видели. И в то же время там тоже росточки гражданского общества - тоже есть. И вот такой агрессивный призыв мы ожидаем сейчас осенний. Но самое забавное - люди говорили, что Министерство обороны США готовится к войне - нет, наше Министерство обороны тоже готовится к войне, это мы знаем. И я сейчас вот так вот сопоставила - в этом году только из-за того, что негодных призывали да еще пытают в российской армии, у нас только за этот год 400 солдат прибежало в нашу маленькую уникальную организацию в России, лето - это был просто массовый исход бегунов из армии. За один только июль было 68 человек. У нас появились совершенно новые явления когда этот бегунок к нам прибежал - ведь надо разобраться, что с ним, с его годностью, провести очень трудные переговоры с командованием и с военными врачами, потому что солдаты им не нужны. Им просто они не нужны... С трудом укладываем в окружной госпиталь на военно-врачебную комиссию, и пошел новый диагноз - СПИД в российской армии. Массовые заболевания гепатитом, туберкулез - то есть, полностью люди там не нужны, и сама логика этих чиновников такая - семье если сам не нужен, тогда мы можем с тобой делать все ,что угодно. Сейчас вот на той неделе у нас прошла эксгумация мальчика. Его забили до смерти в Луге - рядом с домом служил, повесили, и все дружно в один голос - и военный прокурор и командование говорили: "Сам", - уголовного дела нет.
Виктор Резунков:
Элла Михайловна, мы знаем, что сейчас в районе Центральной Азии возникает очень серьезная напряженность - там, где сейчас ожидаются акты возмездия в отношении Афганистана. Как вы думаете, как это может повлиять на ситуацию в Россию - с возможностью призыва и так далее?
Элла Полякова:
Это очень сильно повлияет на жизнь каждого человека в России, не важно, есть ли там сын - призывник, или брат, или муж - резервист - это повлияет на нашу экономику, это повлияет на нашу нравственность. Поэтому к этому в Министерстве обороны уже готовится давно. Вспомните осень, когда прямо с работы сорокалетнего отца - больная жена-инвалид, двое детей... Приехали работники военкомата и милиции и увезли прямо в военкомат, и дали повестку на мобилизацию - так называемые учения тогда прошли. Это была подготовка к войне. Я, мы это тогда понимали. Поэтому сейчас будет очень агрессивный призыв, сейчас, по-видимому, готовятся какие то новые акции, но опять-таки это можно провести только с грубым нарушением российских законов. Поэтому вся проблема все-таки в каждом человеке - он гражданин или нет. Еще раз мы будем сдавать экзамен: ты себя ценишь, имеешь ты достоинство? А меры безопасности надо принимать каждому. Причем вот в этом году в ноябре нашей организации исполняется 10 лет - проведем такую научную конференцию, будем отмечать, и тактика уже отработана жизнью. Первое - это успокоиться. Второе: разобраться в своих правах, заявить и получить. Обязательно надо спорить о своих правах. Вот эта тактика совершенно спокойно решает и проблему призыва. У нас призывники обучаются здесь, на Разъезжей 9, в школе прав человека "Защитим сыновей". Часами мы рассказываем, как хороша российская Конституция, потому что есть права человека и гражданина - вот ваш план действий. У нас книжечка есть, учебник прямо, - "Защита прав призывника и солдата". Люди с удовольствием проходят этим новым необычным гражданским путем, и призывники в результате озадачивают призывную комиссию информацией о свое годности, пишут письменное заявление, и получают решение, и получают военный билет, который позволяет им спокойно жить, учиться и передвигаться. То есть, решает колоссальные жизненные проблемы и снимает прямо гнет, потому что для молодых людей страшно ходить по улицам. Точно так же, видимо, надо действовать братьям и отцам семейств, потому что сейчас у нас страшная экономическая ситуация. Попробуй от семьи оторви кормильца - что будет с семьей? Это катастрофа гуманитарная, поэтому надо себе не бояться признать, что война министерством, нашими ястребами готовится, да, она готовится заблаговременно, как готовилась война в Чечне, и Чечня, будем считать - репетиция для такой вот большой войны - она выгодна. Это очередной бизнес большой.