Ведущая Петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович:
Через несколько дней российские этнографические музеи отметят свой столетний юбилей. Сегодня в нашей программе будет принимать участие главный хранитель Российского этнографического музея Людмила Урицкая. Людмила Борисовна, через несколько дней Российский этнографический музей отметит свое столетие. Но ведь он был образован сначала как часть Русского музея - почему столетие только сейчас? Русский музей столетие свое уже отпраздновал...
Людмила Урицкая:
Ваше замечание и вопрос справедливы. Мы отчет своей биографии ведем от даты 10 (23) января 1902-го года, когда за высочайшей подписью Императора Николая Второго вышло штатное расписание и началось финансирование образованного в структуре Русского музея этнографического отдела.
Татьяна Валович:
И с каким багажом музей подходит к своему юбилею?
Людмила Урицкая:
С огромным багажом. Мы страшно волнуемся. В ближайший вторник у нас начнутся юбилейные торжества, и все ближайшее время мы провели в подготовке и подведении итогов, действительно есть, о чем рассказать. Во-первых, наверное, надо сказать, что все последние 15 лет мы прожили очень непростую жизнь. Перемены, которые произошли в стране, безусловно, коснулись всех и каждого, и музеев в первую очередь, я не могу с полной уверенностью сказать, что эти перемены к худшему. Несмотря на постоянное мучающее нас безденежье, плохое финансирование, отсутствие регулярных средств на развитие музея, все-таки я понимаю, что музей очень сильно изменился. Изменилась его жизнь. Она стала в музее очень активной. Уже приходит совершенно другой посетитель, который не нуждается в пассивном восприятии музейных экскурсий в пассивном осмотре музейных экспозиций. Это очень активный зритель. Зритель, который все время требует акции от музея. Поэтому формы работы с посетителем у нас очень изменились. Но об этом я, может, скажу немножко позже. Я хочу сказать все-таки, с чем мы реально зримо ощутимо подошли к своему столетнему юбилею. Во-первых, изменился внешний облик наших экспозиций. Несмотря на наше безденежье, мы все-таки провели огромный ремонт в музее, наш молодой очень энергичный директор одержим страстью и идеей восстановления исторического облика музея таким, каким его создавал в начале века архитектор Василий Федорович Свиньин. Поэтому мы провели работы не столько ремонтные, сколько в огромной степени реставрационные. Восстановили все левое крыло музея. Сейчас эти восстановленные залы готовы к насыщению экспозиционным материалом.
Татьяна Валович:
Наверное, в связи с тем, что у вас появляются такие новые залы, вы как хранитель коллекции очень рады, потому что появляется возможность представить более широко то, что у вас хранится в запасниках?
Людмила Урицкая:
Да, я действительно очень рада, когда много материала идет в экспозиции, а не хранится в наших запасниках. Потому что, на самом деле, наша главная проблема - отсутствие фондовых помещений. Фактически запасники мы содержим на экспозиционных площадях, приспособив их для хранения предметов. Но это наша проблема. И это одна из задач нашей ближайшей перспективы - строительство здания фондовых хранилищ. Известно, что здание этнографического отдела, впоследствии музея этнографического, не осуществлено в полном объеме замысла архитектора. Экспозиционное здание построено, а здание фонда-хранилища не было построено. Поэтому наша задача сейчас - как-то это сделать.
Татьяна Валович:
Но вот все-таки, несмотря на тяжелые финансовые условия, сейчас происходит пополнение музея новыми экспонатами?
Людмила Урицкая:
Да, с уверенностью могу сказать, что действительно поступают ежегодно, на наших фондовых комиссиях рассматриваются очень хорошие поступления новые в музей. Если раньше мы пополнялись за счет регулярных полевых экспедиций - сотрудники каждое лето разъезжались в различные районы страны, то сейчас поступления, в основном, не за счет полевой работы. Она как раз, к великому нашему огорчению, сократилась. Но нам отходят некоторые частные собрания. У музея есть спонсоры, которые помогают приобретать. И это не только организации, но и частные лица. В общем, мы как-то живем.
Татьяна Валович:
Людмила Борисовна, среди экспонатов вашего музея очень много связано с какими-то культовыми обрядовыми вещами различных народностей. Не случались ли какие-нибудь мистические случаи в музее, или кто-то реагировал на эти предметы интересно?
Людмила Урицкая:
Таких случаев откровенно-мистических нет, хотя должна сказать, что многие сотрудники, особенно, например, сотрудники отдела Сибири нашего музея считают, что у вещей есть своя энергетика - они иногда сопротивляются тебе, какому-то не очень правильному поведению с ними, или, наоборот, ведут себя очень хорошо. Энергетика есть. Скорее, я хочу сказать, у нас есть своя такая музейная мифология. Главной персоной этой мифологии является Афина Паллада. Вы знаете, портик нашего здания украшает прекрасная скульптурная группа, в центре которой Афина Паллада, по бокам - Гений и Слава. Эта скульптура была снята три года назад с портика здания и отправлена на реставрацию, потому что она разрушалась от времени. И я должна сказать, что мы считали, что наши беды во многом - от отсутствия нашей покровительницы. 15-го числа скульптурная группа водружена снова на свое место, и мы надеемся что наши беды закончатся... А вообще, если говорить всерьез - мы будем праздновать в ближайшее время праздник Афины. Это тоже будет наше юбилейное событие.
Татьяна Валович:
А вот лично у вас есть какой-то раздел, которому вы, может быть, больше симпатизируете, чем другим в музее - в экспозиции, в коллекции?
Людмила Урицкая:
Я музей настолько воспринимаю цельно, что отдать какой-то вещи или каким-то коллекциям я не могу. Мои научные интересы лежат в области изучения памятников еврейской культуры, но так, чтобы я выбрала себе какой-то один единый предмет в экспозиции - вряд ли.
Татьяна Валович:
А вот в Петербурге существуют два, в общем-то, этнографических музея, Кунсткамера тоже которая называется "музей этнографии" - как вы сосуществуете - у вас есть здоровая конкуренция, или вы, наоборот, помогаете друг другу?
Людмила Урицкая:
Никакой конкуренции у нас нет абсолютно, у нас совершенно разные коллекции, а в организациях этих работают выпускники одной и той же кафедры этнографии Петербургского университета. Поэтому у нас неконкурентные отношения, а очень дружеские и родственные.
Татьяна Валович:
А каковы вообще у вас связи с другими музеями, как в России, так и за рубежом. К вам обращаются за помощью, советом?
Людмила Урицкая:
У нас скорее партнерские отношения с этнографическими музеями мира. Не только России, но и мира. Мы ведь являемся вообще в России методическим центром по этнографическому музееведению. А с зарубежными музеями, благодаря нашим выставкам, которые - ежегодно у нас две три выставки зарубежные, очень серьезные, огромные проекты - благодаря этим выставкам мы налаживаем контакты с музеями, общаемся с ними. Сейчас в рамках юбилейной сессии будет проходить конференция, посвященная роли этнографического или роли места этнографического музея в перспективе XXI века. На эту конференцию приглашены очень многие коллеги из российских музеев и зарубежных, мы встретимся вновь с нашими друзьями.
Татьяна Валович:
Людмила Борисовна, в нашей программе прозвучала интересная информация о том, что в Индии установлен памятник Афанасию Никитину. А вот у нас в России есть ли какие-то памятники, как отмечены знаменитые исследователи-этнографы? Есть в вашем музее какие-то сведения о тех, кто пополнял коллекцию?
Людмила Урицкая:
Мне неизвестны такие памятники, такая дань отданная нашим отечественным этнографам - памятники, установленные у нас в России. Скорее эта дань существует в нашей памяти. Мы сейчас к юбилею открываем прекрасную выставку в музее, она называется "Люди и вещи", и посвящена как раз собирателям коллекций этнографических. На этой выставке будут упомянуты практически все имена собирателей коллекции нашего музея, будут представлены лучшие, яркие, выразительные предметы из наших собраний. Выставку монтируют. Ее откроют 22 или 24 числа. Пока все материалы в секрете, но поживем - увидим, ждем.
Татьяна Валович:
Людмила Борисовна вы говорили, что сейчас, в последнее десятилетие, изменился подход музея к тому, как организовывать выставки - в чем это конкретно выражается? Как вы теперь стараетесь преподнести информацию посетителям?
Людмила Урицкая:
Мы стараемся, чтобы наш материал был как можно ближе к нашему зрителю. Мы в своих экспозициях все меньше и меньше закрываем в глухие витрины, а делаем очень близкую, открытую, контактную со зрителем подачу материала. Хотя у этого есть и свои негативные стороны - сохранность вещей страдает, не всегда посетитель у нас бывает хорош. Тем не мне наш принцип - идти быстрее к посетителю самим и не ждать, пока он к нам придет.
Татьяна Валович:
Я знаю, что у вас действует даже детский центр на базе музея, который как бы даже обучает детей ремеслам?
Людмила Урицкая:
Да, я говорила уже, что формы работы с посетителем музея изменились, и изменились совершенно непроизвольно. Востребованы оказались такие формы, как работа с детской аудиторией. Дети - посетители музея - это будущий наш посетитель, который будет ходить в наш музей, приведет потом своих детей и так далее - цепь останется неразрывной. Работать с детьми и трудно, и безумно интересно. У нас когда-то, в 1997-м году, появился крошечный маленький этнографический клуб для детей совсем малюток трех-четырех летнего возраста. Сейчас аудитория повзрослела. Это хорошо оснащенный детский этнографический центр. Нам помогал в этом Всемирный банк реконструкции, и они пустили хорошие средства на оснащение этого центра.
Татьяна Валович:
Петербург - многонациональный город, у нас есть множество диаспор, национальных общин - вы как-то с ними контактируете? Как-то ведете работу?
Людмила Урицкая:
Конечно, очень давно и постоянно мы работаем с культурными национальными обществами. По программам у нас есть сотрудники, которые занимаются только этими проблемами. Весь музей задействован в этом плане. Это выставочная деятельность, конференции, "Круглые столы", всякие консультации.
Через несколько дней российские этнографические музеи отметят свой столетний юбилей. Сегодня в нашей программе будет принимать участие главный хранитель Российского этнографического музея Людмила Урицкая. Людмила Борисовна, через несколько дней Российский этнографический музей отметит свое столетие. Но ведь он был образован сначала как часть Русского музея - почему столетие только сейчас? Русский музей столетие свое уже отпраздновал...
Людмила Урицкая:
Ваше замечание и вопрос справедливы. Мы отчет своей биографии ведем от даты 10 (23) января 1902-го года, когда за высочайшей подписью Императора Николая Второго вышло штатное расписание и началось финансирование образованного в структуре Русского музея этнографического отдела.
Татьяна Валович:
И с каким багажом музей подходит к своему юбилею?
Людмила Урицкая:
С огромным багажом. Мы страшно волнуемся. В ближайший вторник у нас начнутся юбилейные торжества, и все ближайшее время мы провели в подготовке и подведении итогов, действительно есть, о чем рассказать. Во-первых, наверное, надо сказать, что все последние 15 лет мы прожили очень непростую жизнь. Перемены, которые произошли в стране, безусловно, коснулись всех и каждого, и музеев в первую очередь, я не могу с полной уверенностью сказать, что эти перемены к худшему. Несмотря на постоянное мучающее нас безденежье, плохое финансирование, отсутствие регулярных средств на развитие музея, все-таки я понимаю, что музей очень сильно изменился. Изменилась его жизнь. Она стала в музее очень активной. Уже приходит совершенно другой посетитель, который не нуждается в пассивном восприятии музейных экскурсий в пассивном осмотре музейных экспозиций. Это очень активный зритель. Зритель, который все время требует акции от музея. Поэтому формы работы с посетителем у нас очень изменились. Но об этом я, может, скажу немножко позже. Я хочу сказать все-таки, с чем мы реально зримо ощутимо подошли к своему столетнему юбилею. Во-первых, изменился внешний облик наших экспозиций. Несмотря на наше безденежье, мы все-таки провели огромный ремонт в музее, наш молодой очень энергичный директор одержим страстью и идеей восстановления исторического облика музея таким, каким его создавал в начале века архитектор Василий Федорович Свиньин. Поэтому мы провели работы не столько ремонтные, сколько в огромной степени реставрационные. Восстановили все левое крыло музея. Сейчас эти восстановленные залы готовы к насыщению экспозиционным материалом.
Татьяна Валович:
Наверное, в связи с тем, что у вас появляются такие новые залы, вы как хранитель коллекции очень рады, потому что появляется возможность представить более широко то, что у вас хранится в запасниках?
Людмила Урицкая:
Да, я действительно очень рада, когда много материала идет в экспозиции, а не хранится в наших запасниках. Потому что, на самом деле, наша главная проблема - отсутствие фондовых помещений. Фактически запасники мы содержим на экспозиционных площадях, приспособив их для хранения предметов. Но это наша проблема. И это одна из задач нашей ближайшей перспективы - строительство здания фондовых хранилищ. Известно, что здание этнографического отдела, впоследствии музея этнографического, не осуществлено в полном объеме замысла архитектора. Экспозиционное здание построено, а здание фонда-хранилища не было построено. Поэтому наша задача сейчас - как-то это сделать.
Татьяна Валович:
Но вот все-таки, несмотря на тяжелые финансовые условия, сейчас происходит пополнение музея новыми экспонатами?
Людмила Урицкая:
Да, с уверенностью могу сказать, что действительно поступают ежегодно, на наших фондовых комиссиях рассматриваются очень хорошие поступления новые в музей. Если раньше мы пополнялись за счет регулярных полевых экспедиций - сотрудники каждое лето разъезжались в различные районы страны, то сейчас поступления, в основном, не за счет полевой работы. Она как раз, к великому нашему огорчению, сократилась. Но нам отходят некоторые частные собрания. У музея есть спонсоры, которые помогают приобретать. И это не только организации, но и частные лица. В общем, мы как-то живем.
Татьяна Валович:
Людмила Борисовна, среди экспонатов вашего музея очень много связано с какими-то культовыми обрядовыми вещами различных народностей. Не случались ли какие-нибудь мистические случаи в музее, или кто-то реагировал на эти предметы интересно?
Людмила Урицкая:
Таких случаев откровенно-мистических нет, хотя должна сказать, что многие сотрудники, особенно, например, сотрудники отдела Сибири нашего музея считают, что у вещей есть своя энергетика - они иногда сопротивляются тебе, какому-то не очень правильному поведению с ними, или, наоборот, ведут себя очень хорошо. Энергетика есть. Скорее, я хочу сказать, у нас есть своя такая музейная мифология. Главной персоной этой мифологии является Афина Паллада. Вы знаете, портик нашего здания украшает прекрасная скульптурная группа, в центре которой Афина Паллада, по бокам - Гений и Слава. Эта скульптура была снята три года назад с портика здания и отправлена на реставрацию, потому что она разрушалась от времени. И я должна сказать, что мы считали, что наши беды во многом - от отсутствия нашей покровительницы. 15-го числа скульптурная группа водружена снова на свое место, и мы надеемся что наши беды закончатся... А вообще, если говорить всерьез - мы будем праздновать в ближайшее время праздник Афины. Это тоже будет наше юбилейное событие.
Татьяна Валович:
А вот лично у вас есть какой-то раздел, которому вы, может быть, больше симпатизируете, чем другим в музее - в экспозиции, в коллекции?
Людмила Урицкая:
Я музей настолько воспринимаю цельно, что отдать какой-то вещи или каким-то коллекциям я не могу. Мои научные интересы лежат в области изучения памятников еврейской культуры, но так, чтобы я выбрала себе какой-то один единый предмет в экспозиции - вряд ли.
Татьяна Валович:
А вот в Петербурге существуют два, в общем-то, этнографических музея, Кунсткамера тоже которая называется "музей этнографии" - как вы сосуществуете - у вас есть здоровая конкуренция, или вы, наоборот, помогаете друг другу?
Людмила Урицкая:
Никакой конкуренции у нас нет абсолютно, у нас совершенно разные коллекции, а в организациях этих работают выпускники одной и той же кафедры этнографии Петербургского университета. Поэтому у нас неконкурентные отношения, а очень дружеские и родственные.
Татьяна Валович:
А каковы вообще у вас связи с другими музеями, как в России, так и за рубежом. К вам обращаются за помощью, советом?
Людмила Урицкая:
У нас скорее партнерские отношения с этнографическими музеями мира. Не только России, но и мира. Мы ведь являемся вообще в России методическим центром по этнографическому музееведению. А с зарубежными музеями, благодаря нашим выставкам, которые - ежегодно у нас две три выставки зарубежные, очень серьезные, огромные проекты - благодаря этим выставкам мы налаживаем контакты с музеями, общаемся с ними. Сейчас в рамках юбилейной сессии будет проходить конференция, посвященная роли этнографического или роли места этнографического музея в перспективе XXI века. На эту конференцию приглашены очень многие коллеги из российских музеев и зарубежных, мы встретимся вновь с нашими друзьями.
Татьяна Валович:
Людмила Борисовна, в нашей программе прозвучала интересная информация о том, что в Индии установлен памятник Афанасию Никитину. А вот у нас в России есть ли какие-то памятники, как отмечены знаменитые исследователи-этнографы? Есть в вашем музее какие-то сведения о тех, кто пополнял коллекцию?
Людмила Урицкая:
Мне неизвестны такие памятники, такая дань отданная нашим отечественным этнографам - памятники, установленные у нас в России. Скорее эта дань существует в нашей памяти. Мы сейчас к юбилею открываем прекрасную выставку в музее, она называется "Люди и вещи", и посвящена как раз собирателям коллекций этнографических. На этой выставке будут упомянуты практически все имена собирателей коллекции нашего музея, будут представлены лучшие, яркие, выразительные предметы из наших собраний. Выставку монтируют. Ее откроют 22 или 24 числа. Пока все материалы в секрете, но поживем - увидим, ждем.
Татьяна Валович:
Людмила Борисовна вы говорили, что сейчас, в последнее десятилетие, изменился подход музея к тому, как организовывать выставки - в чем это конкретно выражается? Как вы теперь стараетесь преподнести информацию посетителям?
Людмила Урицкая:
Мы стараемся, чтобы наш материал был как можно ближе к нашему зрителю. Мы в своих экспозициях все меньше и меньше закрываем в глухие витрины, а делаем очень близкую, открытую, контактную со зрителем подачу материала. Хотя у этого есть и свои негативные стороны - сохранность вещей страдает, не всегда посетитель у нас бывает хорош. Тем не мне наш принцип - идти быстрее к посетителю самим и не ждать, пока он к нам придет.
Татьяна Валович:
Я знаю, что у вас действует даже детский центр на базе музея, который как бы даже обучает детей ремеслам?
Людмила Урицкая:
Да, я говорила уже, что формы работы с посетителем музея изменились, и изменились совершенно непроизвольно. Востребованы оказались такие формы, как работа с детской аудиторией. Дети - посетители музея - это будущий наш посетитель, который будет ходить в наш музей, приведет потом своих детей и так далее - цепь останется неразрывной. Работать с детьми и трудно, и безумно интересно. У нас когда-то, в 1997-м году, появился крошечный маленький этнографический клуб для детей совсем малюток трех-четырех летнего возраста. Сейчас аудитория повзрослела. Это хорошо оснащенный детский этнографический центр. Нам помогал в этом Всемирный банк реконструкции, и они пустили хорошие средства на оснащение этого центра.
Татьяна Валович:
Петербург - многонациональный город, у нас есть множество диаспор, национальных общин - вы как-то с ними контактируете? Как-то ведете работу?
Людмила Урицкая:
Конечно, очень давно и постоянно мы работаем с культурными национальными обществами. По программам у нас есть сотрудники, которые занимаются только этими проблемами. Весь музей задействован в этом плане. Это выставочная деятельность, конференции, "Круглые столы", всякие консультации.