Ведущая Петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович:
Сегодня в нашей программе будет принимать участие главный редактор нового всероссийского детского литературного журнала "Окно" Вероника Салтыкова. Вероника, скажите пожалуйста, что побудило вас заняться созданием нового детского журнала?
Вероника Салтыкова:
Одна милая дама-журналистка рассказала мне историю, что когда ей было 13 лет, она дала себе страшную клятву до конца жизни выписывать журнал "Костер". Это забавная история, но, тем не менее, тоска по своему детству, тому лучшему, что было в этом детстве, и что, на мой взгляд, отнято у наших детей, и привела меня к мысли создать новый детский журнал.
Татьяна Валович:
Он называется "Окно", то есть, вы предполагаете открыть какое-то новое окно для ребят?
Вероника Салтыкова:
Открыть новое окно в мир, увидеть цветущий сад, увидеть море, увидеть дальние страны, увидеть все самое лучшее, что есть в этом мире. И в то же время, "Окно" позволяет, когда очень много шума на улице, закрыть окно и остаться в камерном состоянии.
Татьяна Валович:
Но вот, начиная заниматься этим проектом, вы, наверное, понимали, что это будет достаточно трудно, потому что экономическую поддержку в России для детских проектов найти очень трудно. Вот с экономической точки зрения, кто вам помогает, где вы нашли деньги на этот проект?
Вероника Салтыкова:
Есть замечательные друзья у меня, Светлана и Андрей Коноплянник, и идея финансирования журнала принадлежала им. Это частная инициатива, но, естественно, мы рассчитываем на внимание государственных и общественных структур к финансированию журнала, потому что как частная инициатива это невозможно, к сожалению, продолжать.
Татьяна Валович:
Вы объявляете о себе как о всероссийском журнале, то есть, он должен быть интересен не только жителям одного города - Петербурга или Москвы, но и в различных регионах - за счет чего вы хотите привлечь читателей?
Вероника Салтыкова:
В первую очередь, в журнале работают замечательные писатели. Самые лучшие российские писатели привлечены к сотрудничеству, такие как знаменитый Святослав Сахарнов, патриарх детской литературы. Замечательный писатель Николай Федоров ,Сергей Носов, Наталья Толстая, то есть, лучшие писатели России на мой взгляд, и не только детские, но и взрослые сотрудничают с журналом, хорошая литература она интересна всем. Плюс Петербург - город особый в истории России, и опять-таки история Петербурга, культура Петербурга, мне кажется, интересны для всех.
Татьяна Валович:
Но вот с 1 января были отменены льготы на издание книг, издание периодики - как вы планируете выживать в этом смысле?
Вероника Салтыкова:
Да это было печальное для нас известие, неожиданное, но я, рассчитывая вывести журнал как социальный проект, социокультурный проект, и, несмотря на тяжелые времена, существует поддержка различных фондов существуют гранты. Я думаю, что если мы сумеем привлечь серьезное внимание общественности к журналу, то сумеем и выжить?
Татьяна Валович:
А вообще, вот этот шаг российского правительства - лишение налоговых льгот в области книгоиздания, издания периодических средств массовой информации - как вы думаете, как он может вообще отозваться на российском рынке, на культуре, на образовании?
Вероника Салтыкова:
По-моему, для того, чтобы погубить нашу культуру, сделано уже так много, что еще лишний шаг просто докажет выживаемость нашей культуры. Я думаю, что это невозможная мера, но, тем не менее, будем выкручиваться, что делать...
Татьяна Валович:
А как, на ваш взгляд, вообще, то, что происходит сейчас в области периодических изданий для детей, а также программ на телевидении, на радио - как вы можете оценить вот эту нишу?
Вероника Салтыкова:
Скажем так, ниша интеллектуальных детских журналов сейчас свободна. Поэтому мы и рассчитываем вывести наш журнал на достойный уровень, потому что конкурентов очень мало. Детские журналы, которые сейчас существуют - есть очень много симпатичных замечательных журналов, но о них почти никто не знает. Потому что самая большая проблема - даже не найти финансирование. Самая большая проблема - чтобы читатель получил этот журнал. Система распространения настолько драконовская, настолько немыслимая, и делает все для того, чтобы детские журналы не увидели своих читателей.
Татьяна Валович:
И вот в связи с тем - как будет ваш журнал распространяться?
Вероника Салтыкова:
Я думаю, что мы найдем альтернативные возможности - через школы, через педагогов и, опять-таки, через привлечение общественности.
Татьяна Валович:
Вероника, но вот дети сами не могут купить себе журнал. Этот журнал должны покупать родители - вот как обратить внимание родителей на то, что лучше не поставить какую-то кассету в видеомагнитофон, не показывать мультики, а именно почитать с ребенком журнал?
Вероника Салтыкова:
Ситуация как раз складывается немножко иначе. Дело в том, что журнал наш рассчитан на возраст 10-12-13 лет, и в этом возрасте ребята уже вполне сами покупают журналы. Это как раз очень большая редкость, когда в этом возрасте покупают родители. Мало того, у меня сейчас даже сложилось впечатление, что я выпустила журнал не для детей, а для родителей, потому что родительская общественность с таким восторгом восприняла, вероятно, какие-то ностальгические моменты сработали... Как раз наша задача привлечь ребят, потому что у ребят нет опыта общения с таким журналом. В перспективе мы ходим делать журнал для малышей, для среднего возраста и для старших ребят, чтобы журнал, как эстафетная палочка, передавался, соответственно, уже с другими авторами с другими иллюстрациями, но дух журнала, духовные ценности, чтобы это было действительно для ребят. Нужно приучить ребят читать журнал, и, естественно, мы хотим начать с малышей. Просто так сложилось, что все-таки этот журнал был для среднего возраста, был опыт у моих коллег все-таки со средним возрастом, а не с малышами.
Татьяна Валович:
Вот вышел уже первый номер журнала, он передо мной лежит, такой красочный. Вы уже получили какие-то отклики, показывали его детям - как они отреагировали на выход журнала?
Вероника Салтыкова:
Дети видели журнал, читали, мало того, у нас есть рубрика "Подоконник", где ребята пишут сами о себе, о своей жизни, своих чувствах, переживаниях, поэтому для них это особенно интересно. Вообще, реакция очень положительная, даже до такой степени, что я немножко пугаюсь - я не ожидала такой реакции ребят.
Татьяна Валович:
Вот очень важно и художественное оформление - многие издания, чтобы привлечь внимание, пользуются какими-то комиксами - вот как идет разработка вообще всего дизайна журнала?
Вероника Салтыкова:
Мне повезло, мы оказались в удивительной ситуации: арт-галерея Бари приютила нас, там я познакомилась с дизайнерами-художниками, которые взялись за разработку концепции журнала. На мой взгляд, журнал действительно получился очень удачный. с художественной точки зрения.
Татьяна Валович:
Но вот в дальнейшем, какие рубрики вы планируете все-таки освещать в журнале, чтобы привлечь внимание? Что, на ваш взгляд, самое интересное? Что ребята должны узнавать в первую очередь? Раз ваш журнал называется литературным - вы как-то будете знакомить с литературой нового направления?
Вероника Салтыкова:
С литературой нового направления, с классикой, с зарубежными писателями, не только российскими. но и зарубежными писателями. Что интересно для ребят - это романтика, жизнь на природе, приключения, путешествия - обо всем это будет рассказывать журнал. И потом, что, опять-таки, на мой взгляд, очень интересно, и опросы показывают - это узнавать жизнь своих сверстников.
Татьяна Валович:
Вероника, все-таки детская аудитория - ее интересы достаточно изменчивы, с возрастом взрослые не могут иногда оценить, что интересно детям. У вас не предполагается такого детского экспертного совета?
Вероника Салтыкова:
У нас при редакции уже создан детский литературный клуб. Ребята готовят рубрики, готовят выпуск рубрики "Подоконник". Поэтому, естественно, это наш актив, мы опираемся как раз в работе с ребятами на свой собственный клуб.
Татьяна Валович:
А еще какая обратная связь с читателями у вас будет?
Вероника Салтыкова:
Дело в том, что журналу всего месяц. Поэтому сейчас разрабатываются различные проекты, мы привлекаем родителей и общественность, педагогов, волонтеров, но сейчас это все еще в таком очень зачаточном состоянии.
Татьяна Валович:
Но есть у вас уже какие-то интересные идеи по этому поводу, проведение каких-то конкурсов, викторин?
Вероника Салтыкова:
Да, конкурсы, все это разрабатывают сейчас и сами ребята и педагоги. Мы хотим провести конкурс на лучшее литературное произведение самих ребят, конкурс рассказов. Такой опыт у меня был в прошлом журнале, получаются удивительные вещи.
Татьяна Валович:
Раньше Россия была самой читающей страной. Как показывают сейчас социологические опросы, к сожалению, эта позиция давно ушла. Как вы думаете, что нужно делать в российском обществе, чтобы не потерять читающее поколение, чтобы люди сейчас - понятно, что идет компьютеризация общества, чтобы ребята не перестали читать?
Вероника Салтыкова:
У меня сложилось такое чувство, что пару поколений мы уже потеряли в этом смысле. Надо продолжать просветительскую работу. Мне нравится слово "культуртрегерство" - других выходов я не вижу.
Татьяна Валович:
В своей работе, я так поняла, вы выступаете не только как главный редактор, но еще и как главный менеджер - откуда этот опыт?
Вероника Салтыкова:
В начале 90-х годов погиб знаменитый питерский журнал "Искорка", и в 1994-м году я решила возродить этот журнал, пять лет он издавался совместно со скаутами Петербурга, поэтому такой опыт - в середине 90-х годов, я вас уверяю, гораздо труднее было издавать журнал, чем сейчас. Поэтому сложился некий опыт, некая надежда, что те возможности, которые мы сумели тогда получить, мы сейчас возродим.
Татьяна Валович:
То есть, опыт борьбы за выживание у вас уже какой-то есть... Все-таки, как вы считаете, государство насколько должно поддерживать культуру и, тем более, детскую?
Вероника Салтыкова:
Вы знаете, один журналист взял мой журнал и сказал: "Ты будешь издаваться при условии, что вернется советская власть". Но вот, откровенно говоря, я не очень хочу, чтобы возвращалась советская власть, но в смысле поддержки детских изданий, когда это бюджетное финансирование - дело в том, что нет ни одного журнала подобного рода ни в России, ни на Западе, ни в Америке, который не дотировался бы государством, либо общественными структурами. Поэтому, конечно, мне хочется обратить внимание государства, и не просто обратить, а получить нормальное, приличное бюджетное финансирование.
Сегодня в нашей программе будет принимать участие главный редактор нового всероссийского детского литературного журнала "Окно" Вероника Салтыкова. Вероника, скажите пожалуйста, что побудило вас заняться созданием нового детского журнала?
Вероника Салтыкова:
Одна милая дама-журналистка рассказала мне историю, что когда ей было 13 лет, она дала себе страшную клятву до конца жизни выписывать журнал "Костер". Это забавная история, но, тем не менее, тоска по своему детству, тому лучшему, что было в этом детстве, и что, на мой взгляд, отнято у наших детей, и привела меня к мысли создать новый детский журнал.
Татьяна Валович:
Он называется "Окно", то есть, вы предполагаете открыть какое-то новое окно для ребят?
Вероника Салтыкова:
Открыть новое окно в мир, увидеть цветущий сад, увидеть море, увидеть дальние страны, увидеть все самое лучшее, что есть в этом мире. И в то же время, "Окно" позволяет, когда очень много шума на улице, закрыть окно и остаться в камерном состоянии.
Татьяна Валович:
Но вот, начиная заниматься этим проектом, вы, наверное, понимали, что это будет достаточно трудно, потому что экономическую поддержку в России для детских проектов найти очень трудно. Вот с экономической точки зрения, кто вам помогает, где вы нашли деньги на этот проект?
Вероника Салтыкова:
Есть замечательные друзья у меня, Светлана и Андрей Коноплянник, и идея финансирования журнала принадлежала им. Это частная инициатива, но, естественно, мы рассчитываем на внимание государственных и общественных структур к финансированию журнала, потому что как частная инициатива это невозможно, к сожалению, продолжать.
Татьяна Валович:
Вы объявляете о себе как о всероссийском журнале, то есть, он должен быть интересен не только жителям одного города - Петербурга или Москвы, но и в различных регионах - за счет чего вы хотите привлечь читателей?
Вероника Салтыкова:
В первую очередь, в журнале работают замечательные писатели. Самые лучшие российские писатели привлечены к сотрудничеству, такие как знаменитый Святослав Сахарнов, патриарх детской литературы. Замечательный писатель Николай Федоров ,Сергей Носов, Наталья Толстая, то есть, лучшие писатели России на мой взгляд, и не только детские, но и взрослые сотрудничают с журналом, хорошая литература она интересна всем. Плюс Петербург - город особый в истории России, и опять-таки история Петербурга, культура Петербурга, мне кажется, интересны для всех.
Татьяна Валович:
Но вот с 1 января были отменены льготы на издание книг, издание периодики - как вы планируете выживать в этом смысле?
Вероника Салтыкова:
Да это было печальное для нас известие, неожиданное, но я, рассчитывая вывести журнал как социальный проект, социокультурный проект, и, несмотря на тяжелые времена, существует поддержка различных фондов существуют гранты. Я думаю, что если мы сумеем привлечь серьезное внимание общественности к журналу, то сумеем и выжить?
Татьяна Валович:
А вообще, вот этот шаг российского правительства - лишение налоговых льгот в области книгоиздания, издания периодических средств массовой информации - как вы думаете, как он может вообще отозваться на российском рынке, на культуре, на образовании?
Вероника Салтыкова:
По-моему, для того, чтобы погубить нашу культуру, сделано уже так много, что еще лишний шаг просто докажет выживаемость нашей культуры. Я думаю, что это невозможная мера, но, тем не менее, будем выкручиваться, что делать...
Татьяна Валович:
А как, на ваш взгляд, вообще, то, что происходит сейчас в области периодических изданий для детей, а также программ на телевидении, на радио - как вы можете оценить вот эту нишу?
Вероника Салтыкова:
Скажем так, ниша интеллектуальных детских журналов сейчас свободна. Поэтому мы и рассчитываем вывести наш журнал на достойный уровень, потому что конкурентов очень мало. Детские журналы, которые сейчас существуют - есть очень много симпатичных замечательных журналов, но о них почти никто не знает. Потому что самая большая проблема - даже не найти финансирование. Самая большая проблема - чтобы читатель получил этот журнал. Система распространения настолько драконовская, настолько немыслимая, и делает все для того, чтобы детские журналы не увидели своих читателей.
Татьяна Валович:
И вот в связи с тем - как будет ваш журнал распространяться?
Вероника Салтыкова:
Я думаю, что мы найдем альтернативные возможности - через школы, через педагогов и, опять-таки, через привлечение общественности.
Татьяна Валович:
Вероника, но вот дети сами не могут купить себе журнал. Этот журнал должны покупать родители - вот как обратить внимание родителей на то, что лучше не поставить какую-то кассету в видеомагнитофон, не показывать мультики, а именно почитать с ребенком журнал?
Вероника Салтыкова:
Ситуация как раз складывается немножко иначе. Дело в том, что журнал наш рассчитан на возраст 10-12-13 лет, и в этом возрасте ребята уже вполне сами покупают журналы. Это как раз очень большая редкость, когда в этом возрасте покупают родители. Мало того, у меня сейчас даже сложилось впечатление, что я выпустила журнал не для детей, а для родителей, потому что родительская общественность с таким восторгом восприняла, вероятно, какие-то ностальгические моменты сработали... Как раз наша задача привлечь ребят, потому что у ребят нет опыта общения с таким журналом. В перспективе мы ходим делать журнал для малышей, для среднего возраста и для старших ребят, чтобы журнал, как эстафетная палочка, передавался, соответственно, уже с другими авторами с другими иллюстрациями, но дух журнала, духовные ценности, чтобы это было действительно для ребят. Нужно приучить ребят читать журнал, и, естественно, мы хотим начать с малышей. Просто так сложилось, что все-таки этот журнал был для среднего возраста, был опыт у моих коллег все-таки со средним возрастом, а не с малышами.
Татьяна Валович:
Вот вышел уже первый номер журнала, он передо мной лежит, такой красочный. Вы уже получили какие-то отклики, показывали его детям - как они отреагировали на выход журнала?
Вероника Салтыкова:
Дети видели журнал, читали, мало того, у нас есть рубрика "Подоконник", где ребята пишут сами о себе, о своей жизни, своих чувствах, переживаниях, поэтому для них это особенно интересно. Вообще, реакция очень положительная, даже до такой степени, что я немножко пугаюсь - я не ожидала такой реакции ребят.
Татьяна Валович:
Вот очень важно и художественное оформление - многие издания, чтобы привлечь внимание, пользуются какими-то комиксами - вот как идет разработка вообще всего дизайна журнала?
Вероника Салтыкова:
Мне повезло, мы оказались в удивительной ситуации: арт-галерея Бари приютила нас, там я познакомилась с дизайнерами-художниками, которые взялись за разработку концепции журнала. На мой взгляд, журнал действительно получился очень удачный. с художественной точки зрения.
Татьяна Валович:
Но вот в дальнейшем, какие рубрики вы планируете все-таки освещать в журнале, чтобы привлечь внимание? Что, на ваш взгляд, самое интересное? Что ребята должны узнавать в первую очередь? Раз ваш журнал называется литературным - вы как-то будете знакомить с литературой нового направления?
Вероника Салтыкова:
С литературой нового направления, с классикой, с зарубежными писателями, не только российскими. но и зарубежными писателями. Что интересно для ребят - это романтика, жизнь на природе, приключения, путешествия - обо всем это будет рассказывать журнал. И потом, что, опять-таки, на мой взгляд, очень интересно, и опросы показывают - это узнавать жизнь своих сверстников.
Татьяна Валович:
Вероника, все-таки детская аудитория - ее интересы достаточно изменчивы, с возрастом взрослые не могут иногда оценить, что интересно детям. У вас не предполагается такого детского экспертного совета?
Вероника Салтыкова:
У нас при редакции уже создан детский литературный клуб. Ребята готовят рубрики, готовят выпуск рубрики "Подоконник". Поэтому, естественно, это наш актив, мы опираемся как раз в работе с ребятами на свой собственный клуб.
Татьяна Валович:
А еще какая обратная связь с читателями у вас будет?
Вероника Салтыкова:
Дело в том, что журналу всего месяц. Поэтому сейчас разрабатываются различные проекты, мы привлекаем родителей и общественность, педагогов, волонтеров, но сейчас это все еще в таком очень зачаточном состоянии.
Татьяна Валович:
Но есть у вас уже какие-то интересные идеи по этому поводу, проведение каких-то конкурсов, викторин?
Вероника Салтыкова:
Да, конкурсы, все это разрабатывают сейчас и сами ребята и педагоги. Мы хотим провести конкурс на лучшее литературное произведение самих ребят, конкурс рассказов. Такой опыт у меня был в прошлом журнале, получаются удивительные вещи.
Татьяна Валович:
Раньше Россия была самой читающей страной. Как показывают сейчас социологические опросы, к сожалению, эта позиция давно ушла. Как вы думаете, что нужно делать в российском обществе, чтобы не потерять читающее поколение, чтобы люди сейчас - понятно, что идет компьютеризация общества, чтобы ребята не перестали читать?
Вероника Салтыкова:
У меня сложилось такое чувство, что пару поколений мы уже потеряли в этом смысле. Надо продолжать просветительскую работу. Мне нравится слово "культуртрегерство" - других выходов я не вижу.
Татьяна Валович:
В своей работе, я так поняла, вы выступаете не только как главный редактор, но еще и как главный менеджер - откуда этот опыт?
Вероника Салтыкова:
В начале 90-х годов погиб знаменитый питерский журнал "Искорка", и в 1994-м году я решила возродить этот журнал, пять лет он издавался совместно со скаутами Петербурга, поэтому такой опыт - в середине 90-х годов, я вас уверяю, гораздо труднее было издавать журнал, чем сейчас. Поэтому сложился некий опыт, некая надежда, что те возможности, которые мы сумели тогда получить, мы сейчас возродим.
Татьяна Валович:
То есть, опыт борьбы за выживание у вас уже какой-то есть... Все-таки, как вы считаете, государство насколько должно поддерживать культуру и, тем более, детскую?
Вероника Салтыкова:
Вы знаете, один журналист взял мой журнал и сказал: "Ты будешь издаваться при условии, что вернется советская власть". Но вот, откровенно говоря, я не очень хочу, чтобы возвращалась советская власть, но в смысле поддержки детских изданий, когда это бюджетное финансирование - дело в том, что нет ни одного журнала подобного рода ни в России, ни на Западе, ни в Америке, который не дотировался бы государством, либо общественными структурами. Поэтому, конечно, мне хочется обратить внимание государства, и не просто обратить, а получить нормальное, приличное бюджетное финансирование.