Ведущий Петербургского часа программы "Liberty Live" Виктор Резунков:
Сегодня у нас в гостях главный редактор издательства "Терра Фантастика" Николай Ютанов. Николай Юрьевич, с какими вообще основными моделями вы сталкиваетесь, с какими моделями нашей цивилизации, будущей цивилизации выступают нынешние писатели-фантасты?
Николай Ютанов:
Очевидно, имеются в виду нынешние писатели-фантасты, и, вероятно, приставку "фантасты" можно приставить к многим - нынешние писатели. Те, которые выступают последние 10-15 лет - я могу сказать такую вещь что наиболее интересен тот факт, что моделирование будущего все равно остается прерогативой поколения середины ХХ века. То есть, последняя модель будущего, содранная в едином блоке, была сделана братьями Стругацкими - "мир в полдень", как его называют, полдень - XXII век - и спрягающиеся см этим романы. В дальнейшем опыты по созданию моделей будущего были, но не были столь масштабными. Вероятно, это было связано с тем, что наш мир вошел в некоторую такую фазу неопределенности, как ее иногда называют, хаотическую фазу. Тем самым определить, каковы же дальнейшие судьбы мира, как он будет дальше строиться и развиваться, оказалось в достаточной степени непросто.
И вот, в 1999-м году, в канун третьего тысячелетия, на Конгрессе фантастов в Санкт-Петербурге была интересная дискуссия, в которой участвовали три, с моей точки зрения, мощнейших писателя: Борис Стругацкий, Пол Андерсон, к сожалению, ныне уже умерший, он умер в 2000-м году, и Роберт Шекли. Каждый из них изложил свою концепцию того, как в ближайшие два-три десятилетия будет развиваться мир. Вероятно, именно эта точка будет определяющей - куда пойдет мир, по факту, как двинется мировая линия нашей цивилизации. Борис Стругацкий указал на то, что будущее, по его мнению, будет продолженным, то есть, будет столь же упоительно и интересно жить - я буквально цитирую его фразу, - будет приходить масса интересных событий, как радостных, так и печальных, мы будем волноваться за судьбы мира, но в принципе основные положения, по которым строится мир, ценности, технологии, образы жизни останутся теми, которые имеют место быть сейчас.
Пол Андерсон сделал ставку на технологическое развитие человечества, "хай тех", то есть, формально говоря, развитие электроники, а также принципов технологии программирования, работы с информацией, которые позволят программировать досконально все, включая элементы биологии, то есть, клетку биологическую, элементы человеческого тела, то есть, формально говоря, ставка на то, что человек будет менять свою некоторую внешнюю форму, меняться сам, целенаправленно изменять генной инженерией или более совершенными, не так страшно звучащими для масс технологиями.
Роберт Шекли указал на совершенно особенную стилистику или образ развития цивилизации - в том, что в дальнейшем предполагается развитие личностных вселенных. То есть формально говоря, вопрос стоит о том, что личность окажется в ближайшем будущем главным элементом развития цивилизации, каждый человек будет развивать свое личное представление о цивилизации, свою личную вселенную и, собственно говоря, именно в сочетании вот этих вселенных и находится решение этой задачи. В принципе, ничего удивительно нет, каждый из них является продолжателем определенной своей традиции, исследователем того направления, в котором они работают много лет.
И реально получается, как Борис Стругацкий развивает "мир полдня" и его развитие или крушение, в зависимости от того, как воспринимать текущую цивилизацию. Если вы помните, сейчас на дворе 2002-й год - освоение газовых гигантов Солнечной системы в хронологии миров братьев Стругацких. Пол Андерсон развивает именно одно из направлений, которое, формально говоря, предполагает, что, чтобы изменился мир, требуется изменить носителя мира - человека, но а, судя по всему, Роберт Шекли продолжает традицию американского "Университета мастеров", революцию сознания конца 50-х начала 60-х годов и, соответственно, указание на то, что именно личностное восприятие является той единственной истиной, которую человек держит перед собой и в состоянии развивать в дальнейшем. Вот так корифеи фантастики, корифеи нашей литературы представляют развитие мира в ближайшие 20-30 лет.
Виктор Резунков:
Николай Юрьевич, а не было ли представлено каких-либо моделей именно монополярности, биполярности, полиполярности мира?
Николай Ютанов:
Да, безусловно. Дело в том, что эти модели существовали в достаточной степени давно. Напрашивается невольный вопрос, если есть сильное государство, например, Римская империя, соответственно, мы получаем монополярную цивилизацию. Есть некоторое простое соображение о том, во что выливается мир монополярной цивилизации - у него возникает необходимость внешнего вызова, внешнего воздействия, чтобы меняться. И это есть следствие, например, как простейший результат - разрушение этого монополярного мира.
Виктор Резунков:
Николай Юрьевич, вас вообще не удивляет такое маленькое количество моделей будущего цивилизации у писателей-фантастов?
Николай Ютанов:
Дело в том, что это даже не модели будущего, это тенденции, тренды, направления, куда в принципе будущее может двигаться, все-таки, нужно разделять понимание основополагающих процессов и направлений, и тактическое решение - во что это будет выливаться. То есть, реально, естественно, когда мы говорим о будущем, нас всегда интересует будущее нашей цивилизации. Иногда ее называют "христианской цивилизацией", иногда - "евроатлантической цивилизацией", цивилизацией, основные принципы, ценности которой представляют время и пространство, плюс личная свобода, в настоящее время, в этом месте. Вот это основные принципы. И суть цивилизации в том, что главная ее задача - это экспансия. Почему эта цивилизация оказалась наиболее эффективной, наиболее охватила максимальное пространство?.. И, в общем, она является не такой уже и старой древней, но тем не менее результат очень быстрый. Она освоила планету Земля.
Сейчас Земля освоена. Попытка выйти в космическое пространство, построить космическую галактическую империю землян, которая была описана в романах братье Стругацких и возникала в разных ипостасях в романах, вышедших позже - уже писателей конца ХХ века - тем не менее, она не увенчалась успехом. Выйти на новый "фронтир" нашей цивилизации не удалось по простым, экономическим причинам. Формально говоря, не было энергетики, чтобы двинуть планету, двинуть цивилизацию уже на освоение космического пространства. Это связано еще с тем, что если на планете Земля осваиваются места, где лежат сокровища, плодородные земли, полезные ископаемые, люди, знания, то, что нас ожидает в открытом космосе - трудно предположить, споры и дебаты ни к чему не привели, и как бы во избежание задача была снята.
Реально получилась, что наша цивилизация оказалась запертой на планете Земля. Естественно, какое-то количество времени она существовала как биполярный мир, о котором вы упоминали, и в конце 90-х годов перешла в монополярный, с существующей некоей центральной точкой, точкой силы, которая соответственно управляет всем миром при помощи всем известного реального агента воздействия. Называется этот агент деньги. Вот, собственно говоря, картинка мира, который сейчас есть. Но другой вопрос, что мы имеем молодую, горячую цивилизацию, которая понимает, имеет аналогичные ценности и вполне реально претендует на свое место под солнцем на планете Земля, хотя она является точно такой же по своей сути - время и пространство, ориентированные, с некоторыми дополнительными ответвлениями - это мусульманская цивилизация... То есть, тем самым сейчас форматируется некоторый конфликт, он существует, как бы идет между цивилизациями, которым есть что делить между собой. В этом вопросе невольно возникает подвопрос: а каково место России в этом мире?
Виктор Резунков:
Николай Юрьевич, так какую же роль будет играть Россия в этом конфликте цивилизаций?
Николай Ютанов:
Во-первых, представьте себе геополитическое положение России - с Юга южная цивилизация, как ее разно называют - южно-африканская, мусульманская, с Запада - классическая евроатлантическая цивилизация Европы и Америки, с Востока - с древнейшими традициями буддистская цивилизация Китая, и между ними находится страна Россия. Одно из двух: либо данное государство по определенным предсказаниям профессора Хантингтона будет расчленено и аккуратно поделено между окружающими его "монстрами", и другая версия - если эта цивилизация будет получать свои собственные дивиденды на информационных трансакциях между этими тремя в достаточной степени разными и находящимися, в общем-то, либо в коллизии, либо в конфликте образованиями.
Представьте себе, что Россия будет выступать в роли цивилизации-переводчика между всеми этими тремя участниками процесса, тем самым, выступив в роли определенной страны, которая решает коллизионные и конфликтные проблемы между цивилизациями, межцивилизационые проблемы. В принципе, история России неоднократно показывала, что элементы подобного решения использовались всегда. Согласно современным представлениям об историческом процессе Россия, русский этнос возник как некая волна слияния множества, как и туземных, местных, аборигенных этносов, так и пришедших с севера, с юга, с востока в течение всего исторического процесса. Вот пожалуйста, как одна из версий развития России. И это решение может оказаться одним из ключевых необходимых. Вот как бы простой результат, полученный простейшим решением нашей фантастической или философской группы конструирования будущего, с которой мы имеем дело.
Виктор Резунков:
Николай Юрьевич, вам постоянно приносят свои рукописи молодые писатели-фантасты - на что бы вы обратили внимание, прочитав эти рукописи сейчас?
Николай Ютанов:
Во-первых, традиционно как вы видите из нашего сегодняшнего разговора, как и из моего личного интереса, я, естественно, вырос на социальной фантастике, фантастике, которая исследует положение социума. Формально говоря, она сливается с основным пластом как большой литературы, так и масскультуры, и тот удивительный пограничный слой, который был сформирован в свое время братьями Стругацкими и четвертой волной русской фантастики... И у меня наибольший интерес вызывают романы такого направления. К сожалению, сейчас тенденция к тому, что подобных романов практически нет. Работает "старая гвардия", чьи воззрения были сформированы во второй половине ХХ века, в 70-е-80-е годы. Формально пока, даже проект, который мы проводили - "поколение 2001" - вот именно в направлении социальной фантастики - себя не подтвердил. Но надежда есть. Есть как бы несколько персонажей, есть в числе прочих романов жанровых, есть как бы зерно того будущего русской фантастической литературы, которое, я надеюсь, удастся подрастить.
Сегодня у нас в гостях главный редактор издательства "Терра Фантастика" Николай Ютанов. Николай Юрьевич, с какими вообще основными моделями вы сталкиваетесь, с какими моделями нашей цивилизации, будущей цивилизации выступают нынешние писатели-фантасты?
Николай Ютанов:
Очевидно, имеются в виду нынешние писатели-фантасты, и, вероятно, приставку "фантасты" можно приставить к многим - нынешние писатели. Те, которые выступают последние 10-15 лет - я могу сказать такую вещь что наиболее интересен тот факт, что моделирование будущего все равно остается прерогативой поколения середины ХХ века. То есть, последняя модель будущего, содранная в едином блоке, была сделана братьями Стругацкими - "мир в полдень", как его называют, полдень - XXII век - и спрягающиеся см этим романы. В дальнейшем опыты по созданию моделей будущего были, но не были столь масштабными. Вероятно, это было связано с тем, что наш мир вошел в некоторую такую фазу неопределенности, как ее иногда называют, хаотическую фазу. Тем самым определить, каковы же дальнейшие судьбы мира, как он будет дальше строиться и развиваться, оказалось в достаточной степени непросто.
И вот, в 1999-м году, в канун третьего тысячелетия, на Конгрессе фантастов в Санкт-Петербурге была интересная дискуссия, в которой участвовали три, с моей точки зрения, мощнейших писателя: Борис Стругацкий, Пол Андерсон, к сожалению, ныне уже умерший, он умер в 2000-м году, и Роберт Шекли. Каждый из них изложил свою концепцию того, как в ближайшие два-три десятилетия будет развиваться мир. Вероятно, именно эта точка будет определяющей - куда пойдет мир, по факту, как двинется мировая линия нашей цивилизации. Борис Стругацкий указал на то, что будущее, по его мнению, будет продолженным, то есть, будет столь же упоительно и интересно жить - я буквально цитирую его фразу, - будет приходить масса интересных событий, как радостных, так и печальных, мы будем волноваться за судьбы мира, но в принципе основные положения, по которым строится мир, ценности, технологии, образы жизни останутся теми, которые имеют место быть сейчас.
Пол Андерсон сделал ставку на технологическое развитие человечества, "хай тех", то есть, формально говоря, развитие электроники, а также принципов технологии программирования, работы с информацией, которые позволят программировать досконально все, включая элементы биологии, то есть, клетку биологическую, элементы человеческого тела, то есть, формально говоря, ставка на то, что человек будет менять свою некоторую внешнюю форму, меняться сам, целенаправленно изменять генной инженерией или более совершенными, не так страшно звучащими для масс технологиями.
Роберт Шекли указал на совершенно особенную стилистику или образ развития цивилизации - в том, что в дальнейшем предполагается развитие личностных вселенных. То есть формально говоря, вопрос стоит о том, что личность окажется в ближайшем будущем главным элементом развития цивилизации, каждый человек будет развивать свое личное представление о цивилизации, свою личную вселенную и, собственно говоря, именно в сочетании вот этих вселенных и находится решение этой задачи. В принципе, ничего удивительно нет, каждый из них является продолжателем определенной своей традиции, исследователем того направления, в котором они работают много лет.
И реально получается, как Борис Стругацкий развивает "мир полдня" и его развитие или крушение, в зависимости от того, как воспринимать текущую цивилизацию. Если вы помните, сейчас на дворе 2002-й год - освоение газовых гигантов Солнечной системы в хронологии миров братьев Стругацких. Пол Андерсон развивает именно одно из направлений, которое, формально говоря, предполагает, что, чтобы изменился мир, требуется изменить носителя мира - человека, но а, судя по всему, Роберт Шекли продолжает традицию американского "Университета мастеров", революцию сознания конца 50-х начала 60-х годов и, соответственно, указание на то, что именно личностное восприятие является той единственной истиной, которую человек держит перед собой и в состоянии развивать в дальнейшем. Вот так корифеи фантастики, корифеи нашей литературы представляют развитие мира в ближайшие 20-30 лет.
Виктор Резунков:
Николай Юрьевич, а не было ли представлено каких-либо моделей именно монополярности, биполярности, полиполярности мира?
Николай Ютанов:
Да, безусловно. Дело в том, что эти модели существовали в достаточной степени давно. Напрашивается невольный вопрос, если есть сильное государство, например, Римская империя, соответственно, мы получаем монополярную цивилизацию. Есть некоторое простое соображение о том, во что выливается мир монополярной цивилизации - у него возникает необходимость внешнего вызова, внешнего воздействия, чтобы меняться. И это есть следствие, например, как простейший результат - разрушение этого монополярного мира.
Виктор Резунков:
Николай Юрьевич, вас вообще не удивляет такое маленькое количество моделей будущего цивилизации у писателей-фантастов?
Николай Ютанов:
Дело в том, что это даже не модели будущего, это тенденции, тренды, направления, куда в принципе будущее может двигаться, все-таки, нужно разделять понимание основополагающих процессов и направлений, и тактическое решение - во что это будет выливаться. То есть, реально, естественно, когда мы говорим о будущем, нас всегда интересует будущее нашей цивилизации. Иногда ее называют "христианской цивилизацией", иногда - "евроатлантической цивилизацией", цивилизацией, основные принципы, ценности которой представляют время и пространство, плюс личная свобода, в настоящее время, в этом месте. Вот это основные принципы. И суть цивилизации в том, что главная ее задача - это экспансия. Почему эта цивилизация оказалась наиболее эффективной, наиболее охватила максимальное пространство?.. И, в общем, она является не такой уже и старой древней, но тем не менее результат очень быстрый. Она освоила планету Земля.
Сейчас Земля освоена. Попытка выйти в космическое пространство, построить космическую галактическую империю землян, которая была описана в романах братье Стругацких и возникала в разных ипостасях в романах, вышедших позже - уже писателей конца ХХ века - тем не менее, она не увенчалась успехом. Выйти на новый "фронтир" нашей цивилизации не удалось по простым, экономическим причинам. Формально говоря, не было энергетики, чтобы двинуть планету, двинуть цивилизацию уже на освоение космического пространства. Это связано еще с тем, что если на планете Земля осваиваются места, где лежат сокровища, плодородные земли, полезные ископаемые, люди, знания, то, что нас ожидает в открытом космосе - трудно предположить, споры и дебаты ни к чему не привели, и как бы во избежание задача была снята.
Реально получилась, что наша цивилизация оказалась запертой на планете Земля. Естественно, какое-то количество времени она существовала как биполярный мир, о котором вы упоминали, и в конце 90-х годов перешла в монополярный, с существующей некоей центральной точкой, точкой силы, которая соответственно управляет всем миром при помощи всем известного реального агента воздействия. Называется этот агент деньги. Вот, собственно говоря, картинка мира, который сейчас есть. Но другой вопрос, что мы имеем молодую, горячую цивилизацию, которая понимает, имеет аналогичные ценности и вполне реально претендует на свое место под солнцем на планете Земля, хотя она является точно такой же по своей сути - время и пространство, ориентированные, с некоторыми дополнительными ответвлениями - это мусульманская цивилизация... То есть, тем самым сейчас форматируется некоторый конфликт, он существует, как бы идет между цивилизациями, которым есть что делить между собой. В этом вопросе невольно возникает подвопрос: а каково место России в этом мире?
Виктор Резунков:
Николай Юрьевич, так какую же роль будет играть Россия в этом конфликте цивилизаций?
Николай Ютанов:
Во-первых, представьте себе геополитическое положение России - с Юга южная цивилизация, как ее разно называют - южно-африканская, мусульманская, с Запада - классическая евроатлантическая цивилизация Европы и Америки, с Востока - с древнейшими традициями буддистская цивилизация Китая, и между ними находится страна Россия. Одно из двух: либо данное государство по определенным предсказаниям профессора Хантингтона будет расчленено и аккуратно поделено между окружающими его "монстрами", и другая версия - если эта цивилизация будет получать свои собственные дивиденды на информационных трансакциях между этими тремя в достаточной степени разными и находящимися, в общем-то, либо в коллизии, либо в конфликте образованиями.
Представьте себе, что Россия будет выступать в роли цивилизации-переводчика между всеми этими тремя участниками процесса, тем самым, выступив в роли определенной страны, которая решает коллизионные и конфликтные проблемы между цивилизациями, межцивилизационые проблемы. В принципе, история России неоднократно показывала, что элементы подобного решения использовались всегда. Согласно современным представлениям об историческом процессе Россия, русский этнос возник как некая волна слияния множества, как и туземных, местных, аборигенных этносов, так и пришедших с севера, с юга, с востока в течение всего исторического процесса. Вот пожалуйста, как одна из версий развития России. И это решение может оказаться одним из ключевых необходимых. Вот как бы простой результат, полученный простейшим решением нашей фантастической или философской группы конструирования будущего, с которой мы имеем дело.
Виктор Резунков:
Николай Юрьевич, вам постоянно приносят свои рукописи молодые писатели-фантасты - на что бы вы обратили внимание, прочитав эти рукописи сейчас?
Николай Ютанов:
Во-первых, традиционно как вы видите из нашего сегодняшнего разговора, как и из моего личного интереса, я, естественно, вырос на социальной фантастике, фантастике, которая исследует положение социума. Формально говоря, она сливается с основным пластом как большой литературы, так и масскультуры, и тот удивительный пограничный слой, который был сформирован в свое время братьями Стругацкими и четвертой волной русской фантастики... И у меня наибольший интерес вызывают романы такого направления. К сожалению, сейчас тенденция к тому, что подобных романов практически нет. Работает "старая гвардия", чьи воззрения были сформированы во второй половине ХХ века, в 70-е-80-е годы. Формально пока, даже проект, который мы проводили - "поколение 2001" - вот именно в направлении социальной фантастики - себя не подтвердил. Но надежда есть. Есть как бы несколько персонажей, есть в числе прочих романов жанровых, есть как бы зерно того будущего русской фантастической литературы, которое, я надеюсь, удастся подрастить.