Марина Тимашева, Москва:
Сегодня Александр Ширвиндт появился на сборе труппы в новом качестве - художественного руководителя и главного режиссера Театра Сатиры.
Ширвиндт Александр Анатольевич родился в Москве 19 июля 1934-го года. С 1952-го года по 1956-й учился в Театральном училище имени Щукина. В 1956 -1957-м годах работал в Студии киноактера. С 1957-го года по 1970-й - артист театра имени Ленинского комсомола. С 1970-го года - артист и режиссер Театра Сатиры. В 1989-м году Ширвиндту присвоено звание народного артиста РСФСР. Много снимался в кино, в том числе, в фильмах "Ирония судьбы", "Старики-разбойники", "Трое в лодке, не считая собаки".
Писать портрет Ширвиндта - дело неблагодарное, поскольку его знает всякий, вне зависимости от того, встречался с ним в театре, в кино, на концертной площадке или телевидении. Особенная доверительная, вкрадчивая манера общения народного любимца придает ему ореол домашности. Он мягкий, как домашние тапочки, иногда чуть фамильярный ( со всеми - на "ты"), иногда чуть циничный или флегматичный. То есть, ненавязчивый, приятный собеседник. Свой в доску. Этот образ возник уже в бытность Александра Ширвиндта артистом Театра Сатиры. Раньше он был любимцем Анатолия Эфроса, потом великий режиссер изменил ему с Николаем Волковым, и это стало переломным моментом в жизни Ширвиндта. Очевидно, достаточно незащищенный, он ушел в глухую оборону, прикрывшись маской чуть уставшего от жизни и все о ней знающего скептика. Теперь он предпочитает смешить: ведет церемонии "Золотого Остапа", рассказывает анекдоты в программе "Белый попугай", почти слился с образом идеального конферансье. В кино он играет одни только комедийные роли, и не все помнят, что он был Молчалиным в "Горе от ума", Людовиком в "Кабале святош" Булгакова, Тригориным в чеховской "Чайке". Одна из последних его ролей - опять конферансье в американской пьесе Слейда "Чествование". Хорошая роль - конферансье, весельчак, женолюбец, импозантный и обаятельный - смертельно болен. Это дает роли глубину, и выдает в Александре Ширвиндте то, чем должен являться настоящий комик - умного и, по существу, грустного шута, который может говорить правду, спрятавшись под шутовским колпаком с бубенчиками. Этим правом Ширвиндт часто пользуется.
Трудно судить о том, каким руководителем театра он станет. Ясно лишь, что он не склонен к резким и безнравственным поступкам, что он оценивает ситуацию реалистично и не раздает комплименты. Например, говоря о режиссерах, работающих в Театре Сатиры, выделил только одного - Сергея Арцибашева, не нахваливал спектакли репертуара, называя их в лучшем случае "милыми" и, что очень важно, он не позволил, по его собственному выражению, поместить плиту с именем Андрея Миронова на так называемой Аллее Звезд "в грязной луже между "На-На" и Азизой". Это обстоятельство свидетельствует не просто о нормальном вкусе, но и о человеческой принципиальности.
Сегодня Александр Ширвиндт появился на сборе труппы в новом качестве - художественного руководителя и главного режиссера Театра Сатиры.
Ширвиндт Александр Анатольевич родился в Москве 19 июля 1934-го года. С 1952-го года по 1956-й учился в Театральном училище имени Щукина. В 1956 -1957-м годах работал в Студии киноактера. С 1957-го года по 1970-й - артист театра имени Ленинского комсомола. С 1970-го года - артист и режиссер Театра Сатиры. В 1989-м году Ширвиндту присвоено звание народного артиста РСФСР. Много снимался в кино, в том числе, в фильмах "Ирония судьбы", "Старики-разбойники", "Трое в лодке, не считая собаки".
Писать портрет Ширвиндта - дело неблагодарное, поскольку его знает всякий, вне зависимости от того, встречался с ним в театре, в кино, на концертной площадке или телевидении. Особенная доверительная, вкрадчивая манера общения народного любимца придает ему ореол домашности. Он мягкий, как домашние тапочки, иногда чуть фамильярный ( со всеми - на "ты"), иногда чуть циничный или флегматичный. То есть, ненавязчивый, приятный собеседник. Свой в доску. Этот образ возник уже в бытность Александра Ширвиндта артистом Театра Сатиры. Раньше он был любимцем Анатолия Эфроса, потом великий режиссер изменил ему с Николаем Волковым, и это стало переломным моментом в жизни Ширвиндта. Очевидно, достаточно незащищенный, он ушел в глухую оборону, прикрывшись маской чуть уставшего от жизни и все о ней знающего скептика. Теперь он предпочитает смешить: ведет церемонии "Золотого Остапа", рассказывает анекдоты в программе "Белый попугай", почти слился с образом идеального конферансье. В кино он играет одни только комедийные роли, и не все помнят, что он был Молчалиным в "Горе от ума", Людовиком в "Кабале святош" Булгакова, Тригориным в чеховской "Чайке". Одна из последних его ролей - опять конферансье в американской пьесе Слейда "Чествование". Хорошая роль - конферансье, весельчак, женолюбец, импозантный и обаятельный - смертельно болен. Это дает роли глубину, и выдает в Александре Ширвиндте то, чем должен являться настоящий комик - умного и, по существу, грустного шута, который может говорить правду, спрятавшись под шутовским колпаком с бубенчиками. Этим правом Ширвиндт часто пользуется.
Трудно судить о том, каким руководителем театра он станет. Ясно лишь, что он не склонен к резким и безнравственным поступкам, что он оценивает ситуацию реалистично и не раздает комплименты. Например, говоря о режиссерах, работающих в Театре Сатиры, выделил только одного - Сергея Арцибашева, не нахваливал спектакли репертуара, называя их в лучшем случае "милыми" и, что очень важно, он не позволил, по его собственному выражению, поместить плиту с именем Андрея Миронова на так называемой Аллее Звезд "в грязной луже между "На-На" и Азизой". Это обстоятельство свидетельствует не просто о нормальном вкусе, но и о человеческой принципиальности.