Андрей Плахов, Венеция:
В Венеции открылся 58-й международный кинофестиваль. Впервые за много лет здесь не было замечено даже признаков присутствия больших звезд. На открытии представили македонского режиссера Мильчо Манчевски с его фильмом "Прах". Семь лет никому не известный дебютант стал героем Венецианского фестиваля и отхватил Золотого Льва за свой антивоенный триптих "Перед дождем", одну из первых в кинематографе попыток отрефлексировать события последнего десятилетия в бывшей Югославии. Картина получила еще 30 наград, была номинирована на "Оскар" и открыла режиссеру путь к вершинам голливудского Олимпа. Но два начатых им проекта по разным причинам не были осуществлены и перешли в руки других режиссеров. И вот, наконец, Манчевски вернулся в Венецию с внеконкурсным фильмом. Режиссер придумал хитрую структуру для своего, как он выражается, "истерна". Действие, происходящее в начале прошлого века, переносится с американского Дикого Запада в Македонию, где идет жесточайшая гражданская война и между собой враждуют многочисленные банды. В этой картине можно усмотреть политическую метафору и критику в адрес НАТО за поддержку албанских сепаратистов. Но аллюзии утонули в натурализме военных сцен, в которых славянские и мусульманские горячие парни истребляли все живое - не только людей, но также кучу овечек и прочей невинной живности.
Похоже, что насилию опять предстоит стать главной темой венецианского фестиваля. В прошлом году здесь довел публику до обморока южнокорейский фильм "Остров". В этом раз его режиссер Ким Кидук привез картину "Адрес неизвестен", по сравнению с которой "Остров" - увеселительная прогулка в парке. Действие происходит в городке рядом с американской военной базой. И практически все местные жители - жертвы полувековой давности корейской войны или американского военного присутствия в этой стране - неполные семьи, женщины, всю жизнь ждущие бросивших их солдат, свихнувшиеся дети-полукровки - чернокожие с раскосыми глазами. На этом фоне процветает чудовищная жестокость. Сын зверски избивает мать. Брат выбивает сестре глаз, а двое подонков промышляют отловом и убийством окрестных собак. Изобретательность, с какой разыграны сцена насилия, неистощима, хотя в титрах и указано, что ни одно животное на съемках не пострадало.
Еще один впечатляющий фильм показал известный американский фотограф Ларри Кларк, ставший кинорежиссером. "Бычок" - это реконструкция реальной истории в провинциальном городке, где группа подростков зверски забила своего сверстника. Полная инфантильность сознания молодежи из вроде бы благополучных, а на самом деле зомбированных масс-культурой семей опровергает миф о правовом сознании, якобы, органично присущем западному обществу.
Все три показанных в Венеции фильма объединяет, во-первых, немыслимый еще в ХХ веке градус жестокости, во-вторых критика западного, восточного и американского, то есть, в глобальном смысле современного общества.
В Венеции открылся 58-й международный кинофестиваль. Впервые за много лет здесь не было замечено даже признаков присутствия больших звезд. На открытии представили македонского режиссера Мильчо Манчевски с его фильмом "Прах". Семь лет никому не известный дебютант стал героем Венецианского фестиваля и отхватил Золотого Льва за свой антивоенный триптих "Перед дождем", одну из первых в кинематографе попыток отрефлексировать события последнего десятилетия в бывшей Югославии. Картина получила еще 30 наград, была номинирована на "Оскар" и открыла режиссеру путь к вершинам голливудского Олимпа. Но два начатых им проекта по разным причинам не были осуществлены и перешли в руки других режиссеров. И вот, наконец, Манчевски вернулся в Венецию с внеконкурсным фильмом. Режиссер придумал хитрую структуру для своего, как он выражается, "истерна". Действие, происходящее в начале прошлого века, переносится с американского Дикого Запада в Македонию, где идет жесточайшая гражданская война и между собой враждуют многочисленные банды. В этой картине можно усмотреть политическую метафору и критику в адрес НАТО за поддержку албанских сепаратистов. Но аллюзии утонули в натурализме военных сцен, в которых славянские и мусульманские горячие парни истребляли все живое - не только людей, но также кучу овечек и прочей невинной живности.
Похоже, что насилию опять предстоит стать главной темой венецианского фестиваля. В прошлом году здесь довел публику до обморока южнокорейский фильм "Остров". В этом раз его режиссер Ким Кидук привез картину "Адрес неизвестен", по сравнению с которой "Остров" - увеселительная прогулка в парке. Действие происходит в городке рядом с американской военной базой. И практически все местные жители - жертвы полувековой давности корейской войны или американского военного присутствия в этой стране - неполные семьи, женщины, всю жизнь ждущие бросивших их солдат, свихнувшиеся дети-полукровки - чернокожие с раскосыми глазами. На этом фоне процветает чудовищная жестокость. Сын зверски избивает мать. Брат выбивает сестре глаз, а двое подонков промышляют отловом и убийством окрестных собак. Изобретательность, с какой разыграны сцена насилия, неистощима, хотя в титрах и указано, что ни одно животное на съемках не пострадало.
Еще один впечатляющий фильм показал известный американский фотограф Ларри Кларк, ставший кинорежиссером. "Бычок" - это реконструкция реальной истории в провинциальном городке, где группа подростков зверски забила своего сверстника. Полная инфантильность сознания молодежи из вроде бы благополучных, а на самом деле зомбированных масс-культурой семей опровергает миф о правовом сознании, якобы, органично присущем западному обществу.
Все три показанных в Венеции фильма объединяет, во-первых, немыслимый еще в ХХ веке градус жестокости, во-вторых критика западного, восточного и американского, то есть, в глобальном смысле современного общества.