Ссылки для упрощенного доступа

"Кинотавр" международный...


Андрей Плахов, Сочи:

Наряду с российским кинофестивалем в Сочи продолжает работу и международный фестиваль кино. Программа международного фестиваля уже отсмотрена в своей основной части. Определились и лидеры. Это - фильм "Мой брат Том" английского режиссера Тома Родероу, и немецкая "Внутренняя безопасность" - Кристиана Петсольда. Это рассказ о судьбах "последних из могикан" левого террористического движения, которые возвращаются в Германию, чтобы столкнуться с призраками прошлого и стать свидетелями того, как это прошлое разрушает жизнь их детей. Успех имел также фильм: "Когда дедушка любил Риту Хейвард", снятый чешкой Ивой Шварцевой, живущей и работающей в Германии. Эта картина рассказывает о последствиях чешских событий 1968-го года и снята в традициях чехословацкой "новой волны". Международное жюри возглавляет Удо Кир - немец по происхождению, актер, сделавший большую международную карьеру и снявшийся в 120 фильмах, в том числе у таких знаменитых режиссеров, как Райнер-Вернер Фассбиндер, Гас Вансент, Валериан Боровчик и Ларс фон Триер.

Фильмы Триера, в том числе с участием Удо Кира, показываются в Сочи в датской ретроспективе. Другая спецпрограмма - немецкая. Вообще, датский и немецкий акценты доминируют в этом году на фестивале, посвященном европейскому кино. И это, видимо, справедливо: даже в России ощутимо влияние датской догмы. Вчера был показан сделанный в ее эстетике фильм Андрея Эшпая "Цветущий холм среди пустого поля". А немецкая киноиндустрия, быть может, пока не производит шедевров, но зато лидирует в создании многих крупных европейских копродукций. Даже уже упомянутый британский "Мой брат Том" создан с помощью уже упомянутого немецкого продюсера.

Немецкий сюжет становится чрезвычайно актуальным и для российской киноиндустрии. Завтра в Сочи состоится конференция, организованная Гете-институтом и посвященная основным принципам совместных европейских кинопроектов. Главный посыл немецких продюсеров, когда им задают вопросы на эту тему, таков: "Мы все еще здесь в Европе, Россия - часть Европы и она должна включиться в совместные европейские проекты". Правда, этому противоречат позиции некоторых наших кинематографистов, которые руководствуются традиционными и, прямо скажем, устаревшими представлениями о национальном престиже и национальной идентичности. В связи с этим дебатируются, например, вопросы о том, надо ли показывать на наших фестивалях российские фильмы не слишком высокого качества. Одни считают, что таким образом фестивали поддерживают национальную кинопромышленность. Другие говорят, что не соблюдая высоких критериев мы рискуем остаться в плену провинциальности. И эта опасность действительно велика. Она особенно наглядно обозначилась в этом году в Сочи, где в российский конкурс включены целых 33 картины. Между тем, международная практика свидетельствует, что интеграция усилий внутри Европы дает гораздо лучший эффект, даже если потом бывает трудно определить национальность того или иного фильма.

XS
SM
MD
LG