Марина Тимашева, Москва:
С 6 по 23 июня в пяти концертных залах Москвы пройдет 12-й Международный конкурс имени Чайковского по четырем специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение. Один конкурс уже начался и проходит в музее имени Глинки - это конкурс скрипичных мастеров, на который прислано более 100 инструментов. Их нельзя даже фотографировать. Рассказывает председатель жюри народный артист России Игорь Фролов:
Игорь Фролов: Конкурс анонимный. Каждый инструмент имеет свои, присущие только ему отличительные черты. Профессионал всегда сможет отличить одну скрипку от другой или одну виолончель от другой. Нет одинаковых, это невозможно. На станке можно, руками это нереально. Конкурс проходит каким образом - мастера смотрят на работу - ус, шейка, голова деки и так далее... Затем вступают в действие музыканты, члены жюри, которые играют вначале на отторгнутых мастерами инструментах, на тех, где - вдруг у неправильно сконструированного инструмента гениальное звучание - все равно проходит во второй тур. Второй тур - опять мастера, по стобалльной системе - лак, древесина, общий вид и так далее - целая история. Музыканты приглашенные, или, как их называют, иллюстраторы, демонстраторы за занавесом - инструмент приносится закрытый шалью, играют определенные произведения, утвержденные оргкомитетом и жюри, чтобы показали все струны, не более восьми минут, очень трудная задача. После этого мастера и исполнители складывают баллы. Сейчас идет спор, как ценить. Работа 60 процентов, а звучание 40. Я предложил 50 на 50. Мастера, в том числе зарубежные, категорически против. Они считают, что первое работа. Но нам ведь важно звучание. Как бы ни был красиво сделан инструмент, если он звучит неважно, все равно ничего из этого не получится.
Марина Тимашева: Остальные конкурсы не столь таинственны. В них примут участие 272 музыканта, прошедших предварительный отбор. Самая представительная - российская делегация, всего - 94 исполнителя, за ней - 30 музыкантов Японии, 23 - Республики Корея, 16 - Китая, 13 - Украины и 9 - Германии. В жюри тоже преобладают российские представители: из 55-ти - 19. Председателями жюри будут: Владимир Крайнев ( фортепиано), Владимир Спиваков ( скрипка), Александр Рудин ( виолончель) и Евгений Нестеренко ( вокал). На недавней пресс-конференции Лариса Гергиева винила жюрейство ( в том числе Евгения Нестеренко) в необъективности. Владимир Спиваков обещал судить справедливо и сказал, что Международные конкурсы тоже не без греха. Однажды ему даже пришлось убеждать жюри парижского конкурса переголосовывать результат, полученный под давлением извне.
Игорь Фролов: Конкурс анонимный. Каждый инструмент имеет свои, присущие только ему отличительные черты. Профессионал всегда сможет отличить одну скрипку от другой или одну виолончель от другой. Нет одинаковых, это невозможно. На станке можно, руками это нереально. Конкурс проходит каким образом - мастера смотрят на работу - ус, шейка, голова деки и так далее... Затем вступают в действие музыканты, члены жюри, которые играют вначале на отторгнутых мастерами инструментах, на тех, где - вдруг у неправильно сконструированного инструмента гениальное звучание - все равно проходит во второй тур. Второй тур - опять мастера, по стобалльной системе - лак, древесина, общий вид и так далее - целая история. Музыканты приглашенные, или, как их называют, иллюстраторы, демонстраторы за занавесом - инструмент приносится закрытый шалью, играют определенные произведения, утвержденные оргкомитетом и жюри, чтобы показали все струны, не более восьми минут, очень трудная задача. После этого мастера и исполнители складывают баллы. Сейчас идет спор, как ценить. Работа 60 процентов, а звучание 40. Я предложил 50 на 50. Мастера, в том числе зарубежные, категорически против. Они считают, что первое работа. Но нам ведь важно звучание. Как бы ни был красиво сделан инструмент, если он звучит неважно, все равно ничего из этого не получится.
Марина Тимашева: Остальные конкурсы не столь таинственны. В них примут участие 272 музыканта, прошедших предварительный отбор. Самая представительная - российская делегация, всего - 94 исполнителя, за ней - 30 музыкантов Японии, 23 - Республики Корея, 16 - Китая, 13 - Украины и 9 - Германии. В жюри тоже преобладают российские представители: из 55-ти - 19. Председателями жюри будут: Владимир Крайнев ( фортепиано), Владимир Спиваков ( скрипка), Александр Рудин ( виолончель) и Евгений Нестеренко ( вокал). На недавней пресс-конференции Лариса Гергиева винила жюрейство ( в том числе Евгения Нестеренко) в необъективности. Владимир Спиваков обещал судить справедливо и сказал, что Международные конкурсы тоже не без греха. Однажды ему даже пришлось убеждать жюри парижского конкурса переголосовывать результат, полученный под давлением извне.