Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Михаил Берг и ведущий программы Радио Свобода "Поверх Барьеров" Иван Толстой.
Петр Вайль:
В пригороде Санкт-Петербурга сгорел двухэтажный дом, некогда принадлежавший семье Бенуа - одной из блестящих фамилий русской культуры. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Михаил Берг:
Михаил Берг:
То, что еще вчера называли "дачей Бенуа", было построено по проекту Юлиуса Бенуа - представителя боковой ветви прославленного рода, из которого наиболее известными были отец - Николай Бенуа - архитектор, и его два сына: Леонтий Бенуа - тоже архитектор, и Александр Бенуа - художник и идеолог группы "Мир Искусства". Двухэтажный деревянный загородный дом площадью 40 на 50 метров был построен в 90-х годах XIX века как лесная молочная ферма, потому что Юлиус Бенуа - племянник Николая Бенуа, помимо своей разнообразной архитектурной работы был не чужд и коммерческих интересов. Помимо того, как город рос, дом из загородной зоны переместился в черту города, и, в конце концов, оказался на углу двух проспектов - Тихорецкого и Светлановского. Хотя, на самом деле, до 1953-го Тихорецкий как раз назывался "проспектом Бенуа" в честь прославленной семьи художников и архитекторов. После революции в доме располагались различные службы местного совхоза, а в послевоенный период здесь за кульманами работали конструкторы одного из оборонных учреждений радиоэлектроники, а позже разместилась детская художественная школа, пока необходимость капитального ремонта не приостановила здесь жизнь, казалось - на мгновение, получилось - навсегда...
Кстати, у дома, или, в просторечии - "дачи" - Бенуа был шанс спастись, когда уже в перестройку находившийся неподалеку Санкт-Петербургский технический университет - бывший Политех - захотел реконструировать лесную ферму, но как выяснилось, чтобы только начать работы понадобилось получить на проекте реконструкции более 200 согласующих подписей. Естественно, в конечном итоге проект не был реализован.
Заброшенный дом по документам находился в процессе реставрации и перманентного ремонта, который на самом деле выразился лишь в том, что к дому пристроили забор, что не помешало детям из окрестных домов и бомжам облюбовать его как пристанище. В марте в Санкт-Петербурге холодно. Необходимость согреться и стала, скорее всего, причиной пожара, который начался 12 марта в 17.30. Всего в тушении пожара, которому был присвоен номер "1 бис", участвовали пять пожарных машин. По словам очевидцев, пожарные добросовестно боролись с огнем более часа, но отстоять деревянное здание не удалось. В доме рухнула кровля, и практически выгорело внутреннее пространство. Памятник деревянной архитектуры, значившийся в списках городского управления Госинспекции по охране памятников и находившийся под охраной государства, оказался полностью уничтоженным огнем.
Петр Вайль:
Фамилия Бенуа в русской культуре - об этом мой коллега Иван Толстой:
Иван Толстой:
Французская фамилия Бенуа у француза особых ассоциаций не вызовет. Другое дело русское ухо: художественность, культурность собраны здесь в самом звучании. Красота, старина, Бенуа.
Целый семейный куст, даже аллея талантов на протяжении ста пятидесяти лет: архитектор Николай Бенуа, акварелист Альберт Бенуа, еще один Альберт - живописец, Елена Бенуа - сценограф, Надежда Бенуа - сценограф и живописец, Николай Бенуа - художник театра. Несколько художников и графиков, носящих фамилию Лансере, живописец Зинаида Серебрякова, актер Питер Устинов - все это братья, сестры, племянники, кузены разветвленного европейского рода, взорвавшегося талантами в Петербурге и Москве в эпоху Серебряного века. А главная фигура во всем роде - бесспорно, Александр Николаевич Бенуа, патриарх семьи, проживший 90 лет: пополам в России и во Франции, на двух своих родинах. Живописец, график, книжный иллюстратор, историк искусства, театральный режиссер, мемуарист - чуть ли не все семейные дарования Александр Бенуа сосредоточил в себе. Небольшого роста, в круглых очках, уютный и толстоморденький, Александр Николаевич взял и без громких слов перенес в русскую художественную жизнь саму Европу. Он вообще делал свое дело без аффектации, не воевал против, а примирял во имя.
Главное детище Александра Бенуа - художественная группа и журнал "Мир Искусства". Красота вокруг человека, обаяние прошлого и наших воспоминаний, любовь к городу, семье, к виду из окна, к испачканной щеке заигравшегося мальчишки. Это стало идеологией "мирискусников", вернувших детство, домашность и старину на холсты и на книжные страницы.
Стоял Александр Бенуа и у истоков легендарных Русских сезонов в Париже, где прогремели впервые и навсегда танцы Анны Павловой и Вацлава Нижинского, хореография Михаила Фокина, музыка Игоря Стравинского. А затем Александр Николаевич ставил в Москве спектакли Московского Художественного Театра, в Петрограде заведовал картинной галереей Эрмитажа, и только в 1926-м году, отправившись в командировку в Париж, решил обратно не возвращаться. Ему предстояло прожить еще 33 года - рисовать, оформлять, издавать, оставаться все таким же неутомимым и уютным.
Александр Бенуа не был революционером в культуре, он был самой культурой, и когда где-то гибнет что-то, связанное с этой фамилией, это все равно, что гибнут игрушки, семейные фотографии, память.
Петр Вайль:
В пригороде Санкт-Петербурга сгорел двухэтажный дом, некогда принадлежавший семье Бенуа - одной из блестящих фамилий русской культуры. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Михаил Берг:
Михаил Берг:
То, что еще вчера называли "дачей Бенуа", было построено по проекту Юлиуса Бенуа - представителя боковой ветви прославленного рода, из которого наиболее известными были отец - Николай Бенуа - архитектор, и его два сына: Леонтий Бенуа - тоже архитектор, и Александр Бенуа - художник и идеолог группы "Мир Искусства". Двухэтажный деревянный загородный дом площадью 40 на 50 метров был построен в 90-х годах XIX века как лесная молочная ферма, потому что Юлиус Бенуа - племянник Николая Бенуа, помимо своей разнообразной архитектурной работы был не чужд и коммерческих интересов. Помимо того, как город рос, дом из загородной зоны переместился в черту города, и, в конце концов, оказался на углу двух проспектов - Тихорецкого и Светлановского. Хотя, на самом деле, до 1953-го Тихорецкий как раз назывался "проспектом Бенуа" в честь прославленной семьи художников и архитекторов. После революции в доме располагались различные службы местного совхоза, а в послевоенный период здесь за кульманами работали конструкторы одного из оборонных учреждений радиоэлектроники, а позже разместилась детская художественная школа, пока необходимость капитального ремонта не приостановила здесь жизнь, казалось - на мгновение, получилось - навсегда...
Кстати, у дома, или, в просторечии - "дачи" - Бенуа был шанс спастись, когда уже в перестройку находившийся неподалеку Санкт-Петербургский технический университет - бывший Политех - захотел реконструировать лесную ферму, но как выяснилось, чтобы только начать работы понадобилось получить на проекте реконструкции более 200 согласующих подписей. Естественно, в конечном итоге проект не был реализован.
Заброшенный дом по документам находился в процессе реставрации и перманентного ремонта, который на самом деле выразился лишь в том, что к дому пристроили забор, что не помешало детям из окрестных домов и бомжам облюбовать его как пристанище. В марте в Санкт-Петербурге холодно. Необходимость согреться и стала, скорее всего, причиной пожара, который начался 12 марта в 17.30. Всего в тушении пожара, которому был присвоен номер "1 бис", участвовали пять пожарных машин. По словам очевидцев, пожарные добросовестно боролись с огнем более часа, но отстоять деревянное здание не удалось. В доме рухнула кровля, и практически выгорело внутреннее пространство. Памятник деревянной архитектуры, значившийся в списках городского управления Госинспекции по охране памятников и находившийся под охраной государства, оказался полностью уничтоженным огнем.
Петр Вайль:
Фамилия Бенуа в русской культуре - об этом мой коллега Иван Толстой:
Иван Толстой:
Французская фамилия Бенуа у француза особых ассоциаций не вызовет. Другое дело русское ухо: художественность, культурность собраны здесь в самом звучании. Красота, старина, Бенуа.
Целый семейный куст, даже аллея талантов на протяжении ста пятидесяти лет: архитектор Николай Бенуа, акварелист Альберт Бенуа, еще один Альберт - живописец, Елена Бенуа - сценограф, Надежда Бенуа - сценограф и живописец, Николай Бенуа - художник театра. Несколько художников и графиков, носящих фамилию Лансере, живописец Зинаида Серебрякова, актер Питер Устинов - все это братья, сестры, племянники, кузены разветвленного европейского рода, взорвавшегося талантами в Петербурге и Москве в эпоху Серебряного века. А главная фигура во всем роде - бесспорно, Александр Николаевич Бенуа, патриарх семьи, проживший 90 лет: пополам в России и во Франции, на двух своих родинах. Живописец, график, книжный иллюстратор, историк искусства, театральный режиссер, мемуарист - чуть ли не все семейные дарования Александр Бенуа сосредоточил в себе. Небольшого роста, в круглых очках, уютный и толстоморденький, Александр Николаевич взял и без громких слов перенес в русскую художественную жизнь саму Европу. Он вообще делал свое дело без аффектации, не воевал против, а примирял во имя.
Главное детище Александра Бенуа - художественная группа и журнал "Мир Искусства". Красота вокруг человека, обаяние прошлого и наших воспоминаний, любовь к городу, семье, к виду из окна, к испачканной щеке заигравшегося мальчишки. Это стало идеологией "мирискусников", вернувших детство, домашность и старину на холсты и на книжные страницы.
Стоял Александр Бенуа и у истоков легендарных Русских сезонов в Париже, где прогремели впервые и навсегда танцы Анны Павловой и Вацлава Нижинского, хореография Михаила Фокина, музыка Игоря Стравинского. А затем Александр Николаевич ставил в Москве спектакли Московского Художественного Театра, в Петрограде заведовал картинной галереей Эрмитажа, и только в 1926-м году, отправившись в командировку в Париж, решил обратно не возвращаться. Ему предстояло прожить еще 33 года - рисовать, оформлять, издавать, оставаться все таким же неутомимым и уютным.
Александр Бенуа не был революционером в культуре, он был самой культурой, и когда где-то гибнет что-то, связанное с этой фамилией, это все равно, что гибнут игрушки, семейные фотографии, память.