Петр Вайль:
В среду открылся Берлинский кинофестиваль, прочно занимающий место среди трех-четырех самых престижных фестивалей в мире. Мой коллега Дмитрий Волчек побеседовал с кинокритиком Андреем Плаховым, членом жюри одного из фестивальных конкурсов.
Дмитрий Волчек:
Андрей, у Берлинского фестиваля новый директор Дитер Косслик. Много писали, что у него совершенно иной подход к составлению программы, чем прежде, и что облик фестиваля неизбежно изменится. Так ли это?
Андрей Плахов:
Пока об этом рано судить. Дитер Косслик только начал свою работу, но по некоторым симптомам можно предположить, что фестиваль действительно изменится. Он станет менее консервативным и более живым. Это видно уже даже по фестивальному каталогу, который резко изменил дизайн, стал печатать цветные фотографии и кинокадры, это довольно необычно и привлекательно выглядит. Это, конечно, только внешние приметы, но известно, что Мориц де Хаген - предыдущий директор - правил здесь единолично в течение более чем 20 лет, и, конечно, за эти годы накапливаются определенный консерватизм и штампы. Дитер Косслик - человек новый, полный энергии и, вероятно, он попытается каким-то образом оживить лицо фестиваля и поднять его международный престиж. В частности, можно уже точно сказать о том, что Дитер Косслик будет очень серьезно содействовать расцвету немецкой кинопромышленности и поддерживать ее, как французы делают это на Каннском кинофестивале. Хотя как раз прежнего директора Морица де Хагена упрекали в том, что он чересчур увлекается американскими голливудскими фильмами, что их слишком много на фестивале, он тоже заботился о присутствии немецких картин, и когда его сняли с должности, представители немецкой кинопромышленности выразили ему поддержку и солидарность. Тем не менее, Дитер Косслик начал именно с того, что увеличил количество немецких фильмов в конкурсе до четырех и вообще обещает всячески поддерживать немецкое кино.
Дмитрий Волчек:
В программе этого года много громких имен, я проглядел список и отметил новый фильм Франсуа Озона, новую картину модного режиссера из Южной Кореи Ким Ки-Дука - что еще?
Андрей Плахов:
Будут картины Джанг Имоу, китайского режиссера, звезда которого зажглась именно в Берлине в 1988-м году, он тогда получил "Золотого медведя", сейчас он привезет новый фильм. Покажут свои картины и Бертран Тавернье, и Роберт Олтман, и Иштван Сабо, Вим Вендерс будет со своей документальной картиной, то есть, представительство будет достаточно широким, и по странам, и по именам.
Дмитрий Волчек:
Как представлен российский кинематограф и во внеконкурсных показах?
Андрей Плахов:
К сожалению, стало уже почти традицией в отличие от традиции прежних лет - в самые последние годы российское кино почти отсутствует в конкурсе "Берлинале". Этот год не исключение. Картины для конкурса большого так и не нашлось. Приходится утешаться тем, что в панораме покажут фильм режиссера Сергея Овчарова "Сказ про Федота-стрельца", а в молодежном форуме покажут фильм Константина Мурзенко "Апрель". Скромное, конечно, представительство России по сравнению с прежними годами и с другими странами, как они сейчас представлены в "Берлинале" с наиболее сильными кинематографиями, но, тем не менее, этот факт.
Дмитрий Волчек:
Впервые в этом году на "Берлинале" присуждается новая премия - премия за лучший дебют, и вы вошли в жюри этой премии - какие премии вам предстоит судить?
Андрей Плахов:
Нам предстоит очень большая программа, которая даже несколько пугает - это 31 фильм. Одно из нововведений Дитера Косслика состоит в том, чтобы как-то пригасить то противостояние, которое существовало много лет между форумом и панорамой, фестивальной программой и неофициальным форумом - сейчас поэтому эта новая награда для лучшего дебюта должна объединить все секции фестиваля - конкурс, панораму, форум, программу "Перспектива немецкого кино" и даже детский фестиваль, который тоже проводится в рамках "Берлинале". Вот из всех этих секций нужно выбрать из 31 фильма единственный лучший и наградить его этим призом, который должен стать по замыслу организаторов фестиваля неким эквивалентом Каннской "Золотой камеры", очень престижной. Будет ли этот приз столь же престижным - мы не знаем, но вот наша задача, нашего жюри - именно выбрать такую картину. А в большом жюри есть также представительница нашей страны, это Рената Литвинова, которая будет судить фильмы большого конкурса вместе с остальными членами жюри под председательством индийского режиссера-женщины Миры Наир.
Дмитрий Волчек:
Андрей, обычно в прошлые годы, как я помню, всегда Берлинский фестиваль открывал какой-то большой голливудский "мэнстримный" фильм, если я не ошибаюсь - что на этот раз?
Андрей Плахов:
Бывали исключения и раньше, был случай, когда фестиваль открывался немецкой картиной. В этот раз Дитер Косслик нашел весьма оригинальный и, наверное, эффективный ход. На открытие фестиваля выставлена картина Тома Тиквера "Рай". Это хорошо со всех точек зрения. С одной стороны, Том Тиквер - это режиссер номер один сегодняшнего немецкого кино. С другой стороны, это международная продукция с участием больших звезд, и кроме того, респектабельность этой картине придает то, что она снята по сценарию покойного польского классика Кшиштофа Кислевского. К этой картине привлечен очень большой интерес, и на открытие фестиваля прибудут высшие официальные лица ФРГ во главе с канцлером Шредером.
В среду открылся Берлинский кинофестиваль, прочно занимающий место среди трех-четырех самых престижных фестивалей в мире. Мой коллега Дмитрий Волчек побеседовал с кинокритиком Андреем Плаховым, членом жюри одного из фестивальных конкурсов.
Дмитрий Волчек:
Андрей, у Берлинского фестиваля новый директор Дитер Косслик. Много писали, что у него совершенно иной подход к составлению программы, чем прежде, и что облик фестиваля неизбежно изменится. Так ли это?
Андрей Плахов:
Пока об этом рано судить. Дитер Косслик только начал свою работу, но по некоторым симптомам можно предположить, что фестиваль действительно изменится. Он станет менее консервативным и более живым. Это видно уже даже по фестивальному каталогу, который резко изменил дизайн, стал печатать цветные фотографии и кинокадры, это довольно необычно и привлекательно выглядит. Это, конечно, только внешние приметы, но известно, что Мориц де Хаген - предыдущий директор - правил здесь единолично в течение более чем 20 лет, и, конечно, за эти годы накапливаются определенный консерватизм и штампы. Дитер Косслик - человек новый, полный энергии и, вероятно, он попытается каким-то образом оживить лицо фестиваля и поднять его международный престиж. В частности, можно уже точно сказать о том, что Дитер Косслик будет очень серьезно содействовать расцвету немецкой кинопромышленности и поддерживать ее, как французы делают это на Каннском кинофестивале. Хотя как раз прежнего директора Морица де Хагена упрекали в том, что он чересчур увлекается американскими голливудскими фильмами, что их слишком много на фестивале, он тоже заботился о присутствии немецких картин, и когда его сняли с должности, представители немецкой кинопромышленности выразили ему поддержку и солидарность. Тем не менее, Дитер Косслик начал именно с того, что увеличил количество немецких фильмов в конкурсе до четырех и вообще обещает всячески поддерживать немецкое кино.
Дмитрий Волчек:
В программе этого года много громких имен, я проглядел список и отметил новый фильм Франсуа Озона, новую картину модного режиссера из Южной Кореи Ким Ки-Дука - что еще?
Андрей Плахов:
Будут картины Джанг Имоу, китайского режиссера, звезда которого зажглась именно в Берлине в 1988-м году, он тогда получил "Золотого медведя", сейчас он привезет новый фильм. Покажут свои картины и Бертран Тавернье, и Роберт Олтман, и Иштван Сабо, Вим Вендерс будет со своей документальной картиной, то есть, представительство будет достаточно широким, и по странам, и по именам.
Дмитрий Волчек:
Как представлен российский кинематограф и во внеконкурсных показах?
Андрей Плахов:
К сожалению, стало уже почти традицией в отличие от традиции прежних лет - в самые последние годы российское кино почти отсутствует в конкурсе "Берлинале". Этот год не исключение. Картины для конкурса большого так и не нашлось. Приходится утешаться тем, что в панораме покажут фильм режиссера Сергея Овчарова "Сказ про Федота-стрельца", а в молодежном форуме покажут фильм Константина Мурзенко "Апрель". Скромное, конечно, представительство России по сравнению с прежними годами и с другими странами, как они сейчас представлены в "Берлинале" с наиболее сильными кинематографиями, но, тем не менее, этот факт.
Дмитрий Волчек:
Впервые в этом году на "Берлинале" присуждается новая премия - премия за лучший дебют, и вы вошли в жюри этой премии - какие премии вам предстоит судить?
Андрей Плахов:
Нам предстоит очень большая программа, которая даже несколько пугает - это 31 фильм. Одно из нововведений Дитера Косслика состоит в том, чтобы как-то пригасить то противостояние, которое существовало много лет между форумом и панорамой, фестивальной программой и неофициальным форумом - сейчас поэтому эта новая награда для лучшего дебюта должна объединить все секции фестиваля - конкурс, панораму, форум, программу "Перспектива немецкого кино" и даже детский фестиваль, который тоже проводится в рамках "Берлинале". Вот из всех этих секций нужно выбрать из 31 фильма единственный лучший и наградить его этим призом, который должен стать по замыслу организаторов фестиваля неким эквивалентом Каннской "Золотой камеры", очень престижной. Будет ли этот приз столь же престижным - мы не знаем, но вот наша задача, нашего жюри - именно выбрать такую картину. А в большом жюри есть также представительница нашей страны, это Рената Литвинова, которая будет судить фильмы большого конкурса вместе с остальными членами жюри под председательством индийского режиссера-женщины Миры Наир.
Дмитрий Волчек:
Андрей, обычно в прошлые годы, как я помню, всегда Берлинский фестиваль открывал какой-то большой голливудский "мэнстримный" фильм, если я не ошибаюсь - что на этот раз?
Андрей Плахов:
Бывали исключения и раньше, был случай, когда фестиваль открывался немецкой картиной. В этот раз Дитер Косслик нашел весьма оригинальный и, наверное, эффективный ход. На открытие фестиваля выставлена картина Тома Тиквера "Рай". Это хорошо со всех точек зрения. С одной стороны, Том Тиквер - это режиссер номер один сегодняшнего немецкого кино. С другой стороны, это международная продукция с участием больших звезд, и кроме того, респектабельность этой картине придает то, что она снята по сценарию покойного польского классика Кшиштофа Кислевского. К этой картине привлечен очень большой интерес, и на открытие фестиваля прибудут высшие официальные лица ФРГ во главе с канцлером Шредером.