Андрей Плахов, Берлин:
В воскресенье стали известны лауреаты одного из самых престижных международных кинофестивалей - Берлинского. Главный приз "Берлинале" - "Золотой медведь" - раздвоился. Одну статуэтку вручили британской картине "Кровавое воскресенье" режиссера Пола Гринграсса, а вторую - японскому мультфильму "Освобожденный дух" Хаяо Миязаки, собравшему огромную кассу в Японии. Мода последнего времени включать коммерческую анимацию в общий конкурс ставит фестивальное жюри перед неразрешимой проблемой: как сравнивать принципиально чужеродные сферы кинематографа. В Берлине эту проблему решили простейшим образом, разделив приз надвое. И остальные призы каким-то волшебным образом размножились. Их стало заметно больше, чем раньше. Спецприз достался хозяевам фестиваля - немецкой картине "Гриль" Андреаса Дрезена. За мужскую роль наградили француза Жака Гамблина из фильма "Пропуск". За женскую -американку Хэлли Берри из "Бала монстров". Приз "Голубой ангел" за лучшую европейскую картину ушел к датчанке Анетте Олесен, постановщице фильма "Маленькие несчастья". Впервые присужденный приз за дебют поедет в Австралию, его получил Иван Сен - автор фильма "Под облаками".
Большое количество призов, целых 10 по регламенту плюс клонированный "Золотой медведь", позволило наградить чуть ли не каждый второй фильм конкурса. Тем более очевидно, что все решения жюри - хилые плоды компромисса. "Восемь женщин" Франсуа Озона имели огромный успех у берлинской публики. Но жюри решилось наградить этот чисто развлекательный фильм только призом за индивидуальный вклад, отметив в формулировке, что вклад этот в то же время коллективный и достигнут ансамблем из восьми актрис. Что при этом делал режиссер и в чем его заслуга, понять, следуя этой странной логике невозможно. Между тем, если кого-то и награждать, то Озона, который гениально придумал весь этот эксперимент и сумел свести на одной площадке совершенно антагонистичных исполнительниц. Совсем без наград осталась картина корейца Кима Кидука "Плохой парень". Пока ни один из фильмов этого режиссера не снискал фестивальных лавров. Но от этого Ким Кидук не перестал быть одним из самых значительных кинематографистов современности. Третьим выдающимся фильмом "Берлинале", который официальное жюри все же наградило призом за режиссуру стало "Утро понедельника" ветерана Отара Иоселиани. Помимо официального, картина получила также приз ФИПРЕССИ - международной критики.
В связи с приходом Дитера Косслика на "Берлинале" был высок градус ожиданий, а соответственно как естественная реакция процветал скептицизм, как будто бы новый директор мог бы принципиально изменить ситуацию в мировом кино, которое выдает в сезон примерно по 10-15 значительных фильмов, не больше. 3-4 из них были в Берлине, и это нормальная пропорция. Что касается решений жюри - они становятся элементом осмысленной фестивальной политики пока только в Канне. Ни в Венеции, ни в Берлине этого, как правило, не происходит.
В воскресенье стали известны лауреаты одного из самых престижных международных кинофестивалей - Берлинского. Главный приз "Берлинале" - "Золотой медведь" - раздвоился. Одну статуэтку вручили британской картине "Кровавое воскресенье" режиссера Пола Гринграсса, а вторую - японскому мультфильму "Освобожденный дух" Хаяо Миязаки, собравшему огромную кассу в Японии. Мода последнего времени включать коммерческую анимацию в общий конкурс ставит фестивальное жюри перед неразрешимой проблемой: как сравнивать принципиально чужеродные сферы кинематографа. В Берлине эту проблему решили простейшим образом, разделив приз надвое. И остальные призы каким-то волшебным образом размножились. Их стало заметно больше, чем раньше. Спецприз достался хозяевам фестиваля - немецкой картине "Гриль" Андреаса Дрезена. За мужскую роль наградили француза Жака Гамблина из фильма "Пропуск". За женскую -американку Хэлли Берри из "Бала монстров". Приз "Голубой ангел" за лучшую европейскую картину ушел к датчанке Анетте Олесен, постановщице фильма "Маленькие несчастья". Впервые присужденный приз за дебют поедет в Австралию, его получил Иван Сен - автор фильма "Под облаками".
Большое количество призов, целых 10 по регламенту плюс клонированный "Золотой медведь", позволило наградить чуть ли не каждый второй фильм конкурса. Тем более очевидно, что все решения жюри - хилые плоды компромисса. "Восемь женщин" Франсуа Озона имели огромный успех у берлинской публики. Но жюри решилось наградить этот чисто развлекательный фильм только призом за индивидуальный вклад, отметив в формулировке, что вклад этот в то же время коллективный и достигнут ансамблем из восьми актрис. Что при этом делал режиссер и в чем его заслуга, понять, следуя этой странной логике невозможно. Между тем, если кого-то и награждать, то Озона, который гениально придумал весь этот эксперимент и сумел свести на одной площадке совершенно антагонистичных исполнительниц. Совсем без наград осталась картина корейца Кима Кидука "Плохой парень". Пока ни один из фильмов этого режиссера не снискал фестивальных лавров. Но от этого Ким Кидук не перестал быть одним из самых значительных кинематографистов современности. Третьим выдающимся фильмом "Берлинале", который официальное жюри все же наградило призом за режиссуру стало "Утро понедельника" ветерана Отара Иоселиани. Помимо официального, картина получила также приз ФИПРЕССИ - международной критики.
В связи с приходом Дитера Косслика на "Берлинале" был высок градус ожиданий, а соответственно как естественная реакция процветал скептицизм, как будто бы новый директор мог бы принципиально изменить ситуацию в мировом кино, которое выдает в сезон примерно по 10-15 значительных фильмов, не больше. 3-4 из них были в Берлине, и это нормальная пропорция. Что касается решений жюри - они становятся элементом осмысленной фестивальной политики пока только в Канне. Ни в Венеции, ни в Берлине этого, как правило, не происходит.