Ссылки для упрощенного доступа

200-летие Виктора Гюго


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Париже Дмитрий Савицкий и нью-йоркский корреспондент РС Ян Рунов - он беседовал с американским режиссером мюзикла по роману Виктора Гюго "Отверженные" Джейсоном Муром.

Петр Вайль:

26 января исполняется 200 лет со дня рождения Виктора Гюго. 2002-й год объявлен во Франции годом Гюго. Слово парижскому корреспонденту Радио Свобода Дмитрию Савицкому:

Дмитрий Савицкий:

Он рос на соседней, Фельятинок, улице во флигеле упраздненного революцией монастыря. Здесь аббат ЛаРивьер обучил его латыни и римской литературе. Он навсегда остался обитателем этого пятого парижского округа, хотя и изрядно попутешествовал и по стране, и по Европе. На самом деле он сделал огромный круг, превратившись из сына лотарингского крестьянина (судьбой превращенного в генерала наполеоновской армии), в одного из самых читаемых в мире писателей, в фигуру мирового масштаба и, который вернулся назад в средневековый парижский округ, но на этот раз - в Пантеон, национальную усыпальницу великих людей.

Он написал как-то, что жизнь - это "оборванная фраза", но фраза, которую он написал, так длинна, так бесконечна, сложна, так напитана мыслями и чувствами, что вряд ли когда-нибудь оборвётся. Фраза эта - его творчество, его поэмы, в первую очередь, его пьесы, романы и его статьи, памфлеты, дорожные зарисовки, эссе. Он вступил в жизнь роялистом, монархистом, он в 20 лет получил пожизненную ежемесячную пенсию в 1000 франков от двора - и он стал республиканцем, демократом, гуманистом, противником смертной казни, защитником бедных и отверженных, он стал тем знаменитым стариком, который, седой и ослабший, в свои 68 лет, во время осады Парижа прусской армией записался в национальную гвардию и нес караульную службу...

Мы все читали его книги, и имена Жана Вальжана, Фантины, Коззеты, Мириэля, Гуинплеца, Рюи Бласа и Эсмеральды - это имена наших близких знакомых. Франция отмечает сегодня его двухсотлетие, двухсотлетие со дня рождения национального гения - Виктора Гюго, провидца, который в изгнании протяженностью в 19 лет, посадил в своем саду дуб, который он назвал древом - Соединенных Штатов Европы.

2002-й год объявлен во Франции годом Гюго и книжные лавки ломятся от новых биографий писателя. В Безансоне, где он родился, на острове Джерси, где он жил в изгнании и где написал "Отверженных", "Тружеников моря" и "Человека, который смеется>, а также в Бельгии, где он так же скрывался от мести Луи Бонапарта, так же отмечают двухсотлетнюю дату. В оперном театре родного города Гюго идет "Эсмеральда", а в марте центр драматического искусства Безансона проведет сценический эксперимент: в режиме нон-стоп 3 дня и 3 ночи актеры со всего мира будут читать его -"Легенды веков".

Париж, конечно же, славит своего героя: от академии и сената до Национальной Ассамблеи и Сорбонны, но там мелькает его мантия. Шаги же его раздаются под моими окнами: от рю Сансье до Пьюи-л'Эрмит и дальше от улицы Деревянной Шпаги к улице Арбалета, к Нев-Сэнт-Женевьев, где его, или Жана Вальжана с Козеттой, до сих пор поджидают четверо громил из соседнего околотка.

Петр Вайль:

Из всех произведений Виктора Гюго самым популярным в Соединенных Штатах можно назвать роман "Отверженные". Это объясняется, прежде всего, его многочисленными киноверсиями и инсценировками. Об одном из самых успешных спектаклей в истории американского театра - постановке мюзикла по роману "Отверженные" - наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов:

Ян Рунов:

Ян Рунов: Рассказать о спектакле мы попросили режиссера Джейсона Мура, ответственного как за Бродвейский, так и за гастрольный вариант мюзикла.

Джейсон Мур:

Мюзикл "Отверженные" не сходит с Бродвейской сцены уже 15 лет. Он - второй после мюзикла "Кошки" долгожитель американского театра. В этом году мы отметили два праздника - двухсотлетие Виктора Гюго и пятнадцатилетие нашего спектакля. Примечательно, что дух французского классика живет в различных формах искусства. Думаю, успех нашего спектакля объясняется именно тем, что в его основе - великое произведение литературы, понятное во все времена и принятое всеми культурами. Американскому зрителю особенно близка тема искупления вины, тема противостояния духа личности репрессивному полицейскому режиму. Эта тема актуальна и сегодня в самых разных странах. Мы, например, везем спектакль в будущем году в Китай - будем играть в Шанхайском Большом театре. И уверены, что там каждая общественная группа воспримет "Отверженных" по-своему: и как гимн революции, и как проклятие ей. Актерам работать над ролями было интересно, потому что в романе характеры выписаны очень подробно и эмоционально. Дух Гюго сохранился и в музыке к спектаклю, и в либретто. Музыка доступна сегодняшнему зрителю, даже школьникам второго-третьего класса. И в этом - один из секретов успеха спектакля.

Мюзикл "Отверженные" - это трехчасовая рок-опера без единого слова. Рок-опера, которую смотрит уже которое поколение. На спектакль приводят школьников целыми классами, актеры играют фрагменты из спектакля в школах, школьные и студенческие театры играют "Отверженных", а после спектакля устраиваются дискуссии о Жане Вальжане, Козетте, Гавроше. Часто после просмотра спектакля зрители возвращаются к чтению романа. Примечательно, что Бродвейский вариант " Отверженных" выдержал конкуренцию со стороны киновариантов. И еще мы выдержали экономическую рецессию и последствия терактов 11 сентября, когда в Нью-Йорке несколько месяцев не было туристов, а ньюйоркцы боялись ходить в театр. Шесть Бродвейских спектаклей закрылись в это время, а "Отверженные" продолжают идти. Хотя после 11 сентября и перед нами стоял вопрос о закрытии, но мы все же выжили, наверное, потому, что речь в спектакле идет о героизме человеческого духа, о добре и зле. Что касается инсценировок других романов, в частности, "Собора Парижской Богоматери" на американской драматической сцене, то, насколько мне известно, на Бродвее такого спектакля сейчас нет, хотя мюзикл существует. В Канаде, кажется, готовится спектакль под названием "Нотр-Дамский горбун", - я точно не знаю. В заключение хочу сказать, что, вроде бы, ведутся переговоры о показе нашего спектакля в концертном исполнении в Москве.

XS
SM
MD
LG