Ссылки для упрощенного доступа

Берлинский кинофестиваль близится к завершению


Андрей Плахов, Берлин:

Остается два дня до завершения 51-го Берлинского кинофестиваля. Перечислим события последних дней. Это приезд Кирка Дугласа, которому будет вручен "Золотой медведь" за творческую карьеру. Это пресс-конференция Романа Полянского, который начинает на студии "Бабельсберг" съемки фильма "Пианист". Его герой переживает разгром Варшавского гетто и спасается из нацистского концлагеря. Это концерт группы Эмира Костурицы "No smoking" и показ фильма, снятого о ней знаменитым режиссером из Боснии. Музыканты сами приехали в Берлин, играли при огромном скоплении фестивального народа, гуляние длилось до самого утра. Костурица предстал перед публикой с неизменной сигарой во рту и в этнической шапочке. Он играл на бас-гитаре, электризуя зал своим балканским темпераментом.

Что касается конкурсных фильмов, серьезными претендентами на призы могут стать показанные в последние дни "Пекинский велосипед" Вонга Сяушуая и "Маленький Сенегал" Рашида Бушареба. Первая картина - жестокая социальная драма о мальчике - велокурьере, у которого украли велосипед, и который совершает все возможное и невозможное, чтобы вернуть его. Этот фильм не был одобрен китайской цензурой и показывается на фестивале вопреки ее воле. В картине интересны не только человеческие отношения, но и символы. Велосипед в Пекине - не просто средство передвижения, но и символ самодостаточности, выживания, и даже своего рода "мужской секс-символ". То есть, примерно тоже, что на Западе автомобиль. На эту тему в Берлине была показана остроумная финская сатира "Классический тип".

Другой заметный конкурсный фильм - "Маленький Сенегал"- рассказывает о пожилом сенегальце, который приезжает в Америку в поисках своей идентичности. Его предков-рабов вывезли в Новый свет. Сегодняшняя негритянская "коммьюнити" в Нью-Йорке очень неоднородна. Непростые отношения связывают укоренившихся афроамериканцев и приезжих с "черного континента". Новые аспекты расовых отношений затронул и известный режиссер Спайк Ли в фильме "Время Шоу".

Что касается французов, то они на этом фестивале верны интимной теме. Один из фильмов, снятый Патрисом Шеро, так и называется "Интим". После "Романса" Катрин Брейя, и еще нескольких кинематографических акций французских феминисток мужчины-режиссеры предельно расковались. Актеры в "Интиме" вынуждены играть любовные сцены практически столь же откровенно, как и в порнофильмах. Оценит их усилия жюри или предпочтет классическую Эмму Томсон, играющую в фильме "Разум" борьбу со смертельным недугом - мы вскоре узнаем.

Российского кино на официальном фестивале нет, и нашим кинематографистам остается благодарить уходящего директора "Берлинале" Морица Де Хадельна за то, что на протяжении многих лет он упорно его поддерживал. Но до конца сил не хватило. В "Форуме" показан документальный фильм Ренаты Литвиновой "Нет смерти для меня" и экспериментальный опус Екатерины Харламовой "Текст или Апология комментария". А канадцы привезли картину "Эйзенштейн". Великий режиссер на экране в основном решает свои сексуальные проблемы с помощью Григория Александрова, мексиканских юношей и даже кактусов. Тем не менее, фрагменты из шедевров режиссера напоминают о былом величии российского кино.

XS
SM
MD
LG