Ссылки для упрощенного доступа

Японское кино на фестивале в Роттердаме


Андрей Плахов, Роттердам:

В Роттердаме продолжается международный кинофестиваль. Новые идеи приходят главным образом с Востока. При огромном разнообразии и многонациональности фестивальной программы центральное место в ней занимает японское кино и его признанный молодой лидер Такаси Миике. Всего в Роттердаме 30 фильмов из Японии, для сравнения, из России - 5. Взрывная активность молодого кино Японии поистине феноменальна, но даже и на ее фоне Такаси Миике уникум, кинематографический "фрик", способный работать в темпе, которого мировой кинематограф не знал со времен Фассбиндера. Только за 2001-й год режиссер снял то ли пять, то ли семь фильмов и сам потерял им счет. Четыре из них показываются в Роттердаме, и вот выясняется, что речь идет совсем не о скороспелых малобюджетках, а о больших картинах, изобилующих комбинированными съемками и спецэффектами.

Миике - 1. Почти трехчасовый гангстерский эпос "Возмутитель". Сам режиссер играет в нем садиста, который провоцирует войну двух кланов якудзы и расплачивается за это жизнью. Дальше разворачивается снежный ком насилия, а также ряд гангстерских саммитов на высшем уровне. Участники этих производственных совещаний способны сразить своей элегантностью парижских кутюрье и доказывают, что японский гангстер одевается лучше, чем его американский, русский или британский коллега. Конфликт "Возмутителя" определяется как юношеская бравада против традиционной дисциплины, "Мерседес" против "Мустанга" и Армани против Ямамомото.

"Миике-2" - "Счастье семьи Катакурис". Это смесь комедии, мюзикла, анимации и фильма ужасов. Герои фильма - члены образцово дружной семьи, открывшие отель в живописной местности, долго и безуспешно ждут клиентов, но стоит кому-нибудь заселиться, как он тотчас же таинственно гибнет в своей комнате. Чтобы спасти семейный бизнес, приходится зарывать покойников в лесу. В самые нежные и лирические моменты герои начинают петь, плясать и от восторга взлетают в небо. Когда кажется, что близок хэппи-энд, на горизонте чудесного ландшафта начинает извергаться вулкан.

Наконец третий фильм Миике - "Убийца Ичи". Он сделан по мотивам популярной манги - мультсериала, о слабом, любящем поплакать парне, который в детстве стал свидетелем изнасилования девушки, а потом начал зверски убивать под действием гипнотических приказов. В основном, если не считать внушающих ему желание женщин, а женщин в таком кино можно вообще за людей не считать, Ичи "мочит" плохих парней. В частности, он сражается не на жизнь, а на смерть, с известным особо изощренной жесткости боссом якудзы, который получает удовольствие от расчленения своих жертв. В общем, идет борьба хорошего с лучшим.

Вывод из роттердамских показов один: фильмы Миике Такаси настолько разнообразны и энергичны, что если бы в Японии вдруг вывелись все остальные режиссеры, он мог бы запросто один обеспечить национальное кинопроизводство.

XS
SM
MD
LG