Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:
В театре Сатиры в Москве состоялся сбор труппы. Многолетний главный режиссер Валентин Плучек, как известно, ушел в отставку. Прославленные артисты театра просят возглавить коллектив Александра Ширвиндта. Рассказывает Марина Тимашева:
Марина Тимашева:
История началась около двух недель тому назад. Тогда в прессу просочилось известие о том, что Комитет по культуре Правительства Москвы и лично его глава Игорь Бугаев просят Валентина Плучека уйти с поста художественного руководителя театра Сатиры и передать бразды правления Александру Ширвиндту. При этом, Валентину Плучеку предлагалось место почетного руководителя, а также сохранение заработной платы и служебной машины. Дальше начался скандал - не в театре, а вокруг него. В одной из центральных газет появилось сообщение, что Валентин Плучек рассматривает сложившуюся ситуацию, как заговор против него, которым руководят Ольга Аросева и Александр Ширвиндт. Здесь же были опубликованы нелестные отзывы Плучека о Ширвиндте, как об эстраднике, а не артисте. Потрясенный Ширвиндт, в этот момент вообще находившийся на гастролях в Израиле, узнал о том, что он предатель и интриган, и что эти слова о нем сказал человек, который многие годы занимал его в своих спектаклях. И, естественно, от предложения возглавить театр он отказался. В среду в письме Валентина Плучека Александру Ширвиндту газетная утка была подана к столу в потрошенном виде. Отрывок из письма зачитал в отсутствии Ширвиндта Михаил Державин:
Михаил Державин:
"Опубликованное в газете "Известия" якобы мое высказывание в ваш адрес - чистейшая ложь или обдуманная провокация. Крайне досадно, если это может перечеркнуть наши многолетние отношения".
Марина Тимашева:
Второе письмо, с которым было позволено ознакомиться, подписано Валентином Плучеком и Александром Ширвиндтом вместе:
Михаил Державин:
"Плучек и Ширвиндт заявляют, что за 31 год их совместной творческой и человеческой жизни кроме любви, взаимопонимания и надежды друг на друга ничего в их совместной биографии не было. Плучек велел Ширвиндту не бросать их общее дело".
Марина Тимашева:
Если Ширвиндта оскорбили в одной газете, то Валентина Плучека - в другой. Там его назвали "старым, немощным маразматиком". Он действительно стар - человеку, который 55 лет руководил театром Сатиры, а начинал в театре Мейерхольда - 91 год. Он действительно физически немощен. Однако, это не помешало Плучеку всего пару лет назад поставить хороший спектакль "Укрощение строптивой" и пребывать в отменной интеллектуальной форме. Передам слово Михаилу Державину:
Михаил Державин:
Он чувствует себя неплохо. Вы понимаете, у него светлейшая голова... Ему трудно передвигаться. До последнего, самого последнего времени он приходил и сидел здесь, вот в шестом ряду и смотрел, как идут репетиции. Все-таки, за последние три года он поставил два спектакля. Но сейчас наступил момент - это может с каждым случиться, даже Дэн Сяопин, которого лечили китайскими средствами, он приходил с помощниками на заседание - трудно, хотя он руководил страной и был совсем не таким плохим руководителем Китая.
Марина Тимашева:
Необходимость смещения Валентина Плучека была вызвана тем, что положение художественного руководителя обязывает его постоянно находиться в театре, а Плучек с трудом передвигается. Видимо, он уже не может ставить спектакли, а артистам что нужно? Только новые роли. При этом, труппа театра не хотела приглашать "варяга". Удобнее свой, знающий проблемы театра, характеры и индивидуальности, энергичный человек со связями и всем приятным, узнаваемым лицом. Иное дело, как распорядится Александр Ширвиндт новым местом в театральной иерархии, если его примет. За него опять пришлось держать ответ Державину:
Михаил Державин:
Я, как Михаил Михайлович Державин - пользуясь выражением политиков, "под какие-то фамилии дают инвестиции, кредиты", - мне кажется, что Александр Анатольевич сегодня не только режиссер и артист театра Сатиры, но и человек, который связан творческими узами со многими драматургами, с режиссерами, и личная договоренность, как мне кажется, может привлечь в театр и современных драматургов, и режиссеров, а также пригласить в труппу новых артистов. Ведь Александр Анатольевич еще и возглавляет курсы в Театральном училище имени Щукина, он профессор.
Марина Тимашева:
Александру Ширвиндту придется нелегко. Доказательство - пример Геннадия Хазанова. Он пытается превратить Театр эстрады в серьезный драматический театр, приглашает режиссеров с громкими именами, сам участвует в их спектаклях, рискуя собственной репутацией, но вся его энергия, талант, ум не приносят удачи. Где найдет Ширвиндт режиссеров, которые в содружестве с артистами театра смогут качественно переломить ситуацию, непонятно. Могут ставить сами актеры: тот же Ширвиндт или Юрий Васильев, но, судя по их предыдущим постановкам, это не выход. Есть в театре режиссеры Валерий Саркисов и Андрей Житинкин, но по сей день им не удалось, а может и не хотелось, стать лицом театра. Ответы на все вопросы мы получим, если Александр Ширвиндт примет предложение возглавить театр. Сам он ушел со сбора труппы в Институт имени Щукина, где преподает, но вряд ли сможет оставить без внимания единодушную и единогласную мольбу труппы о спасении.
В театре Сатиры в Москве состоялся сбор труппы. Многолетний главный режиссер Валентин Плучек, как известно, ушел в отставку. Прославленные артисты театра просят возглавить коллектив Александра Ширвиндта. Рассказывает Марина Тимашева:
Марина Тимашева:
История началась около двух недель тому назад. Тогда в прессу просочилось известие о том, что Комитет по культуре Правительства Москвы и лично его глава Игорь Бугаев просят Валентина Плучека уйти с поста художественного руководителя театра Сатиры и передать бразды правления Александру Ширвиндту. При этом, Валентину Плучеку предлагалось место почетного руководителя, а также сохранение заработной платы и служебной машины. Дальше начался скандал - не в театре, а вокруг него. В одной из центральных газет появилось сообщение, что Валентин Плучек рассматривает сложившуюся ситуацию, как заговор против него, которым руководят Ольга Аросева и Александр Ширвиндт. Здесь же были опубликованы нелестные отзывы Плучека о Ширвиндте, как об эстраднике, а не артисте. Потрясенный Ширвиндт, в этот момент вообще находившийся на гастролях в Израиле, узнал о том, что он предатель и интриган, и что эти слова о нем сказал человек, который многие годы занимал его в своих спектаклях. И, естественно, от предложения возглавить театр он отказался. В среду в письме Валентина Плучека Александру Ширвиндту газетная утка была подана к столу в потрошенном виде. Отрывок из письма зачитал в отсутствии Ширвиндта Михаил Державин:
Михаил Державин:
"Опубликованное в газете "Известия" якобы мое высказывание в ваш адрес - чистейшая ложь или обдуманная провокация. Крайне досадно, если это может перечеркнуть наши многолетние отношения".
Марина Тимашева:
Второе письмо, с которым было позволено ознакомиться, подписано Валентином Плучеком и Александром Ширвиндтом вместе:
Михаил Державин:
"Плучек и Ширвиндт заявляют, что за 31 год их совместной творческой и человеческой жизни кроме любви, взаимопонимания и надежды друг на друга ничего в их совместной биографии не было. Плучек велел Ширвиндту не бросать их общее дело".
Марина Тимашева:
Если Ширвиндта оскорбили в одной газете, то Валентина Плучека - в другой. Там его назвали "старым, немощным маразматиком". Он действительно стар - человеку, который 55 лет руководил театром Сатиры, а начинал в театре Мейерхольда - 91 год. Он действительно физически немощен. Однако, это не помешало Плучеку всего пару лет назад поставить хороший спектакль "Укрощение строптивой" и пребывать в отменной интеллектуальной форме. Передам слово Михаилу Державину:
Михаил Державин:
Он чувствует себя неплохо. Вы понимаете, у него светлейшая голова... Ему трудно передвигаться. До последнего, самого последнего времени он приходил и сидел здесь, вот в шестом ряду и смотрел, как идут репетиции. Все-таки, за последние три года он поставил два спектакля. Но сейчас наступил момент - это может с каждым случиться, даже Дэн Сяопин, которого лечили китайскими средствами, он приходил с помощниками на заседание - трудно, хотя он руководил страной и был совсем не таким плохим руководителем Китая.
Марина Тимашева:
Необходимость смещения Валентина Плучека была вызвана тем, что положение художественного руководителя обязывает его постоянно находиться в театре, а Плучек с трудом передвигается. Видимо, он уже не может ставить спектакли, а артистам что нужно? Только новые роли. При этом, труппа театра не хотела приглашать "варяга". Удобнее свой, знающий проблемы театра, характеры и индивидуальности, энергичный человек со связями и всем приятным, узнаваемым лицом. Иное дело, как распорядится Александр Ширвиндт новым местом в театральной иерархии, если его примет. За него опять пришлось держать ответ Державину:
Михаил Державин:
Я, как Михаил Михайлович Державин - пользуясь выражением политиков, "под какие-то фамилии дают инвестиции, кредиты", - мне кажется, что Александр Анатольевич сегодня не только режиссер и артист театра Сатиры, но и человек, который связан творческими узами со многими драматургами, с режиссерами, и личная договоренность, как мне кажется, может привлечь в театр и современных драматургов, и режиссеров, а также пригласить в труппу новых артистов. Ведь Александр Анатольевич еще и возглавляет курсы в Театральном училище имени Щукина, он профессор.
Марина Тимашева:
Александру Ширвиндту придется нелегко. Доказательство - пример Геннадия Хазанова. Он пытается превратить Театр эстрады в серьезный драматический театр, приглашает режиссеров с громкими именами, сам участвует в их спектаклях, рискуя собственной репутацией, но вся его энергия, талант, ум не приносят удачи. Где найдет Ширвиндт режиссеров, которые в содружестве с артистами театра смогут качественно переломить ситуацию, непонятно. Могут ставить сами актеры: тот же Ширвиндт или Юрий Васильев, но, судя по их предыдущим постановкам, это не выход. Есть в театре режиссеры Валерий Саркисов и Андрей Житинкин, но по сей день им не удалось, а может и не хотелось, стать лицом театра. Ответы на все вопросы мы получим, если Александр Ширвиндт примет предложение возглавить театр. Сам он ушел со сбора труппы в Институт имени Щукина, где преподает, но вряд ли сможет оставить без внимания единодушную и единогласную мольбу труппы о спасении.