Ссылки для упрощенного доступа

Отставка Виталия Третьякова


Программу ведет Петр Вайль. В ней участвуют обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева, беседовавший с уходящим со своего поста главным редактором "Независимой газеты" Виталием Третьяковым Виталий Портников и корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов.

Петр Вайль:

В среду стало известно о том, что с поста главного редактора "Независимой газеты" уходит Виталий Третьяков. Он - один из немногих российских журналистов, занимавших редакторский пост одного и того же крупного издания в течение десятилетия. Слово нашему обозревателю Анне Качкаевой:

Анна Качкаева:

"Владелец всегда прав", - российская журналистика привыкает к этой жесткой формуле взаимоотношений между хозяином и наемными работниками. Заслуженный Виталий Третьяков не исключение. Борис Березовский решил, что у "Независимой газеты", в которой его "Объединенному банку" принадлежат 80 процентов акций, должен быть другой главный редактор. Вот что рассказал нашему корреспонденту Виталию Портникову сам Виталий Третьяков:

Виталий Портников:

Появилось сообщение, что вы уходите из "Независимой газеты" - насколько это соответствует действительности?

Виталий Третьяков:

Я сегодня сам об этом объявил на утренней летучке сотрудников "Независимой газеты".

Виталий Портников:

С чем связан ваш уход?

Виталий Третьяков:

4 июня я был у Бориса Абрамовича Березовского, по его просьбе, и он предложил мне покинуть этот пост, который я сейчас занимаю, стать председателем совета директоров ЗАО "Независимая газета". Я отказался.

Виталий Портников:

Кто будет вашим наследником на посту главного редактора - вы знаете? Вы обсуждали этот вопрос с владельцем?

Виталий Третьяков:

Я знаю, он мне сказал, кого он хочет, мы это не обсуждали, это его дело, я знаю, но фамилию назвать не могу.

Виталий Портников:

До последнего времени "Независимая газета" была номинальным, в принципе, владением Бориса Березовского. Никогда не утверждалось, что он абсолютно вот так вот может распоряжаться кадровым составом редакции - насколько вообще правомочен Борис Березовский в своих решениях, по вашему мнению?

Виталий Третьяков:

У "Объединенного банка" контрольный пакет акций, и кадровые решения по главному редактору, и генеральному директору абсолютно правомочны.

Виталий Портников:

У вас есть какие-то собственные планы после того, как вы уйдете из "Независимой газеты"?

Виталий Третьяков:

Как минимум, я собираюсь, если получится, создать нечто новое в сфере СМИ.

Виталий Портников:

Говоря о судьбе газеты, ее читатели в разные периоды по-разному у ней относились, уже были "похороны "Независимой газеты", уход части ее сотрудников, переход ее к Борису Березовскому - как вы думаете, сейчас можно говорить о конце "Независимой газеты"?

Виталий Третьяков:

Я не исключаю этот вариант, хотя не могу сказать, что я его желаю. Мне кажется, это неправильный шаг Бориса Березовского - я ему об этом сказал.

Виталий Портников:

Если говорить о линии газеты, которую она проводила в последнее время - это была ваша линия или линия владельца?

Виталий Третьяков:

Это была моя линия, фактически всегда, а уж в последнее время - совершенно точно, Борис Березовский не вмешивался в политическую линию "Независимой газеты", она определялась мной.

Виталий Портников:

Сейчас это положение изменится?

Виталий Третьяков:

Видимо, да, поскольку в ином случае - зачем бы ему менять главного редактора?

Виталий Портников:

А он говорил с вами о политической линии газеты, вы ощутили какое-то несогласие?

Виталий Третьяков:

При всякой встрече он, в первую очередь, говорит: "Ну, что там в Москве, давай поговорим по политическим вопросам". Так что мы обсуждаем это, потом переходим к газетным делам. Очевидно, что мы многое диагностируем одинаково, но рецептуру уже видим разную.

Виталий Портников:

Не разочарованы ли вы тем, что в свое время начали сотрудничать с Борисом Березовским?

Виталий Третьяков:

Нет. Нет, я благодарен Борису Березовскому, потому что он минимально вмешивался в деятельность "Независимой газеты", если не сказать вообще не вмешивался, и в тот момент, в 1995-м году, он помог ей возродиться - это очевидная его заслуга. Я за это ему благодарен.

Анна Качкаева:

Виталий Третьяков не согласился возглавить совет директоров "Независимой газеты", тем самым подтвердив, что на почетную должность председателя не согласен, а значит, не согласен и с политической линией, которую Борис Березовский намеревается проводить. Хотя даже из его интервью нашей радиостанции понятно, что Третьяков на Березовского не в обиде. По большому счету, в последние пару лет взаимоотношения редактора и издателя, то есть, Третьякова и Березовского, по многим ключевым вопросам российской политики не совпадали. Сегодня это подтверждают и Виталий Третьяков, и Борис Березовский. Тем не менее, источник, близкий к Березовскому, уверяет, что и при новом главном редакторе "Независимая газета" не превратится в прокламацию оппозиционную власти - это было бы слишком грубо. К тому же, как заметил мой собеседник, на страницах "Независимой газеты" ведь всегда присутствовал странный коктейль - там были панегирики власти и идеи владельца, и стремление к литературной эссеистике. Время универсальных газет прошло. Сам Борис Березовский в интервью "Интерфаксу" уточнил, что аудитория "Независимой газеты" должна расшириться за счет более молодых читателей - представителей среднего класса. Разумеется, в этом случае тоже следует помнить о том, что Березовский никогда не зарабатывал средствами массовой информации на жизнь, да и бизнесом в классическом смысле этого слова не занимался.

Какой новый политический курс изберет "Независимая газета" - будет понятно после того, как 8 июня в Москве собрание акционеров утвердит нового генерального директора и нового главного редактора этого издания. Днем появилась информация, что новым главным редактором "Независимой" может стать редактор прекратившей свое существование газеты "Сегодня" Михаил Бергер. "Считайте это шуткой", - отшутился Михаил Бергер на наш звонок. Игорь Шабдурасулов, имя которого тоже появилось в Интернете в связи с отставкой Третьякова, сказал мне что, во-первых, с ним никто на эту тему не разговаривал, а во-вторых, он никогда бы не согласился на этот пост. Еще одно упоминаемое имя - Татьяна Кошкарева, работавшая в "Независимой газете" и возглавлявшая службу информации ОРТ в самый разгар жестокой и грязной предвыборной кампании 1999-го года. Вполне вероятно, что именно Кошкарева - тот самый человек, который возглавит новую "Независимую" и справится с поставленными Борисом Березовским новыми задачами. Отставка Третьякова, в каком-то смысле - закрепление прав владельца, с которым коллектив журналистов, владеющий 20 процентами акций, может соглашаться, а может не соглашаться и в этом случае отправиться работать в другое место. Другое дело, что собственно о журналистике, как о праве читателей получать достоверную и ответственную информацию, речь в этой истории опять не идет. Третьяков говорит о политическом решении, Березовский - о новых управляющих, которые должны добиваться прибыльности издания. Это желание Березовского не очень согласуется с его же недавними словами о том, что он никогда не занимался средствами массовой информации как бизнесом. Так что, новая "Независимая газета" - это проект все-таки политический.

Петр Вайль:

Борис Березовский, судя по его активности на телеканале ТВ-6 и теперь вот с перестановками в "Независимой газете", всерьез занялся вопросом средств массовой информации. Этой теме посвящена его статья, опубликованная в среду в одной из двух влиятельнейших американских газет - "Вашингтон Пост". С ее содержанием нас познакомит корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов:

Письмо Бориса Березовского продолжает дискуссию, которую начал на страницах Вашингтон Пост бывший издатель Герман Обермайер и продолжили журналисты Дэвид Хоффманн и Тара Сонненштайн. Обермайер рассказывает о том, что последние 10 лет он занимался консультированием российского газетного бизнеса, однако все его старания оказались тщетными. Российская пресса, пишет Обермайер, сама породила свои проблемы. Она остается составной частью структуры власти, а журналисты сплошь и рядом нарушают нормы профессиональной этики. И журналисты, и сами издания не считают предосудительным получение денег за открытую и скрытую рекламу, участвуют в избирательных кампаниях на стороне одного из кандидатов. Обермайер считает совершенно неправильной практику оказания американской помощи российской прессе - США, полагает он, должны обучать основам профессии не журналистов и редакторов, а студентов и преподавателей журналистики.

Дэвид Хоффманн и Тара Соненштайн пишут, что Обермайер отразил лишь часть проблемы, тем самым упростив ее. Газеты, говорят они, лишь часть сложной картины. Авторы, корме того, ссылаются на собственный опыт подготовки российских журналистов в рамках программ международной некоммерческой организации "Интерньюс". По мнению Хоффманна и Соненштайн, прогресс налицо - властям пришлось разгромить такое средство информации, как НТВ, потому что подчинить себе телекомпанию они не смогли. По мнению авторов, США должны удвоить свои усилия по оказанию профессиональной помощи российским журналистам.

В своем ответе на эти статьи, озаглавленном "Ключ к свободе слова в России" Борис Березовский пишет, что главная проблема российской прессы - скромные доходы от рекламы, которые не покрывают расходов, особенно в провинции. В итоге пресса зажата с двух сторон: источниками субсидий могут быть либо государство, которое рассматривает средства информации как орудие пропаганды, либо частные предприниматели, которых часто обвиняют в эгоизме. Вкладывая в подконтрольные ему средства информации десятки миллионов долларов ежегодно, Борис Березовский, по его словам, не компенсирует эти расходы и получает взамен лишь неприятности. Указывая на себя и на Владимира Гусинского как на примеры политической расправы, автор утверждает, что частный капитал не в силах бесконечно оказывать сопротивление государственной машине, приспособленной для уничтожения свободы слова. Наиболее уязвима региональная пресса. Борис Березовский одобряет американские программы помощи независимым средствам информации в России, однако, считает, что самым эффективным средством такой помощи было бы создание рынка рекламы для независимой прессы. По его подсчетам, такой проект, способный обеспечить финансовую самостоятельность российской прессы, обойдется американским налогоплательщикам всего лишь в 30 миллионов долларов в год. Эти деньги Березовский предлагает направлять неправительственным организациям в российских регионах, а те, в свою очередь, будут оплачивать некоммерческую рекламу, размещая ее в независимых средствах информации. Помимо поддержки прессы, эта схема будет способствовать формированию гражданского общества в России - заключает Борис Березовский свое письмо в "Вашингтон Пост".

XS
SM
MD
LG