Ссылки для упрощенного доступа

Что и почему сказал Владимир Путин в интервью американской газете "Уолл-Стрит Джорнел"?


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин и Ян Рунов - он беседовал с известным американским политологом, вице-президентом организации "Freedom House" Арчем Паддингтоном.

Петр Вайль:

Президент России Владимир Путин дал обширное интервью газете "Уолл-Стрит Джорнел". Во время двухчасового разговора с журналистами, состоявшегося в одном из парадных залов Кремля, российский президент высказался буквально по всем вопросам американо-российских отношений и основным проблемам внутренней политики его правительства. Подробнее - об этом интервью и реакции на него в Соединенных Штатах - наши нью-йоркские корреспонденты. Слово - Юрию Жигалкину:

Юрий Жигалкин:

Это интервью Владимира Путина было первым выступлением российского лидера в западной прессе после ставшего сенсационным доклада президента Буша о положении страны, где он причислил три государства, с которыми у России сложились теснейшие отношения, - Ирак, Иран и Северную Корею - к группе, составляющую ось зла, и предупредил о неизбежности борьбы с этим злом. "Уолл-Стрит Джорнел" подает интервью с Владимиром Путиным как первый недвусмысленный ответ Кремля на выступление президента Буша, рассматриваемое в некоторых российских кругах как афронт России.

Если судить по общему тону интервью президента России, то выяснение отношений с Соединенными Штатами, тем более, ссора, не в его планах, хотя он, как пишет "Уолл-Стрит Джорнел", попытался поставить знак "стоп" на пути некоторых планов Соединенных Штатов. "Мы, - заявил Владимир Путин, - против создания черных списков". Он признал существование иракской проблемы и заявил о готовности России поучаствовать в ее разрешении, но только посредством Организации Объединенных Наций. Россия и международное сообщество, по словам Владимира Путина, предоставило США свободу действий в Афганистане, но никто не пойдет на такой шаг в иракском и других случаях, ибо там нет никаких причин нарушать международно-признанные процедуры. Существует много способов разрешения этих проблем, сказал Владимир Путин, и военный вариант далеко не единственный, универсальный или лучший.

Это предупреждение Соединенным Штатам было лишь одним из серии заявлений президента России, сделанных в интервью, с помощью которых он пытался утвердить имидж России, государства, пусть ослабленного экономически, но продолжающего играть роль глобальной державы, намеренной следовать своим интересам и в том, что касается связей с режимами, враждебными США. Насколько работоспособным кажется такой подход известному американскому политологу вице-президенту организации "Freedom House" Арчу Паддингтону. С ним беседует Ян Рунов:

Ян Рунов:

Мистер Паддингтон, сегодня правительство России пытается быть в хороших отношениях с США и одновременно с Ираком, Ираном, Северной Кореей. Не придется ли сделать, в конце концов, выбор?

Арч Паддингтон:

Конечно, это зависит от разных обстоятельств. Не исключено, что США, несмотря на предупреждения Путина, все же придется начать войну против Ирака и без поддержки ООН, России и даже союзников НАТО - тогда предупреждение России останется очень весомым. Но если Бушу удастся создать антииракскую коалицию с Англией и даже с рядом мусульманских стран, а Россия к этой коалиции не присоединится, то она сама останется в изоляции. Но сейчас мы можем только гадать, потому что не знаем намерений президента США в отношении Ирака. Может быть, американское правительство ведет столь агрессивную кампанию угроз в адрес Ирака с целью побудить другие страны, и, прежде всего - Россию -оказать давление на Ирак, чтобы Саддам Хусейн согласился на возвращение инспекторов ООН и прекращение создания оружия массового уничтожения. Если России придется выбирать между США и Ираком, Путин, конечно же, предпочтет иметь другом США. Путин вряд ли заинтересован быть в одной упряжке со странами, в которых установлен режим репрессий и которые поддерживают терроризм. Это не в интересах России, и Путин это прекрасно понимает.

Юрий Жигалкин:

Заявив о стремлении следовать во внешней политике, прежде всего, российским интересам, президент Путин сделал, очевидно, сильный акцент на том, что он намерен сохранять тесные отношения с президентом Бушем и пытаться сблизить две страны. "Новый, очень высокий уровень доверия сформировался между бывшими соперниками по холодной войне, - сказал он. - И это доверие позволяет нам несмотря на любые различия избежать конфронтации".

Владимир Путин исподволь прошелся по тем в российском политическом истэблишменте, кто требует, чтобы Россия бросила вызов США на международной арене, сказав, что основное внимание должно быть привлечено к созданию надежной экономической системы, а не к тому, как поиграть мускулом на международной арене. С американским политологом Арчем Паддингтоном беседует мой коллега - Ян Рунов:

Ян Рунов:

Сторонники более жесткой линии считают, что Россия не должна кооперироваться с США, а должна вести, как они говорят, "самостоятельную политику". Верно ли Путин понимает, какая политика лучше для России, если она хочет оставаться одним из центральных игроков на политическом поле?

Арч Паддингтон:

России необходимо улучшить свою экономику. Советы, которые дают Путину сторонники жесткой линии, националисты и генералы, никак не помогут экономическому развитию России. Экономический рост России будет зависеть от степени ее интеграции в западную экономику, от экономических связей с США и Западной Европой. Я уверен, что Путин понимает, что хорошие отношения с США, особенно экономические, сегодня как никогда в интересах России.

Юрий Жигалкин:

Из внутренних проблем российский президент явно отметил одну - его отношения с олигархами, и почти откровенно сказал, что он готов с ними вести неустанную борьбу с использованием правоохранительных органов, поскольку как он сказал в интервью "Уолл-Стрит Джорнел", аресты бизнесменов, подозреваемых в преступлениях, улучшили отношения между людьми и государством. "Люди видят, что что-то делается". Вот как такую борьбу с олигархами оценивает Арч Паддингтон:

Арч Паддингтон:

Создание страны, которой правит закон, требует исполнения законов, а не всеобщего разгрома олигархов. Для многих на Западе действия Путина против олигархов истолковываются как личная месть тем, кто недружественно относится к самому Путину, тем, кто связан с предыдущим правительством - правительством Ельцина. Особенно негативно реагирует западная пресса на преследования олигархов, владеющих средствами массовой информации, так как это видится как расправа с оппозиционными СМИ. Получается, что преследования олигархов продиктованы политикой, а не экономикой и не борьбой с коррупцией. В такой стране, какой является Россия сегодня, нельзя говорить об экономике, работающей в рамках закона, и одновременно громить бизнесменов направо и налево. Необходимо разбирать дело каждого подозреваемого в нарушениях в соответствии с законом. Если нарушение обнаружено и доказано - тогда вступает в дело суд.

XS
SM
MD
LG