Ссылки для упрощенного доступа

Итоги международной конференции по Каспию в Москве


Аркадий Дубнов, Москва:

Участникам международной конференции в Москве так и не удалось выработать принципиально новый подход к урегулированию правовых проблем Каспийского моря. На закрытии конференции выступили заместители министров иностранных дел четырех прикаспийских государств - Ирана, России, Азербайджана и Казахстана. Пятая прикаспийская страна - Туркмения, как известно, не прислала своих представителей в Москву. Заместители министров попытались подвести итоги конференции, в которой помимо официальных представителей участвовало большое количество специалистов по международному, морскому и экологическому праву из многих стран. Вчера выступал и спецпредставитель госсекретаря США по Каспию Стивен Манн. Его присутствие подчеркнуло значение, которое представляет для Вашингтона каспийский регион, в первую очередь, его энергетические ресурсы. Это дало возможность спецпредставителю президента России по Каспию господину Калюжному даже пошутить, мол, Москва также рассматривает возможность ввести должность спецпредставителя по вопросам Великих американских озер, на что господин Манн ответил вполне миролюбиво: "Мы приветствуем такое внимание, но боюсь, что Россия опоздала с этим лет на 200".

Если же по существу, то конференция не обнаружила принципиально новых подходов к выработке юридического статуса Каспия. Россия, Казахстан, а также, в определенной степени, Азербайджан занимают схожие позиции, что подтверждается заключенными между ними в прошлом году двусторонними соглашениями по Каспию. Главная же проблема, как еще раз стало очевидно на московской конференции, состоит в жесткой позиции Ирана, не желающего отступать от своих прав как одного из двух наравне с бывшим СССР государств, монопольно распоряжавшихся Каспийским морем. Официальная позиция Иранка была без каких-либо изменений воспроизведена спецпредставителем Ирана по Каспию замминистра иностранных дел Мехди Сафари - Каспий должен оставаться в общем пользовании, то есть, необходимо вернуться к режиму кондоминиума, либо, если это невозможно, то море необходимо делать между прибрежными странами по справедливости на пять равных частей. А до тех пор Иран выступает категорически против освоения ресурсов на спорных территориях. Однако, то что не могли говорить иранские представители официально, высказывали профессора иранских университетов. Они откровенно ставили вопрос о необходимости вернуться на Каспии к режиму, существовавшему в советский период и определявшемуся советско-иранскими договорами 1921-го и 1940-го годов, как "самыми справедливыми" документами. Реалии последнего десятилетия, приведшие к образованию еще трех прикаспийских государств - Азербайджана, Казахстана и Туркмении, профессора хоть и не могли не признать, но отвергали право этих стран на такую же монополию вести дела на Каспии, какую имели СССР и Иран. Такого рода "претензии на справедливость" так же резко отметались, к примеру, азербайджанскими профессорами и экспертами. Баку исходит из сложившейся практики ресурсного освоения Каспия. Профессор Азербайджанского университета Рустам Мамедов заявил, что если бы президент Гейдар Алиев не заключил в 1994-м году так называемый "контракт века" с иностранными нефтяными компаниями, то никто бы сегодня серьезно и не занялся вопросом определения нового статуса Каспия.

Так или иначе, все предложения на конференции были выслушаны, но реальность такова, что все уповают теперь только на волю президентов пяти прикаспийских стран. Если они на своем саммите, который планируется в этом году провести в Ашхабаде, сумеют проявить политическую волю и найти компромисс, то каспийский тупик можно будет преодолеть. Но сегодняшняя конференция оставляет на это мало надежд.

XS
SM
MD
LG