Ссылки для упрощенного доступа

Слушания по альтернативному проекту текста Государственного гимна России в Думе


Корреспондент Радио Свобода Владимир Бабурин беседовал с депутатом Государственной Думы России Сергеем Юшенковым и писателем Владимиром Войновичем. Приводятся отрывки из написанного Владимиром Войновичем альтернативного текста Государственного гимна.

Ведущий итогового информационного часа Андрей Шарый:

В пятницу в Государственной Думе России звучал государственный гимн с текстом, но не Сергея Михалкова, а Владимира Войновича. Именно на этом варианте в будущий четверг, когда депутаты намерены рассматривать варианты текста гимна, собирается настаивать устроивший слушания парламентарий Сергей Юшенков. Рассказывает Владимир Бабурин:

Владимир Бабурин:

Автор альтернативного текста гимна Владимир Войнович сделал специальное заявление для прессы: "Некоторые считают мой текст смешным, но он не смешнее текста другого автора, готового услужить любому режиму. С достойным восхищения цинизмом он воспевает то Сталина, то Ленина, то Господа Бога. Цинична и власть, принимающая услуги такого сочинителя. И петь сочиненные им слова можно только цинично, без малейшего к ним уважения, а над всем, что недостойно уважения, можно и нужно смеяться, во всяком случае, до тех пор, пока это не запрещено уголовным кодексом. Когда будет запрещено -станет еще смешнее"...

... Сегодня усердно мы Господа славим
И Ленину вечную славу поем.
Дзержинского скоро на место поставим
Тогда уж совсем хорошо заживем.
Всем выдадим всё: офицерам - квартиры
Шахтерам - зарплату, почет - старикам
А злых террористов замочим в сортире
Врагам-олигархам дадим по мозгам...

(Из текста Владимира Войновича)

Владимир Бабурин:

Альтернативный проект, который в четверг будет рассмотрен палатой, предложил Сергей Юшенков. Ему не впервой подобным образом эпатировать коллег. Правда, раньше, даже еще не в Охотном Ряду, а в бывшем Белом Доме, который был тогда Верховным советом РСФСР, это делал мифический депутат Егор Шугаев, автор проекта закона о наследственном депутатстве, внесенный во все депутатские справочники, но отвечавший по служебному телефону Юшенкова голосом Юшенкова. В пятницу Сергей Юшенков провел то, что называется модным ныне словом "презентация". Журналистам был представлен гимн на слова Войновича, после чего Юшенков и Войнович ответили на вопросы Радио Свобода.

Сергей Николаевич, вы, наверное, прекрасно понимаете перспективы вашего предложения... Тут ваш председатель -господин Селезнев жаловался, что Госдума не успеет рассмотреть за сессию и трети всех законопроектов, которые планируется... Тем более, что запрос внесен не мифическим депутатом Егором Шугаевым, что было бы естественно, а заместителем председателя Комитета по безопасности Сергеем Юшенковым - зачем?

Сергей Юшенков:

С моей точки зрения, слова Владимира Войновича в большей мере соответствуют тем реальностям, которые сегодня есть в нашей стране, они отражают историю страны. Некоторые говорят, что это написано с чувством юмора, но жизнь - она без юмора и не бывает, а разве не юмор, когда принимают в качестве гимна музыку Александрова, которая была фактически написана как гимн большевиков, и к тому же, уже доподлинно известно, что это, фактически, музыка, которая является плагиатом немецкого композитора, потом одного русского композитора, надерганы из этих мелодий разные музыкальные фразы, и так получился этот так называемый гимн. Кроме того, разве серьезно шло обсуждение этого гимна и вообще российской символики? Очевидно, что это был такой диктат со стороны Кремля. В данном случае этот диктат очень нравился коммунистической фракции, она вообще давно является по отношению к Кремлю лояльной фракцией, и они с помощью большинства подавили голос меньшинства - он не звучал в Государственной Думе. Мы не вносили тогда альтернативных законопроектов - просто не успели. И никто не успел высказать свое отношение к тем законопроектам, которые были внесены в Государственную Думу, но в данном случае такая возможность есть. Вот если я внес альтернативный проект - мы с Владимиром Николаевичем говорили на эту тему, он дал согласие, чтобы действительно могли внести его слова в качестве альтернативы словам Михалкова. И я вообще думаю, что слова Михалкова вообще смехотворны, я согласен с Владимиром Николаевичем, который их назвал смехотворными. Я уж не говорю о различных политических достоинствах, там и несовпадения музыкальных фраз, и слов - они очевидны. Но это уже как бы придирки, может быть, но по смыслу своему в словах Михалкова какая-то эклектика. "Господь Бог" там, и вообще, не поймешь, что все вместе в одну кучу собрано, и не соответствует нашим ни ценностям, ни тем реальностям, которые уже сложились. Поэтому я полагаю, что кто-то должен был поднять голос протеста против и этих слов, и этой музыки, и вообще против такого порядка навязывания Думе соответствующих законопроектов.

Владимир Бабурин:

Владимир Николаевич, наверное, только ленивый, когда принимался этот новый-старый гимн, не вспомнил, что Василий Аксенов еще лет 15-20 назад предсказал в одной из своих книг, что Михалков в третий раз перепишет гимн. И пока, может быть, слава Богу, никто еще не вспомнил, что вы в своей книге "Москва 2042" предсказали, что будет новая партия, которая будет называться КПГБ - "Коммунистическая Партия Государственной Безопасности". Но вот партия госбезопасности уже практически налицо, а то что она не КП -это, по-моему, не имеет решающего значения...

Владимир Войнович:

А, по-моему, она КП. Она самая настоящая Коммунистическая Партия Государственной Безопасности, потому что от коммунистических идеалов они не отошли в том виде, в каком они их исповедовали. И, кроме того, они, естественно, были членами КПСС - это нормально. Но, кроме того, у них есть явная тенденция вернуться ко всей атрибутике советского времени, одобренной советской властью, так что, по-моему, буквы КП на месте...

Владимир Бабурин:

Мы с вами в первый раз беседовали больше 10 лет назад, и тогда вы высказывали такую робкую надежду, что страна к 42-му году XXI века не дойдет до того состояния, которое вы описали в своей книге. Прошло 10 лет, прошел один год правления Путина - Россия стала ближе к 42-му году в вашем варианте?

Владимир Войнович:

Вы знаете, мне недавно позвонил один человек и сказал: "Так она уже дошла до 42-го года, вы ошиблись только в дате, потому что надо было назвать "Москва 2001". Она, конечно, по тому экономическому состоянию еще не дошла, но, во всяком случае, мы уже имеем президента, который был разведчиком, который говорит на хорошем немецком языке - у меня ведь на немецком, а не на турецком и не на английском, говорит будущий президент - и, в общем, он уже движется довольно быстрыми шагами к званию "гениалиссимуса", потому что все слова, которые он скажет, повторяют, и повторяют, в общем-то, с восторгом... Хотя, вот, кстати, насчет гимна - когда еще обсуждали и музыку, и слова то говорили, что "большинство за этот гимн". Вопрос вообще был поставлен неправильно, потому что надо было бы тогда спросить - против гимна Александрова, как говорили - я не знаю - 30 процентов, а сказали бы, сколько процентов будет против гимна на музыку Глинки? Кто будет с отвращением относиться? Где будут те русофобы, которые не встанут при музыке великого русского композитора Глинки? Одного мы в Думе видели - Шандыбин - он не вставал, но таких, я думаю, нашлось бы не 30 процентов, а, может, полпроцента.

Владимир Бабурин:

Сергей Николаевич, совсем недавно Дума обсуждала закон о политических партиях, тоже был и ваш альтернативный проект, насколько я знаю, некоторые депутаты к вам до обсуждения подходили и говорили: "Да, мы вас очень поддерживаем, мы согласны, но голосовать будем за президентский". Сейчас, наверное, ситуация будет такая же и даже еще хуже? Есть смысл копья ломать?

Сергей Юшенков:

Да, конечно, всегда он есть. Быть в положении людей, которые ждут, когда придет верховный начальник и скажет: "Я знаю, как надо поступать, поступайте, как я вам скажу", - я не хочу!

...Символику примем, заплатим налоги,
И - к светлой заре по прямому пути.
Вот только б опять дураки и дороги
Нам не помешали до цели дойти.

(Из текста Владимира Войновича)

XS
SM
MD
LG