Ссылки для упрощенного доступа

Кавказ, опасный для жизни


Кому мешал ректор Института теологии Максуд Садиков?
Кому мешал ректор Института теологии Максуд Садиков?
Расследование убийства ректора Дагестанского института теологии Максуда Садикова и его племянника Залимхана Мусаева взято на контроль Главным следственным управлением Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу. Это преступление продолжило серию нападений на религиозных и общественных деятелей на Северном Кавказе: по разным подсчетам, с начала 2010 года убиты не менее 12 человек, причем девять из них – в Дагестане.

Максуд Садиков и его племянник были застрелены неизвестными вечером 7 июня в Махачкале у дома, где жил Садиков, недалеко от Духовного управления мусульман Дагестана. О реакции дагестанского общества на случившееся рассказал Радио Свобода главный редактор махачкалинской газеты "Черновик" Биякай Магомедов:

– Официальной позиции духовного руководства вроде бы пока нет. Но большинство в Дагестане склоняется к тому, что за этими убийствами стоит некае "третья сила", которая хочет спровоцировать конфликт, и что это не в интересах ни представителей салафитского сообщества, ни представителей других течений ислама, которые якобы противоборствуют. Говорят даже, что это работа спецслужб. Со стороны официального духовенства тоже такие версии выдвигаются. Почему? Потому что ни одно дело об убийстве религиозных деятелей еще не передано в суд, ни один убийца не пойман, никто не понес наказания. Это показывает, что действуют какие-то силы, которые способны к сверхмощной конспирации.

– Чего они хотят добиться этими убийствами?

– Скорее всего, цель одна – дестабилизировать ситуацию, – полагает Биякай Магомедов.

Максуд Садиков 19 мая был в числе участников встречи в Махачкале первого замруководителя администрации президента Владислава Суркова с представителями духовенства республики. О возможных политических последствиях убийства ректора Дагестанского института теологии размышляет эксперт по проблемам Северного Кавказа Константин Казенин:

– Мы не знаем пока, кто совершил это преступление. Кстати говоря, Садиков был ректором крупного вуза. На Кавказе это всегда фигура очень заметная. И людей, способных предъявить ему какие-то претензии, может оказаться очень много...

Всех волнует вопрос, какими могут быть последствия этого убийства. Дело в том, что сейчас в Дагестане предпринимаются попытки начать диалог между разными направлениями ислама. Во многом этому способствует республиканская власть: это один из важных пунктов программы президента Дагестана Магомедсалама Магомедова. В Дагестане есть представители разных течений ислама, которые при этом готовы существовать в нормальном правовом поле. Убийство Садикова, безусловно, отразится (причем, отразится крайне негативно) на только-только начинающемся диалоге. Потому что, конечно, Садиков был человек в республиканском исламе не последний. Он ассоциировался с так называемым "традиционным" в Дагестане суфийским исламом. То есть ассоциировался с одной из сторон в дагестанском внутриисламском конфликте и в возможном диалоге, который там пытаются начать, – отмечает Константин Казенин.

Последним резонансным преступлением из того же разряда, что убийство Максуда Садикова, было убийство 26 мая нынешнего года декана факультета осетинской филологии университета во Владикавказе Шамиля Джигкаева. Народный поэт Северной Осетии, Джигкаев был признанным духовным авторитетом, говорит обозреватель Радио Свобода Олег Кусов:

– Он не функционер и не чиновник, он представитель творческой интеллигенции Северной Осетии. Как общественный деятель, он заявлял о себе довольно-таки ярко. Он был одним из тех, кто стоял во главе национального – не националистического, а именно национального – движения Северной Осетии, начиная еще с горбачевского периода. Исламисты убивали этого человека в расчете на большой резонанс…

Олег Кусов не сомневается, что за убийствами общественных и религиозных деятелей на Северном Кавказе стоит радикальная исламская оппозиция, но предлагает задуматься о социальных корнях этого явления. Серия убийств известных людей свидетельствует о всё увеличивающемся разрыве между населением кавказских республик, которое борется за выживание, и региональными элитами, убежден Олег Кусов:

– Я не думаю, что стоит увлекаться теорией заговоров. Все-таки нужно искать причину в другой области. Гораздо важнее разобраться в том, почему простой народ на Северном Кавказе очень легко завлекаем, особенно молодежь, в эти ваххабитские сети. Вся проблема в том, что ислам сегодня на Кавказе рождается заново. Советские муфтии потеряли авторитет, потому что, по мнению верующих, далеко ушли от духовных ценностей в сторону власти, они стали придатком власти. Новая поросль – не всегда здравая. Она приходит на Кавказ, преломляясь через многие его постсоветские и межнациональные проблемы, и приобретает не всегда нормальные формы, зачастую уродливые. Вот с одной стороны – эта новая поросль, не свободная от чужого влияния, незрелых радикальных идей. А с другой стороны – официальная духовная бюрократия которая уже потеряла авторитет.

Взять, допустим, муфтия Чечни. Неужели он согласен с тем образом жизни, который ведет нынешний глава Чечни Рамзан Кадыров, с его стилем правления? Думаю, что если в душе и не согласен, то никогда об этом вслух не скажет. А вот радикальные исламисты не согласны и говорят. Но, поскольку их никто не слышит, они прибегают к оружию.

Когда одно ушло, а другое еще нормально не пришло, это и рождает большую проблему, это и рождает убийства, радикальные выступления. Или с одной, или с другой стороны вырываются авторитеты духовные, которые многих не устраивают. То есть это – постсоветская болезнь. Как только советское прошлое уйдет с Северного Кавказа и на его место придет здравая кавказская идея – или объединительная, или какая-то другая, – вот тогда она потеснит радикальную исламистскую идею и исламисты не смогут так себя вольготно чувствовать на этой территории, – прогнозирует Олег Кусов.

Тем временем к расследованию убийства Максуда Садикова, сообщает агентство "Интерфакс", подключились криминалисты Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу. Приоритетная версия следственных органов: причина убийства - профессиональная и общественная деятельность ректора махачкалинского Института теологии.
  • 16x9 Image

    Виталий Камышев

    Обозреватель Радио Свобода. Сотрудничает с радиостанцией с 1997 года. Работал в журнале " The New Times",  газете "Аргументы и факты", был постоянным автором газеты "Русская мысль" (Париж) в 1995-2000гг.
XS
SM
MD
LG