В конкурсной программе "Кинотавра" есть несколько фильмов, которые вызывают вопросы.
Один называется "Летит", его сняли Сергей Швыдкой и Фуат Ибрагимбеков. Это такое пустое кино о пустых людях - телевизионной тусовке. По окончании просмотра никаких сомнений в том, что относительно юные дарования не однофамильцы, а родственники Михаила Швыдкого и Рустама Ибрагимбекова, уже не оставалось. Иначе сложно объяснить, отчего эта картина сделана на "Мосфильме", глава "Мосфильма" Карен Шахназаров оказался в сопродюсерах, Министерство культуры поддержало этот проект, а отборщики "Кинотавра" взяли его в основной конкурс.
Следующий фильм - "Безразличие" Олега Фленгольца. Снимался аж 20 лет. И, пожалуй, самое в нем интересное - это Федор Бондарчук 20 лет тому назад. Играет он лирического героя, и узнать в нем нынешнего Федора Бондарчука можно только по голосу и, возможно, по паре мимических гримас, да и то если сперва прочитать его фамилию в титрах. Вторая приманка в картине - Александр Баширов, выступающий в роли спутника главного героя. Александр Башаров, кстати, замечательно ответил на вопрос, что объединяет персонажей, которых он играет в разных фильмах. "Они, - сказал он, - сострадальцы". В фильме даже есть сюжет - любовный треугольник и месть ревнивца. Но ясно, что история затевалась не ради сюжета. Это, что называется, подарок для киноманов, которые увидят Москву 60-х, снятую с такой теплой иронией, с которой лидеры ленинградского параллельного кино 80-х могут относиться к фильмам Хуциева и Данелии. Увидят Москву - и послушают музыку, стилизованную под киномелодии 60-х. Можно увлеченно обсуждать, есть ли в "Безразличии" черты сходства с "Иглой" Рашида Нугманова или больше со второй версией фильма, "Игла. Ремикс". "Безразличие" - это что-то вроде стенгазеты, сделанной одаренными людьми, которые до сих пор не выросли из штанишек ленинградского андеграунда. Они получают удовольствие, видимо, от самого процесса работы и только сами понимают, что хотели сказать, если вообще хотели. Сочиняют они вроде бы киноязык, который большинству людей недоступен - и, мало того, неинтересен.
Третий конкурсный фильм - "Суходол", единственная в программе экранизация классики, а именно - повести Бунина. Сняла его очень молодая женщина Александра Стреляная. Банально, в общем, рассуждать о том, что проза Бунина непереводима на язык кино, или для этого нужен переводчик, конгениальный Бунину. Но можно было, по крайней мере, честно перенести на экран историю крепостной девочки, которая полюбила своего барина. Однако даже эта простая задача не заинтересовала режиссера-дебютанта: ее увлекли игры в языческую обрядовость, мистику и этнику. В итоге получилось нечто вроде этнографического музея, в котором нет ни одной подлинной вещи, а вместо живых бунинских людей - сплошь ряженые да юродивые. О глубокой и страшной сути бунинского "Суходола" говорить, конечно, не приходится.
И, наконец, еще один фильм конкурсной программы называется "Упражнения в прекрасном" Виктора Шамирова. Шамиров - театральный режиссер, и картину он снял о театральной антрепризе, кочующей по российской провинции. Сперва репризы кажутся смешными, потом их количество зашкаливает, шутки перестают веселить. Актеры кажутся пошляками, пьяницами, гуляками, глупцами и завистниками. Старшим коллегам вроде противостоит студентка театрального института, которая еще верит в идеалы. Но, честно говоря, в это совсем трудно поверить зрителям: младшее поколение российских артистов, если за ним понаблюдать, кажется куда более циничным, чем их взрослые товарищи. Когда-то Леонид Филатов снял фильм "Сукины дети" про великих актеров великого театра. Теперь вот Виктор Шамиров предложил "Упражнения в прекрасном". И если дистанция между артистами в фильме Леонида Филатова и современными актерами действительно так велика, то это знак беды. И если реальность и впрямь такова, то она должна стать материалом для очень серьезного высказывания. А получилось так, что худшие свойства антрепризных постановок присущи самому фильму Шамирова, рассказывающему про антрепризные постановки.
Один называется "Летит", его сняли Сергей Швыдкой и Фуат Ибрагимбеков. Это такое пустое кино о пустых людях - телевизионной тусовке. По окончании просмотра никаких сомнений в том, что относительно юные дарования не однофамильцы, а родственники Михаила Швыдкого и Рустама Ибрагимбекова, уже не оставалось. Иначе сложно объяснить, отчего эта картина сделана на "Мосфильме", глава "Мосфильма" Карен Шахназаров оказался в сопродюсерах, Министерство культуры поддержало этот проект, а отборщики "Кинотавра" взяли его в основной конкурс.
Следующий фильм - "Безразличие" Олега Фленгольца. Снимался аж 20 лет. И, пожалуй, самое в нем интересное - это Федор Бондарчук 20 лет тому назад. Играет он лирического героя, и узнать в нем нынешнего Федора Бондарчука можно только по голосу и, возможно, по паре мимических гримас, да и то если сперва прочитать его фамилию в титрах. Вторая приманка в картине - Александр Баширов, выступающий в роли спутника главного героя. Александр Башаров, кстати, замечательно ответил на вопрос, что объединяет персонажей, которых он играет в разных фильмах. "Они, - сказал он, - сострадальцы". В фильме даже есть сюжет - любовный треугольник и месть ревнивца. Но ясно, что история затевалась не ради сюжета. Это, что называется, подарок для киноманов, которые увидят Москву 60-х, снятую с такой теплой иронией, с которой лидеры ленинградского параллельного кино 80-х могут относиться к фильмам Хуциева и Данелии. Увидят Москву - и послушают музыку, стилизованную под киномелодии 60-х. Можно увлеченно обсуждать, есть ли в "Безразличии" черты сходства с "Иглой" Рашида Нугманова или больше со второй версией фильма, "Игла. Ремикс". "Безразличие" - это что-то вроде стенгазеты, сделанной одаренными людьми, которые до сих пор не выросли из штанишек ленинградского андеграунда. Они получают удовольствие, видимо, от самого процесса работы и только сами понимают, что хотели сказать, если вообще хотели. Сочиняют они вроде бы киноязык, который большинству людей недоступен - и, мало того, неинтересен.
Третий конкурсный фильм - "Суходол", единственная в программе экранизация классики, а именно - повести Бунина. Сняла его очень молодая женщина Александра Стреляная. Банально, в общем, рассуждать о том, что проза Бунина непереводима на язык кино, или для этого нужен переводчик, конгениальный Бунину. Но можно было, по крайней мере, честно перенести на экран историю крепостной девочки, которая полюбила своего барина. Однако даже эта простая задача не заинтересовала режиссера-дебютанта: ее увлекли игры в языческую обрядовость, мистику и этнику. В итоге получилось нечто вроде этнографического музея, в котором нет ни одной подлинной вещи, а вместо живых бунинских людей - сплошь ряженые да юродивые. О глубокой и страшной сути бунинского "Суходола" говорить, конечно, не приходится.
И, наконец, еще один фильм конкурсной программы называется "Упражнения в прекрасном" Виктора Шамирова. Шамиров - театральный режиссер, и картину он снял о театральной антрепризе, кочующей по российской провинции. Сперва репризы кажутся смешными, потом их количество зашкаливает, шутки перестают веселить. Актеры кажутся пошляками, пьяницами, гуляками, глупцами и завистниками. Старшим коллегам вроде противостоит студентка театрального института, которая еще верит в идеалы. Но, честно говоря, в это совсем трудно поверить зрителям: младшее поколение российских артистов, если за ним понаблюдать, кажется куда более циничным, чем их взрослые товарищи. Когда-то Леонид Филатов снял фильм "Сукины дети" про великих актеров великого театра. Теперь вот Виктор Шамиров предложил "Упражнения в прекрасном". И если дистанция между артистами в фильме Леонида Филатова и современными актерами действительно так велика, то это знак беды. И если реальность и впрямь такова, то она должна стать материалом для очень серьезного высказывания. А получилось так, что худшие свойства антрепризных постановок присущи самому фильму Шамирова, рассказывающему про антрепризные постановки.