Ссылки для упрощенного доступа

Старики вынесли сор из избы


Кадр из видеообращения, в котором обитатели дома престарелых рассказывают о своей тяжелой жизни
Кадр из видеообращения, в котором обитатели дома престарелых рассказывают о своей тяжелой жизни
Прокуратура Приморского края проводит проверку информации о жестоком обращении с жильцами дома престарелых в пригороде Владивостока. Накануне в интернете появился видеоролик, в котором пятеро сбежавших из дома-интерната пожилых людей рассказывают о тяжелых условиях жизни, жестокости персонала и мошенничестве руководства учреждения. Дирекция дома престарелых заявляет, что информация ложная, и намерена обратиться в суд.

В редакцию приморской газеты "Арсеньевские вести" жильцы дома-интерната Владивостока обратились за помощью. Четыре старика и молодой инвалид рассказали журналистам о своем бесправном положении:

– Сначала к нам пришел вот этот Володя. Пожаловался, что у него отбирают всю пенсию, заставляют работать по 12 часов и платят всего лишь 300 рублей в месяц. По его словам, когда он возмутился, его посадили в изолятор, стали колоть какие-то лекарства – и в конце концов отправили в психушку. Он понял, что его жизнь в опасности, и попросил разрешения какое-то время побыть у нас. Когда жители интерната узнали, что Володя в редакции газеты, к нам стали приходить другие люди с теми же проблемами. Жалуются на одно и то же: фактическое рабство, которое там существует; наказание за любое непослушание – изолятор, уколы, а то и помещение в психушку… Мы очень много лет занимаемся этой проблемой, и много раз мы о ней говорили, но безрезультатно. А проблема, мы уверены, касается не только Владивостока, но и всей страны. Мы хотели поднять эту проблему на самом высоком уровне, – рассказывает главный редактор газеты Ирина Гребнева.

На публикации региональной прессы краевые чиновники реагируют слабо или вообще никак. Так же, как и прокуратура, куда не раз обращались журналисты с просьбой прореагировать на критический материал. Поэтому журналисты и предложили "старикам-беглецам" рассказать все на видеокамеру. Расчет был на то, что огласка на всю страну взбодрит чиновников. Вот так вся Россия услышала стариков, сбежавших из приморского дома ветеранов:

"Я проживаю в интернате с 16 июля 2010 года. И с самого первого дня меня поразило то, что в комнатах не только неуютно, но ремонт не делался более 9 лет. Стены все отсырели, опадает штукатурка. В 218-й комнате проживает тяжело больная Валентина Ивановна. Когда утром она встает, у нее все постельное белье в осыпавшейся штукатурке. Директор, господин Логачев, предлагает всем проживающим ремонт делать только за свой счет. На собрании в 7-м отделении зам. директора Московский кричал: "Я вас заставлю вообще работать бесплатно!.."

На интернет власти отреагировали. Скупо, но прокомментировал ситуацию директор интерната Виктор Логачев:

– Все, что излагалось и в заявлениях, и в обвинениях, которые выдвигали в наш адрес люди, выступающие на Youtube, проверялось. Ни один из факторов не подтвердился…

Между тем, прокуратура Приморья, как сообщила старший помощник прокурора Елена Телегина, приступила к проверке фактов, изложенных в видеообращении.

Это не первый скандал, связанный с Седанкинским домом интернатов для ветеранов. Предыдущий директор этого заведения попал под суд: Юрий Синкевич был обвинен в махинациях с квартирами, которые отчуждал у стариков в пользу сотрудников дома-интерната. Директора признали виновным в мошенничестве и превышении должностных полномочий, он был приговорен к семи годам лишения свободы.

Типична ли история, произошедшая в Седанкинском доме-интернате для ветеранов? На этот и другие вопросы Радио Свобода отвечает директор регионального общественного фонда помощи престарелым "Доброе дело", врач-геронтолог Эдуард Карюхин:

– Такая ситуация довольно типична. Видимо, просто в этот раз произошло нечто такое, что вынудило престарелых людей к крайним мерам – бежать из этого социального учреждения, ставшего, видимо, тюремным по образу жизни. Многое зависит от способности администрации таких интернатов предупреждать подобные случаи. Часто в коллективах этих учреждений процветает грубость, права пожилых клиентов ущемляются. Здесь нужна не только мудрость руководства, но и нормативные решения, которые бы нормализовали внутренний устав и порядок жизни в этих учреждениях.

– Какова роль администрации домов-интернатов? Что представляют собой подобные учреждения?

– Это, по сути, закрытые учреждения, где директор является царем и богом – и для подопечных, и для сотрудников. Закрытость и бесправие приводят к таким вопиющим, страшным фактам.

– С какими нарушениями, допускаемыми руководством и персоналом домов престарелых, вам приходилось сталкиваться?

– Грубость персонала, скрытые и явные формы дискриминации. Это не выносится на общественное обозрение. В силу немощи, зависимости пожилых людей, они не могут предать это огласке.

– Что должны сделать власти для исправления ситуации?

– Геронтологи много лет говорят и пишут о том, что в стране нет представительства интересов пожилых людей на законодательном и исполнительном уровнях. Вообще отсутствуют структуры, которые призваны упорядочивать, гармонизировать жизнь пожилых людей – и в местном сообществе, и в государстве. Мы изучаем опыт зарубежных коллег, которые работают в интернатах для престарелых. Там имеются так называемые хартии, или декларации, прав подопечных социальных учреждений. У нас такой системы нет, поэтому творится то, что творится. То, что предается гласности – страшно. Но ведь очень много не менее страшного, о чем общество не знает.
XS
SM
MD
LG