Ссылки для упрощенного доступа

Нацисты осуждены - нацизм остается


Российские неонацисты
Российские неонацисты
В Петербурге суд приговорил к пожизненному заключению одного из лидеров националистического подполья Алексея Воеводина. По версии следствия, в 2003 году подсудимый, а также другой видный ультраправый активист Дмитрий Боровиков, убитый позднее при задержании, создали националистическую экстремистскую преступную группу.

Всего по делу проходили 14 человек. В мае коллегия присяжных признала их виновными в серии убийств, в том числе граждан Сенегала, Узбекистана и КНДР, а также ученого Николая Гиренко.

Это самый громкий процесс над националистами, который когда-либо проходил в Петербурге, он длится 7 лет. Коллегия присяжных в мае 2011-го признала виновными 12 из 14 подсудимых. Были оправданы Андрей Малюгин и Павел Гусев. Николай Павленко, Андрей Конаков, Дмитрий Ерофеев и Ярослав Воробьев получили от 2 до 8 лет условно. К пожизненным срокам приговорены Алексей Воеводин и Артем Прохоренко. Именно они проходили по убийству ученого-этнолога Николай Гиренко.

Однако у тех, кто следил за процессом, осталось много вопросов. Известно, что не правоохранительные органы, а именно журналисты из Агентства журналистских раследований (АЖУР) способствовали тому, чтобы эти люди были арестованы. Никто не объяснил, как могло случиться, что "приговор", вынесенный ультра-правыми Николаю Гиренко, был опубликован в интернете. Кроме того, эксперты говорят, что, в принципе, движение, представители которого оказались на скамье подсудимых, гораздо шире, чем могло показаться в ходе процесса.

Показательно, что на процессе очень уверенно вели себя и сами подсудимые, и группа их поддержки. Эти "болельщики" являлись практически на каждое заседание, был они и во время оглашения приговора. Правда, зачитан приговор был в таком темпе, что никто не успел себя проявить. Но когда он был уже зачитан полностью, члены группы поддержки встали, выбросили руку вперед и прокричали "Слава России!" Кстати, Алексей Воеводин имел в своей банде кличку "СВР" - "Сделано в России". Такая же наколка у него на голове.

О влиянии, которое может оказать приговор участникам банды Воеводина-Боровикова на ситуацию с ультраправым экстремизмом в России, рассуждает директор информационно-аналитического центра СОВА Александр Верховский.

- Приговор сам по себе не может оказать решительного влияния, но сама последовательность такого правоприменения, думаю, оказывает отрезвляющее действие. Люди, которые ненавидят других людей по тем или иным идейным соображениям, могут хотя бы воздержаться от насильственных крайностей, подумав о судьбе Воеводина.

- Часто говорят о том, что российские власти не борются, а иногда даже тайно поддерживают националистическое подполье.

- Насчет тайной поддержки мне всегда казалось довольно сомнительным. Хотя и боролись с этим очень слабо. В последние годы эта борьба становится все более и более серьезной. Но такие дела всегда в некотором роде недорасследованы. Несомненно, эта группа совершила больше преступлений, чем значится в приговоре, хотя и тех, что значатся, хватило для значительных сроков. Если бы было расследовано все и должны образом, то количество осужденных было бы больше.

- С чем связана "недорасследованность"?

- На этот вопрос ответить непросто. Бывают затруднения с доказательствами. В таких делах, по прошествии длительного времени, когда фактически не остается уже вещественных доказательств, многое основывается на показаниях свидетелей. А свидетели здесь зачастую - соучастники. Человек дал показания, а потом взял свои слова обратно. Такое бывает. В сегодняшнем процессе деятельность банды была расследована, в общем, неплохо. Бывали совсем провальные случаи.

- Можно ли дать какую-то оценку общей ситуации с ультраправым экстремизмом в России? Он пошел на спад по сравнению с тем, что было несколько лет назад?

- На спад пошло количество убийств, совершаемых ультраправыми. Наиболее серьезные преступные группы разгромлены. Большая часть актива либо под следствием, либо уже осуждена. Но, несомненно, подрастает новое поколение, которое продолжит эту деятельность. Движение как таковое не пошло на спад. Оно меняет форму, адаптируется к новым обстоятельствам. Настроения в обществе ксенофобские, поэтому остается этот боевой авангард типа групп Воеводина-Боровикова. Просто будут появляться новые группы. И это не дело полиции, она может только пресекать крайности. И на том спасибо, что она это делает.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG