Ссылки для упрощенного доступа

Юбилейные проблемы ШОС


Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев в Астане
Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев в Астане
15 июня в Астане начинаются официальные мероприятия саммита Шанхайской организации сотрудничества – лидеры стран-членов ШОС, в том числе и президент России Дмитрий Медведев, прибыли в казахскую столицу накануне. После саммита в Астане российский президент проведет сразу несколько встреч с китайским лидером Ху Цзиньтао.

Сразу два юбилея – 10 лет Шанхайской организации сотрудничества и 10 лет большому российско-китайскому договору о дружбе и сотрудничестве – без сомнения, будут поводом для пышных приемов и речей. В Астане главами шести государств, входящих в ШОС, будут рассмотрены вопросы безопасности, борьбы с наркотиками и экономической кооперации. Однако, что касается безопасности и экономики, то есть двух направлений, ради развития которых ШОС и создавалась, то тут, по словам эксперта аналитического мониторинга Леонида Гусева, праздновать особенно нечего:

– На этом юбилейном саммите ШОС должна быть принята новая наркотическая стратегия. В 2004 году уже принималась стратегия, согласно которой планировалось строительство антинаркотического кордона по периметру границ с Афганистаном. К сожалению, ничего этого не было сделано.

Что касается экономического сотрудничества, то здесь вообще нет особых подвижек. Здесь все происходит на двухстороннем уровне. К 2009 году, как общее ШОСовское дело, было записано строительство двух дорог через Казахстан в Россию, которые были бы построены и без ШОС. Такие проекты, например, как казахстанско-китайский нефтепровод (первая, вторая очередь) или трансазиатский газопровод через Туркмению, Узбекистан и Казахстан в Китай – все это было сделано на двусторонней основе, и вполне могло бы состояться и без ШОС.

На встречу ШОС в качестве наблюдателей приедут лидеры Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, а также президент Афганистана Хамид Карзай, который, по словам Леонида Гусева, стремится попасть в организацию, в которой его не слишком ждут:

– Афганистан в лице Хамида Карзая сейчас пытается подать заявку на то, чтобы стать страной-наблюдателем ШОС. Пока что Афганистан юридически не входит в ШОС, и непонятно, согласятся ли страны-члены ШОС на его вхождение. Очевидно, что это страна с огромным количеством проблем, с непонятным статусом, который станет еще менее понятным после 2014 года, когда планируется вывод войск коалиции из Афганистана. К тому же – что греха таить – 96-97% всех наркотиков опиумной группы во всем мире поставляется именно из Афганистана. Поэтому принимать такую страну даже в качестве наблюдатели уже чревато определенными последствиями.

После саммита ШОС Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао проведут целый ряд двусторонних встреч, сначала в Астане, а потом в Петербурге, куда отправятся на ежегодный экономический форум. Директор Центра стратегических исследований Китая Алексей Маслов отмечает, что, хотя страны и называют друг друга стратегическими партнерами, партнерство это развивается в основном по сырьевому пути:

– Встреча глав государств стран ШОС так же, как и встреча Медведева и Ху Цзиньтао проходит в тот момент, когда российско-китайские отношения вышли на довольно ровный уровень. Никакого резкого рывка за последний год не произошло, зато довольно четко обозначились интересы обеих стран. Дальнейшее развитие Китая во многом будет обусловлено готовностью России открывать свои ресурсы для энергетического роста Китая. Если Россия не сможет обеспечивать Китай достаточным количеством энергетических ресурсов, прежде всего, нефти, то рост Китая может притормозиться. И хотя Китай имеет и других партнеров-поставщиков, прежде всего, Казахстан, а также частично Канаду и страны Залива, российская нефть для него все же оказывается наиболее удобной для поставок. Известно, что Россия поставляет в Китай нефть по значительно более низкой цене, чем среднемировая. Скорее всего, на ближайшей встрече Медведев будет предлагать Ху Цзиньтао целый ряд пакетных соглашений в области совместного развития технологий, наращивания обмена в сфере информационных ресурсов. Здесь важно то, откликнется ли Китай на все эти интересные предложения.

Однако есть и гораздо более жесткие оценки плюсов и минусов российско-китайского сотрудничества. Профессор Института стран Азии и Африки Виля Гельбрас сетует на то, что российский Дальний Восток в недалеком будущем может действительно по факту стать китайским, и от встреч Дмитрия Медведева и Ху Цзиньтао ничего хорошего не ждет:

– Я знаю, чем закончились встречи недавнего времени – было согласовано развитие Восточной Сибири и Северо-Восточного Китая. В результате этой договоренности 94 серьезных месторождения угля, железа, золота, редких металлов будут разрабатываться Китаем (я уже не говорю о лесоразработках). Сырье, добываемое в России, будет доводиться до кондиции на предприятиях Северо-Восточного Китая. Практически вся Восточная Сибирь отдается на откуп Китаю. Что они еще придумают – я не знаю. Но на данном этапе то, о чем они договорились, чревато очень серьезными последствиями для России. Разработка крупного месторождения – это дело не одного года и даже не одного десятилетия. Это минигорода, а может быть и города на территории России с китайским населением. Ровным счетом ничего не делается для того, чтобы разрабатывать эти месторождения собственными силами.

О Китае как о потенциальной угрозе говорят многие российские аналитики, но пока российское руководство не разделяет их опасений. Совместное председательство российского и китайского лидеров на предстоящем экономическом форуме в Санкт-Петербурге – очередное тому подтверждение.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG