Ссылки для упрощенного доступа

Российские регионы: Пензенская область


Василий Бочкарев
Василий Бочкарев
Ирина Лагунина: Поиск новостей по Пензенской области дал такую информацию агентства "Пенза-пресс" http://www.penza-press.ru/ : "В Центре занятости Пензы 28 июня состоится "Единый день информирования". В этот день жители города могут познакомиться с предложениями работодателей, а также узнать о возможностях создания своего дела или учебных программах для тех, кто намерен сменить профессию на более востребованную на современном рынке труда.
Кроме того, сообщает агентство, к 28 июня специалисты городского центра занятости в очередной раз обновят базу вакансий общественных работ на летний период в лагерях Пензенской области и юга". Чем живет этот регион России? В беседе участвуют профессор Наталья Зубаревич и политолог Анатолий Бодров. Цикл бесед "Российские регионы" ведет Игорь Яковенко.

Игорь Яковенко: Что сегодня происходит в экономике и социальной сфере этого региона?

Наталья Зубаревич: Пензенская область, она машиностроительная и поэтому оставалась длительное время полудепрессивным регионом. Если посмотреть на ее валовой региональный продукт в душевом исчислении, то это всего лишь 48% от среднероссийского. Промышленное производство по сравнению с советским периодом восстановилось только до уровня 60% и в кризис упало на 13%. Правда, хорошо восстанавливалось в 10 году, и сейчас это примерно 58% от того, что было в докризисный период. Область последние годы начала двигаться несколько лучше по сравнению с прошлыми годами, когда она была типичным полудепрессивным регионом, мы ее даже относили в общую кучу, и Курганскую, и Кировскую, и Пензенскую область, в силу машиностроительной специализации, в силу застарелых проблем нереформированной экономики. И уровень безработицы до кризиса в Пензенской области был повыше. Но рывок последнего года, сильное улучшение последнего года. В два раза увеличились инвестиции в сопоставимых ценах за 2009-2010 года, просто удивительно. Что такое, откуда? Я просто смотрю в структуру инвестиций и вижу, что Пензенской области страшно повезло: в ее инвестициях примерно половина, почти половина бюджетные инвестиции, а внутри бюджетных от 48% 30-34% - это федеральные инвестиции. То есть пошли в область в последнее время федеральные деньги. Чуть-чуть помогло. Но если посмотреть на все стандартные индикаторы, отношение доходов к прожиточному минимуму низкое пока еще, 260%, в России 330%, уровень бедности подвышенный. То есть первый толчок федеральный бюджет Пензенской области дал, я думаю, что это связано со строительством медицинского центра, но уровень дотационности 40-46% по разным годам, и очень много любопытного происходит в бюджете.

Игорь Яковенко: Анатолий Викторович, пензенский губернатор Василий Бочкарев – фигура довольно своеобразная, даже экзотическая. Несколько лет назад журнал "Эксперт" называл его самым удачным бизнесменом пензенской области, поскольку его родственники контролируют многие предприятия вашего региона. Последнее время в прессе появились смнения о том, что эта бизнес-активность семьи Бочкарева может стать причиной его отставки. И тем не менее, рост привлечения инвестиций. Как вы оцениваете качество власти в области?

Анатолий Бодров: Бочкарев руководит регионом с апреля 98 года и за 13 лет Пензенская область, надо признать, откровенно говоря, потеряла самостоятельность как субъект экономики. Согласно исследованиям, до 99 года Пензенская область была стабильным донором. Я совершенно согласен с Натальей Васильевной, что Пензенская область действительно жила на машиностроении и на ряде таких отраслей, как переработка. Но к сожалению, налогооблагаемая база из года в год уменьшается, уменьшается и уменьшается. Коллега сказала, что идут инвестиции, мне очень радостно сказать, что действительно они идут. Но они идут по линии государства. В принципе это никакая ни манна небесная. Дело в том, что государственные инвестиции к нам идут с 1996 года, и главный государственный инвестор в нашу экономику – это Министерство обороны. В 9 километрах от города Пензы и Заречного строится, почти построен завод по уничтожению химического оружия, соответственно, выполняет ряд социальных так называемых обязательств. И очень большие деньги поступают на строительство медицинского центра, диагностический центр большой построен, построен микрорайон для военнослужащих, дорога замечательная из этого завода по уничтожению химического оружия до Пензы построена на случай эвакуации. Мы понимаем, что все эти блага пришли исключительно за счет поступления государственных средств.

Игорь Яковенко: Правильно ли я понимаю, что к местной власти все эти успехи никакого отношения не имеют?

Анатолий Бодров: Я могу констатировать, что за 13 лет произошло уменьшение налогооблагаемой базы субъекта, собственных денег нет.

Игорь Яковенко: Анатолий Викторович, у Натальи Васильевны есть реплика по поводу того что вы сказали.

Наталья Зубаревич: Доля собственных доходов, в общем объеме доходов бюджета Пензенской области держится примерно на уровне 58-60%, остальное докладывает федеральный центр. Это по распределению доходных источников. Объем доходов растет в физическом выражении, другое дело, что доля не меняется. Это значит, что примерно федеральный центр, в кризис даже большую часть подкармливает бюджет. В кризисный 9 год область своих доходов имела только 55%, остальное давал федеральный центр. Я полностью согласна с коллегой в том, что основной приток инвестиций - это федеральные программы и расходы ведомств. Частные инвестиции в Пензенскую область в общем-то по доле неприлично малы – это примерно половина, это очень мало. В среднем по стране частные инвестиции предприятий, организаций, кредиты составляют 80% во всех инвестициях. Я хочу добавить в поддержку своего собеседника очень любопытные цифры. Мне очень нравятся в Пензенской области - это к вопросу о политике господина Бочкарева и всей его команды. Вот смотрите: два года бюджет Пензенской области рост, по 9-10 рост был на 13 и 8% соответственно. Хорошо живет Пензенская область, несмотря на кризис. А теперь смотрите, как эти деньги расходуются. В основном, как вы понимаете, рост обеспечен федеральными трансфертами. Деньги расходуются так: расходы на госуправление без учета выплат по кредитам в кризисный и посткризисный год выросли параллельно на 17 и на 30%. Расходы на национальную экономику выросли при этом на 4,5%, а на ЖКХ, когда федералы дали денег, то рывок был на 27% вверх. Когда фонд федеральной поддержки ЖКХ не дал денег, то денег было на минус 38%. И единственное, в чем сверхустойчиво росли сверхрасходы бюджета – это, конечно, социальаня политика и соцвыплаты населению. Тут Пензенская область в ряду чемпионов Поволжья, это Мари-Эл, Мордовия, то есть более бедные регионы, Кировская область. Выросли эти выплаты в целом в 2,2 раза за два года. Вот это называется иждивенческий бюджет и еще с большой халявой на госуправление.

Игорь Яковенко: Я хотел бы от экономики перейти к людям. Анатолий Викторович, пензенская земля дала миру очень большую когорту людей первого ряда в науке и культуре – это и Лермонтов, и Куприн, и Радищев, и Салтыков-Щедрин и Мейерхольд с Пуговкиным, и Бурденко с Яблочковым. В чем причина повышенной концентрации талантливых людей на этой земле?

Анатолий Бодров: Мы, конечно, гордимся нашими пензяками, хотя Лермонтов вообще-то москвич, но детство провел в Пензе.

Игорь Яковенко: Там его именье было, поэтому он в чистом виде ваш.

Анатолий Бодров: Я хочу сказать о том, что, конечно, Пенза, как говорится, в сложных условиях рождаются талантливые люди. Этот процесс, когда талантливые люди вырастали, к сожалению, они покидали Пензенскую область. Я посмотрел, например, на состав руководства, знаете, тех форм, когда можно проявиться талантливой молодежи, к сожалению, в Пензенской области меньше и меньше. Перепись выявила ряд общероссийских тенденций, в частности, на урбанизацию, скопление населения в крупных населенных пунктах идет. А у нас, к сожалению, в Пензе число жителей областного центра и таких городов, как Кузнецк, Заречное, уменьшается. Но у нас при этом растет число сел без населения, так называемых выморочных деревень. Сегодня таковых более 5%. А с учетом сел с населением до 10 человек эта цифра составляет 19.7. Поэтому у нас в регионе идут два взаимоисключающих процесса: и деревня вымирает, и города не растут.

Наталья Зубаревич: Удивительная история, обычно когда-то в конце 19 в начале 20 века становящийся внутренней периферией и в постсоветский период ставший ею, федеральные инъекции денежные пытаются этому процессу воспрепятствовать. Пока получается не очень, пока получается как временный укол. Для того, чтобы реально внутренняя периферия европейской части России получила новый толчок развития, должна поменяться и власть, и экономические актеры. Может это смогут сделать те, кто придет с инвестициями в пищевую промышленность и переработку. Пока это видно не очень.
XS
SM
MD
LG