ДС:- Был летний полдень. Я его никогда не забуду. Я прижал голову к громкоговорителю, потому что мне хотелось узнать, какой он (новый) динамик выдает звук. Пластинка уже крутилась. То была одна из самых сложных композиций Телониуса. Сыграть такое мог только он. Я прослушал начало, и голос в моей голове сказал: - Вау! Как это он делает? Это же чертовски сложно! И я поднял звукосниматель и поставил пьеску с самого начала. И потом опять и опять – с самого начала. Мне хотелось понять, КАК он это играет. Он скрещивает пальцы? Я совершенно забыл о том, что я всего-навсего хотел узнать, КАК звучит новый динамик…. Это был тот самый полдень, когда до меня дошло, что парень, который спит в соседней комнате, который был для меня «дэдди», папой, был еще и – Телониусом Монком….»
Если вы напрочь заблудились в джунглях эфира, встречайтесь в центре ГУМа у фонтана. Было такое объявление в одной столице в мои юные годы… На самом деле вы слушаете уникальное и свингующее «Время Джаза» на любых частотах «Свободы», из космоса, с вашего мобильника или – просто с нашего сайта: svobodanews.ru. Если вы не знаете, кто именно лезет вам в уши, представлюсь – ваш ДС из городка на Сене…
Thelonious Monk – Reflections – 5:01 (Thelonious Monk - Piano Solo – Vogue)
ДС: - «Reflections», «Отражения, размышления…» - Телониус Великолепный соло. Записанный в Париже 7 июня 54 года винил «Monk - Piano Solo».
Впервые Монк записал «Reflections» 18 декабря 52 года для «Престижа», но «Престиж» выпустил LP лишь в 56 году. Парижское соло Монка еще медленнее, чем первое для «Престижа», но когда он записал «Reflections» вместе с Сони Роллинсом – это была уже настоящая баллада. Позже Джо Хендрикс сочинил слова на музыку «Размышлений».
Wynton Marsalis – Reflections – 6:15 (Winton Marsalis Plays Monk - Standard Time Vol. 4 – Columbia)
ДС: - «Reflections» - Уинтон Марсалис – труба; Уайклиф Гордон – тромбон; Уессел Эндерсон – альт-саксофон; Уолтер Блэндинг и Виктор Гойнс – тенор-саксофоны; Реджинал Вил – контрабас; Хёрлин Райли – ударные. Октябрь 94 года, Нью-Йорк.
Пьеса, которая так потрясла Монка-Младшего, «Work», была записана лишь единожды: 22 сентября 54 года. Она настолько сложна, полна диссонансов с такими крутыми повортами мелодии, что лишь один-единственный джазмен, Стив Лейси, решил сыграть ее на сопрано в 57 году. Если вам повезет, вы найдете этот винил на «Престиже» под номером 71-25.
В подкасте или в прямом эфире, на вашем ай-фоне или же на старом добром «океане» вы слушаете «Время джаза», прописанное на сайте: svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Barney Wilen – Epistrophy – 2:45 (Barney Wilen- Jazz in Paris Jazz sur Seine – GITANES)
ДС: - «Epistrophy» - французский саксофонист Барни Улен – тенор-сакс; Милт Джексон – рояль; Перси Хис – контрабас и Конни Кей – ударные. Париж, февраль 58 года.
Телониус Сфиэ Младший или Т.С. Третий, вполне признан, как ударник, бандлидер и композитор. У него шесть собственных дисков и на трех он выступает с оркестром. «Downbeat» пишет о том, как накануне 25-летия Института Монка он выступал перед чикагскими студентами и преподавателями, рассказывая об отце.
- Для меня до сих пор загадка, - говорил он, - как мой отец умудрялся быть наставником и Майлза Дейвиса, и Джона Колтрейна, и Бада Пауэла. Целой банды гениев! В то же самое время он умудрялся по восемь часов в день (в ночь!) играть на джем-сешенс в «Минтон’с Плейхаузе» да еще и катать по миру, давая концерты… Для меня он был всегда «дэдди»! Он любил дом и любил наших соседей. Помню однажды шофер Элвиса Пресли выступал по телику. Шофер этот был первым человеком, написавшим про частную жизнь Пресли. Мы с сестрой лежали в ногах родительской кровати и глазели. Вдруг Телониус повернулся к маме, к Нелли, и завопил: - Поклянись, что ты никогда-никогда не не выдашь подобную собачью чушь про меня!
Thelonious Monk – Epistrophy - 10:45 (Thelonious Monk - Monk's Music – Riverside)
ДС: - «Epistrophy» - одна из самых ранних композиций Монка. Соавтором был ударник Кенни «Клук» Кларк. У композиции было несколько имен. В «Минтон’с Плейхаузе» ее просто называли «Темой». Которая открывала и закрывала джем-сешнс. Впервые «Epistrophy» была записана в клубе 7 июня 41 года. Но первая монковская версия появилась на «Blue Note» 2 июля 48 года.
Ну, а теперь состав: Рей Коупленд – труба; Джиджи Грайс – альт-саксофон; Джон Колтрейн – тенор-саксофон; Монк – рояль; Уилбур Уээр – контрабас и Арт Блейки – ударные. Июнь 57 года, Нью-Йорк. Вышедший на «Riverside» диск – «Monk's Music».
Я помню, - продолжает Монк-Младший в «Downbeat’e», - всех этих ребят, которым я открывал дверь. У Сонни Роллинса была прическа ирокезских индейцев! Спятить можно. К тому же в одной руке он держал огромный сакс, а в другой нечто вроде 16 килограммовой гантелины. В те времена футляры саксофонов были такими здоровенными и тяжелыми. Он носил сакс и футляр в разных руках для равновесия! Когда тебе шесть лет, это впечатляет!
Ну а потом в дверь протискивался Майлз Дейвис. Все его изображают таким наглым и крутым, требовавшим чтобы каждый целовал его в задницу! А он был не страшнее мышонка. Он обычно стучал в дверь, а моя обязанность была открывать. Он стоял на пороге и вежливо просил:
- Не могли бы вы сказать Монку, что это Майлз?
Потом он входил и усаживался за пианино. Телониус обычно лежал, подложив руки под голову, в спальне на кровати. Я знал, что он не спит, потому что я ему сообщал, что пришел Майлз. Но Телониус мог проваляться так час или полтора. А мистер Наглость спокойно сидел, как какой-нибудь студент за пианино и ждал, пока не появится Монк.
- История джаза на частотах «Свободы», на наших коротких и длинных, через спутник Hotbird или же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона – Дмитрий Савицкий.
Thelonious Monk - Ruby, My Dear – 5:37 (Thelonious Monk - SOLO CBS Jazz Piano Collection – CBS)
ДС: - «Ruby, My Dear», «Руби, моя дорогая» - еще одна классическая тема Монка, столь часто звучавшая на наших частотах. Запись 65 года была сделана для «CBS».
- Я серьезно задвинут на фотографии (Монк-Младший). Как это случилось? Я как-то отправился в аэропорт. Телониус и Диззи сходили по трапу. То были времена, когда, если кто-нибудь говорил «это сделано в Японии», все шептали – Боже мой! Какой люкс! В какой-то мере как в наши дни «сделано в Китае»… Что же произошло? Японцы придумали гениальный ход для маркетинга. У них самолет был набит всеми этими звездами джаза. И когда они начали спускаться по трапу, стюардессы вручали им часы «сейко», миниатюрные телевизоры «сони» или фотоаппараты «никон».
И вот я стою у трапа и Телониус, Диззи и все остальные коты спускаются обвешенные подарками. На Диззи болтается фотоаппарат, который в том 62 году стоил тысячу баксов. Диззи смотрит на меня в упор… Я же выпаливаю: - Привет Пап, привет Диззи… Привет, ребята!
Диззи смотрит на отца и говорит:
- Монк, дитя любит фотографировать?
И снимает с шеи и вешает на мою тысячедолларовый «никон». С тех пор я и стал фотографом…»
Насчет «сделано в Китае» у вашего ДС противоположное мнение… Но делать нечего! Вот теперь любимый тенор-саксофонист Монка Чарли Роуз с той же пьеской, с «Дорогушей Руби»:
Charlie Rouse - Ruby, My Dear – 7:46 (Charlie Rouse – Epistrophy – Landmark Records)
ДС: - «Ruby, My Dear»; второе название «Manhattan Moods» - «Манхеттонские Настроения». Самая знаменитая баллада Монка. Написана она в честь его подруги Руби Ричардсон. В те годы, когда он сочинил пьеску, Монк-Старший был всё ещё подростком.
Чарли Роуз – тенор-саксофон; Джордж Кэйблес – рояль; Джефф Чэмбэрс – контрабас и Ральф Пэнлэнд – ударные. Клуб «Bimbo´s 365», Сан-Франциско, октябрь 88 года.
Однажды, вернувшись из школы, я не выдержал и завопил:
- Пап, я хочу быть ударником! Честное слово! Я хочу играть на барабанах… И Телониус сказал: - Точно? Ты уверен?
Всё было именно так...
Это был один из тех редких случаев, когда мой отец снял телефонную трубку и позвонил кому-то. Он сказал:
- Слушай, Арт, Туту (это я – Тут) нужна ударная установка…
Через три дня я получил от Арта Блейки ударную установку!
И отец опять кому-то позвонил и сказал:
- Макс Роуч (он всегда его звал по имени и фамилии и никогда не обращался к нему – Макс…) Так вот, он сказал:
- Макс Роуч, ты величайший ударник в мире, а мой пацан хочет играть на барабанах. Я отправляю его к тебе домой.
И всё. Больше он об этом не говорил. Мне исполнилось 15, затем 19 и до меня дошло, что он и вправду не сказал ни слова о том, что и как я играю!
Когда мне стукнуло 20, он просто подошел ко мне (дело было дома) и спросил: - Ты готов играть?
И через два дня я был на сцене. В его комбо!»
Монк-Младший! Скажу честно, я его лично еще не слышал. Нужно будет откопать где-нибудь его «Higher Ground» 2003 года или «Crosstalk» 99-го…
Финишная прямая еженедельного «Времени Джаза», волны «Свободы» или же наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Art Blakey & The Jazz Messengers - Blue Monk – 7:54 (Art Blakey & The Jazz Messengers with Thelonious Monk - Atlantic)
ДС: - «Blue Monk» - редкая, само собой историческая, но, увы, среднего качества запись Монка с «Вестниками Джаза». Билл Хардмэн – труба; Джонни Грифин – тенор-саксофон; Телониус Монк – рояль; Спэнки ДеБрест – контрабас и Арт Блейки – ударные… Студия звукозаписи «Atlantic», май 57 года.
- Я просто начал играть, вспоминает Монк-Младший или же - Монк-Третий. - Отец мне ничего не сказал. Но он никогда не сказал ни слова и Чарли Роузу! Я не чувствовал себя ущемленным. Телониус принадлежал к поколению, которое играло ту самую, самую-самую классную музыку! И если что-нибудь было не не по делу, джазмены точно, устроили бы сигнализацию. А если они ничего не говорили, значит все было allright!
Вот на этих словах сына Монка мы и остановимся. Полностью его интервью «Downbeat’у» вы найдете в июньском выпуске журнала, а заодно и статью Джона Мёрфа о двадцатипятилетие Института Монка.
Распрощаемся мы под еще одну пьеску Телониуса, под его «Тебе это не нужно…», «Well You Needn't». Записал ее 26 октября 56 года квинтет Майлза Дейвиса в гостиной Руди ван Гельдера в Хакенсаке. Дейвис – труба: Трейн – тенор; Гарланд – рояль; Чэмбэрс – контрабас и Фили Джо Джонс – ударные.
Это одна из самых популярных и часто записываемых композиций Монка. Телониус сочинил ее в мае 47 года.
За сим: летней вам, без подножек градусника, погоды. Не забывайте навещать наш сайт svobodanews.ru. Все ваши комменты драгоценны для вашего ДС. Даже кусачие. Ну и подкасты, в случае нужды, вы найдете там же. Всех благ, чао. Бай-бай!
Miles Davis - Well You Needn't – 6:18 (Miles Davis - Evolution of a Genius 1954-1956 Giants of Jazz)
Если вы напрочь заблудились в джунглях эфира, встречайтесь в центре ГУМа у фонтана. Было такое объявление в одной столице в мои юные годы… На самом деле вы слушаете уникальное и свингующее «Время Джаза» на любых частотах «Свободы», из космоса, с вашего мобильника или – просто с нашего сайта: svobodanews.ru. Если вы не знаете, кто именно лезет вам в уши, представлюсь – ваш ДС из городка на Сене…
Thelonious Monk – Reflections – 5:01 (Thelonious Monk - Piano Solo – Vogue)
ДС: - «Reflections», «Отражения, размышления…» - Телониус Великолепный соло. Записанный в Париже 7 июня 54 года винил «Monk - Piano Solo».
Впервые Монк записал «Reflections» 18 декабря 52 года для «Престижа», но «Престиж» выпустил LP лишь в 56 году. Парижское соло Монка еще медленнее, чем первое для «Престижа», но когда он записал «Reflections» вместе с Сони Роллинсом – это была уже настоящая баллада. Позже Джо Хендрикс сочинил слова на музыку «Размышлений».
Wynton Marsalis – Reflections – 6:15 (Winton Marsalis Plays Monk - Standard Time Vol. 4 – Columbia)
ДС: - «Reflections» - Уинтон Марсалис – труба; Уайклиф Гордон – тромбон; Уессел Эндерсон – альт-саксофон; Уолтер Блэндинг и Виктор Гойнс – тенор-саксофоны; Реджинал Вил – контрабас; Хёрлин Райли – ударные. Октябрь 94 года, Нью-Йорк.
Пьеса, которая так потрясла Монка-Младшего, «Work», была записана лишь единожды: 22 сентября 54 года. Она настолько сложна, полна диссонансов с такими крутыми повортами мелодии, что лишь один-единственный джазмен, Стив Лейси, решил сыграть ее на сопрано в 57 году. Если вам повезет, вы найдете этот винил на «Престиже» под номером 71-25.
В подкасте или в прямом эфире, на вашем ай-фоне или же на старом добром «океане» вы слушаете «Время джаза», прописанное на сайте: svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Barney Wilen – Epistrophy – 2:45 (Barney Wilen- Jazz in Paris Jazz sur Seine – GITANES)
ДС: - «Epistrophy» - французский саксофонист Барни Улен – тенор-сакс; Милт Джексон – рояль; Перси Хис – контрабас и Конни Кей – ударные. Париж, февраль 58 года.
Телониус Сфиэ Младший или Т.С. Третий, вполне признан, как ударник, бандлидер и композитор. У него шесть собственных дисков и на трех он выступает с оркестром. «Downbeat» пишет о том, как накануне 25-летия Института Монка он выступал перед чикагскими студентами и преподавателями, рассказывая об отце.
- Для меня до сих пор загадка, - говорил он, - как мой отец умудрялся быть наставником и Майлза Дейвиса, и Джона Колтрейна, и Бада Пауэла. Целой банды гениев! В то же самое время он умудрялся по восемь часов в день (в ночь!) играть на джем-сешенс в «Минтон’с Плейхаузе» да еще и катать по миру, давая концерты… Для меня он был всегда «дэдди»! Он любил дом и любил наших соседей. Помню однажды шофер Элвиса Пресли выступал по телику. Шофер этот был первым человеком, написавшим про частную жизнь Пресли. Мы с сестрой лежали в ногах родительской кровати и глазели. Вдруг Телониус повернулся к маме, к Нелли, и завопил: - Поклянись, что ты никогда-никогда не не выдашь подобную собачью чушь про меня!
Thelonious Monk – Epistrophy - 10:45 (Thelonious Monk - Monk's Music – Riverside)
ДС: - «Epistrophy» - одна из самых ранних композиций Монка. Соавтором был ударник Кенни «Клук» Кларк. У композиции было несколько имен. В «Минтон’с Плейхаузе» ее просто называли «Темой». Которая открывала и закрывала джем-сешнс. Впервые «Epistrophy» была записана в клубе 7 июня 41 года. Но первая монковская версия появилась на «Blue Note» 2 июля 48 года.
Ну, а теперь состав: Рей Коупленд – труба; Джиджи Грайс – альт-саксофон; Джон Колтрейн – тенор-саксофон; Монк – рояль; Уилбур Уээр – контрабас и Арт Блейки – ударные. Июнь 57 года, Нью-Йорк. Вышедший на «Riverside» диск – «Monk's Music».
Я помню, - продолжает Монк-Младший в «Downbeat’e», - всех этих ребят, которым я открывал дверь. У Сонни Роллинса была прическа ирокезских индейцев! Спятить можно. К тому же в одной руке он держал огромный сакс, а в другой нечто вроде 16 килограммовой гантелины. В те времена футляры саксофонов были такими здоровенными и тяжелыми. Он носил сакс и футляр в разных руках для равновесия! Когда тебе шесть лет, это впечатляет!
Ну а потом в дверь протискивался Майлз Дейвис. Все его изображают таким наглым и крутым, требовавшим чтобы каждый целовал его в задницу! А он был не страшнее мышонка. Он обычно стучал в дверь, а моя обязанность была открывать. Он стоял на пороге и вежливо просил:
- Не могли бы вы сказать Монку, что это Майлз?
Потом он входил и усаживался за пианино. Телониус обычно лежал, подложив руки под голову, в спальне на кровати. Я знал, что он не спит, потому что я ему сообщал, что пришел Майлз. Но Телониус мог проваляться так час или полтора. А мистер Наглость спокойно сидел, как какой-нибудь студент за пианино и ждал, пока не появится Монк.
- История джаза на частотах «Свободы», на наших коротких и длинных, через спутник Hotbird или же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона – Дмитрий Савицкий.
Thelonious Monk - Ruby, My Dear – 5:37 (Thelonious Monk - SOLO CBS Jazz Piano Collection – CBS)
ДС: - «Ruby, My Dear», «Руби, моя дорогая» - еще одна классическая тема Монка, столь часто звучавшая на наших частотах. Запись 65 года была сделана для «CBS».
- Я серьезно задвинут на фотографии (Монк-Младший). Как это случилось? Я как-то отправился в аэропорт. Телониус и Диззи сходили по трапу. То были времена, когда, если кто-нибудь говорил «это сделано в Японии», все шептали – Боже мой! Какой люкс! В какой-то мере как в наши дни «сделано в Китае»… Что же произошло? Японцы придумали гениальный ход для маркетинга. У них самолет был набит всеми этими звездами джаза. И когда они начали спускаться по трапу, стюардессы вручали им часы «сейко», миниатюрные телевизоры «сони» или фотоаппараты «никон».
И вот я стою у трапа и Телониус, Диззи и все остальные коты спускаются обвешенные подарками. На Диззи болтается фотоаппарат, который в том 62 году стоил тысячу баксов. Диззи смотрит на меня в упор… Я же выпаливаю: - Привет Пап, привет Диззи… Привет, ребята!
Диззи смотрит на отца и говорит:
- Монк, дитя любит фотографировать?
И снимает с шеи и вешает на мою тысячедолларовый «никон». С тех пор я и стал фотографом…»
Насчет «сделано в Китае» у вашего ДС противоположное мнение… Но делать нечего! Вот теперь любимый тенор-саксофонист Монка Чарли Роуз с той же пьеской, с «Дорогушей Руби»:
Charlie Rouse - Ruby, My Dear – 7:46 (Charlie Rouse – Epistrophy – Landmark Records)
ДС: - «Ruby, My Dear»; второе название «Manhattan Moods» - «Манхеттонские Настроения». Самая знаменитая баллада Монка. Написана она в честь его подруги Руби Ричардсон. В те годы, когда он сочинил пьеску, Монк-Старший был всё ещё подростком.
Чарли Роуз – тенор-саксофон; Джордж Кэйблес – рояль; Джефф Чэмбэрс – контрабас и Ральф Пэнлэнд – ударные. Клуб «Bimbo´s 365», Сан-Франциско, октябрь 88 года.
Однажды, вернувшись из школы, я не выдержал и завопил:
- Пап, я хочу быть ударником! Честное слово! Я хочу играть на барабанах… И Телониус сказал: - Точно? Ты уверен?
Всё было именно так...
Это был один из тех редких случаев, когда мой отец снял телефонную трубку и позвонил кому-то. Он сказал:
- Слушай, Арт, Туту (это я – Тут) нужна ударная установка…
Через три дня я получил от Арта Блейки ударную установку!
И отец опять кому-то позвонил и сказал:
- Макс Роуч (он всегда его звал по имени и фамилии и никогда не обращался к нему – Макс…) Так вот, он сказал:
- Макс Роуч, ты величайший ударник в мире, а мой пацан хочет играть на барабанах. Я отправляю его к тебе домой.
И всё. Больше он об этом не говорил. Мне исполнилось 15, затем 19 и до меня дошло, что он и вправду не сказал ни слова о том, что и как я играю!
Когда мне стукнуло 20, он просто подошел ко мне (дело было дома) и спросил: - Ты готов играть?
И через два дня я был на сцене. В его комбо!»
Монк-Младший! Скажу честно, я его лично еще не слышал. Нужно будет откопать где-нибудь его «Higher Ground» 2003 года или «Crosstalk» 99-го…
Финишная прямая еженедельного «Времени Джаза», волны «Свободы» или же наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Art Blakey & The Jazz Messengers - Blue Monk – 7:54 (Art Blakey & The Jazz Messengers with Thelonious Monk - Atlantic)
ДС: - «Blue Monk» - редкая, само собой историческая, но, увы, среднего качества запись Монка с «Вестниками Джаза». Билл Хардмэн – труба; Джонни Грифин – тенор-саксофон; Телониус Монк – рояль; Спэнки ДеБрест – контрабас и Арт Блейки – ударные… Студия звукозаписи «Atlantic», май 57 года.
- Я просто начал играть, вспоминает Монк-Младший или же - Монк-Третий. - Отец мне ничего не сказал. Но он никогда не сказал ни слова и Чарли Роузу! Я не чувствовал себя ущемленным. Телониус принадлежал к поколению, которое играло ту самую, самую-самую классную музыку! И если что-нибудь было не не по делу, джазмены точно, устроили бы сигнализацию. А если они ничего не говорили, значит все было allright!
Вот на этих словах сына Монка мы и остановимся. Полностью его интервью «Downbeat’у» вы найдете в июньском выпуске журнала, а заодно и статью Джона Мёрфа о двадцатипятилетие Института Монка.
Распрощаемся мы под еще одну пьеску Телониуса, под его «Тебе это не нужно…», «Well You Needn't». Записал ее 26 октября 56 года квинтет Майлза Дейвиса в гостиной Руди ван Гельдера в Хакенсаке. Дейвис – труба: Трейн – тенор; Гарланд – рояль; Чэмбэрс – контрабас и Фили Джо Джонс – ударные.
Это одна из самых популярных и часто записываемых композиций Монка. Телониус сочинил ее в мае 47 года.
За сим: летней вам, без подножек градусника, погоды. Не забывайте навещать наш сайт svobodanews.ru. Все ваши комменты драгоценны для вашего ДС. Даже кусачие. Ну и подкасты, в случае нужды, вы найдете там же. Всех благ, чао. Бай-бай!
Miles Davis - Well You Needn't – 6:18 (Miles Davis - Evolution of a Genius 1954-1956 Giants of Jazz)