Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о состоянии воздушного флота России


В ночь на 21 июня под Петрозаводском самолёт Ту-134 рухнул на шоссе, развалился, съехал в кювет и загорелся
В ночь на 21 июня под Петрозаводском самолёт Ту-134 рухнул на шоссе, развалился, съехал в кювет и загорелся

В "Гранях времени": эксперты Игорь Коротченко, Олег Пантелеев, Борис Рыбак и Магомед Толбоев.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершила работу на месте падения самолета Ту-134 под Петрозаводском. Сообщается, что фрагменты лайнера перемещены в охраняемую зону аэродрома. В лаборатории комитета продолжается работа по расшифровке бортовых самописцев разбившегося самолета. В Карелии в пятницу и субботу, 24 и 25 июня, проходят похороны 9 погибших - жителей этого региона. Всего жертвами авиакатастрофы стали 45 человек.

Владимир Кара-Мурза: Межгосударственный авиационный комитет завершил работу на месте падения самолета Ту-134 под Петрозаводском. Все фрагменты разрушенного самолета перемещены в охраняемую зону на аэродром. Инженерная подкомиссия проводит осмотр и описание фрагментов конструкции самолета и двигателей. С 1 января 2012 года эксплуатация Ту-134, Ан-24 и Як-40, не оборудованных системой предупреждения о близости земли, будет запрещена, сообщил в пятницу Минтранс по итогам ведомственного совещания, которое состоялось накануне по результатам расследования крушения лайнера. Президент России Дмитрий Медведев поручил форсировать вывод из эксплуатации Ту-134. В Астрахани возбуждено уголовное дело по факту крушения самолета МИГ-29. Дело возбуждено по статье 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Напомним, что истребитель упал накануне около половины шестого вечера. Оба пилота погибли. Самолет упал вдали от жилых домов, не вызвав дополнительных жертв и разрушений. О том, как характеризуют состояние отечественного воздушного флота участившиеся авиапроисшествия, мы сегодня беседуем с Игорем Коротченко, главным редактором журнала "Национальная оборона", Олегом Пантелеевым, главой аналитической службы агентства "Авиапорт" и Магомедом Толбоевым, заслуженным летчиком-испытателем, героем России, бывшим председателем Совета безопасности Дагестана. Пришло ли время вывести из эксплуатации устаревшие модели российских самолетов?

Игорь Коротченко: Я все-таки сторонник, чтобы здесь принимались разумные и продуманные решения. Это связано с тем, что целый ряд эксплуатантов имеет в своем летном парке ТУ-134, эти машины по
Что касается таких нештатных ситуаций, которые приводят к тяжелым авиационным катастрофам и происшествиям, на мой взгляд, в значительной степени это обусловлено человеческим фактором

техническому ресурсу еще вполне пригодны, могут эксплуатироваться. Что касается таких нештатных ситуаций, которые приводят к тяжелым авиационным катастрофам и происшествиям, на мой взгляд, в значительной степени это обусловлено человеческим фактором. И при разумных мерах, связанных с грамотными действиями наземных диспетчерских служб, с тем, чтобы не заставляли пилотов под страхом каких-то экономических санкций осуществлять посадку в сложных метеоусловиях, чтобы они могли уходить на запасные аэродромы. Когда эти ситуации будут приведены в норму, мне кажется, мы в значительной мере сможем, во-первых, исключить такие трагические случаи, которые обусловлены, конечно, человеческим фактором в первую очередь, а не состоянием техники, и все-таки разумно подходить к этим вопросам, связанным с ограничением и введением запретов на эксплуатацию гражданских пассажирских лайнеров, которые еще по своему техническому ресурсу могут летать достаточно большое количество времени.

Владимир Кара-Мурза: Почему так долго эксплуатируются в нашей стране устаревшие модели самолетов?

Олег Пантелеев: Несмотря на то, что они действительно не в полной мере отвечают требованиям рынка с точки зрения экономической эффективности эксплуатации, никаких проблем, связанных с обеспечением безопасности полетов этих лайнеров не существует. Это одна сторона медали. Другая сторона медали заключается в том, что
Фактически получается, что наших эксплуатантов либо заставляют пересесть на иномарки под тем или иным соусом, либо они остаются с лайнерами, которые верой и правдой служат им не первое десятилетие

далеко не все авиакомпании, у которых в парках сейчас находятся такие лайнеры, имеют возможность для того, чтобы обновлять флот за счет лайнеров отечественного производства. Если взять машину ТУ-134, по большому счету какой-то достойной замены этому лайнеру по вместимости порядка 75 кресел из иномарок вообще не существует, потому что ни один современный самолет такой вместимости не сертифицирован в России. Есть только наш отечественный лайнер АН-148, который будет производиться и уже выпускается в России, но в этом году их будет построено всего пять штук. Этого не хватит для того, чтобы заменить выводимые из эксплуатации ТУ. Что касается АН-24, который так же упоминался, есть замена и для него – лайнер АН-140, но он сегодня заказан только одной авиакомпанией "Якутия", а так же несколько машин для Минобороны. Фактически получается, что наших эксплуатантов либо заставляют пересесть на иномарки под тем или иным соусом, либо они остаются с лайнерами, которые верой и правдой служат им не первое десятилетие.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, сказалось ли на обстоятельствах последних авиапроисшествий качество летной подготовки российских пилотов?

Магомед Толбоев: Те ребята, которые выступали сейчас, они говорили истину. Я благодарю их за хорошие добрые слова в честь русской авиации. Знаете, что самое главное – самолет ни в чем не виноват. Я его испытывал 20 лет на самые крайние режимы. На скорости 600 километров в час по приборной на высоте сто метров, я сопровождал "Буран" с его помощью. Это самолет, который не имеет аналогов в мире, никто не может похвастаться тем, что 40 лет самолет Туполева находится на рынке и ни разу не было ни одной катастрофы по вине самолета. Все это люди. Это я ввел такой слоган – человеческий фактор. Меня сейчас все подхватывают, это я говорил первый раз 10 лет назад. Поэтому самолет никакого отношения не имеет. И жаль, если президент России это говорит. Мы, офицеры, мы – патриоты, и это наши самолеты. И мы летали. Вы знаете, ТУ-154, ТУ-134, ИЛ-76, которые находятся сейчас в самом фаворите ООН. Перевозить полмира и при этом имея минимум потерь. Что мы оскорбляем сами себя? Мне жаль высказывания президента и Сергея Иванова. Они пусть летают в своих фешенебельных машинах – это их личное дело. Я говорю о русском народе. У нас ничего плохого нет, мы лучшие в мире. 20% заложенных запасов в наших самолетах – это, конечно, приводит к экономической невыгоде, но 20% прочности самолетов, заложенных против мировой практики – это только у русских. Минус 50, плюс 50 градусов никто не летает в мире. "Аэробус" в Сургуте надо обогревать, наши самолеты с ходу заводятся. Мы – русские, поэтому мне обидно слушать, мне просто обидно и оскорбительно.

Владимир Кара-Мурза: Павел Фельгенгауэр, независимый военный обозреватель, констатирует серьезные технологические разрывы российской авиатехники с современностью.

Павел Фельгенгауэр: ТУ-134 действительно довольно надежный, но очень старый самолет. Их, наверное, скоро всех спишут, но они довольно неплохо летали. Катастрофа с МИГ-29 в Астрахани – это неприятно, но в принципе аварии бывают. Там будут расследовать и разбираться, в чем дело. Ситуация в российском авиапроме достаточно тяжелая и в среднесрочной перспективе вообще не совсем понятно, останется у нас какой-то авиапром, если останется, то, что, собственно, он будет делать. Там образовались очень серьезные технологические разрывы с современным уровнем. Если удается их как-то преодолеть, так только массированным ввозом из-за границы технологий и комплектующих тоже. Например, Англия, где раньше был мощный авиапром, а теперь не очень много чего осталось.




Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG