В Москве, в Высшей школе экономики прошла молодежная социологическая конференция, посвященная памяти известного российского ученого Юрия Левады. Это мероприятие уже пятый год подряд организуют ежегодно Высшая школа экономики и Аналитический центр Юрия Левады. Молодые ученые: студенты, аспиранты вузов, сотрудники разных социологических центров, представили темы своих исследований. Тематика конференции была разнообразна – от политики и экономики до методологии социологических исследований. Вот темы некоторых докладов. Что такое богатство и бедность для российского человека? Каковы представления молодежи о жизненном успехе? Как влияет Интернет на потребительское поведение людей? О конференции рассказывает профессор Леонид Косалс, заместитель декана факультета социологии Высшей школы экономики.
Леонид Косалс: Конференция посвящена памяти выдающегося социолога Юрия Левады. Специально она проводится для молодых социологов, аспирантов, молодых ученых, студентов. Не имеет такого жесткого тематического фокуса – в этом, собственно, одна из особенностей конференции. Здесь попытка получить срез, чем занимаются молодые социологи, чем они интересуются. Собственно это и отчасти связано с научным лицом Юрия Левады, который не фиксировался на какой-то узкой теме, а рассматривал проблемы советского человека, который в себе концентрирует фактически все узловые социальные проблемы, с которыми общество сталкивалось и сталкивается до сих пор. Поэтому собственно тематические конференции каждый раз бывают весьма разнообразны, там большой набор проблем. Скажем, нынешняя конференция, пятая по счету, там так же большой срез проблем содержательных, так и методических, узкопрофессиональных.
Вероника Боде: Одна из участниц конференции, Елена Пруцкова, за основу своего доклада взяла международное исследование под названием «Европейские ценности», в котором участвовало более сорока стран. Доклад назывался «Сегментация по степени религиозности – Россия на международном фоне». Слово Елене Пруцковой, участнице научного проекта «Социология религии» Свято-Тихоновского православного университета.
Елена Пруцкова: В моем докладе речь идет о европейском исследовании ценностей. Там задается несколько вопросов о религиозности населения – это вопрос о том, какому вероисповеданию принадлежит человек, как часто он посещает церковные службы, как часто он молится, а так же, во что он верит – в Бога, в рай, в ад и еще несколько характеристик. На основе всех этих характеристик мы выделили несколько групп, которые имеют разное отношение к религии, от совершенно нерелигиозных людей, атеистов, до высокорелигиозных. Так же у нас было выделено две дополнительные группы – это люди, которые формально принадлежат к некоторой религии, например говорят: я – православный, но ни во что не верят, в церковь не ходят. И выделилась еще одна интересная группа – это люди, которые на самом деле верующие, они в Бога верят, молятся, но не считают себя принадлежащими к какому-то определенному вероисповеданию. В том числе помимо прочего выделилась группа достаточно высокорелигиозных людей, по нашим оценкам их значительно больше, чем показывают другие исследования.
Вероника Боде: И как же соотносится Россия с европейскими странами?
Елена Пруцкова: Страна лежит примерно посередине. У нас очень малое количество людей, которые верят, но не принадлежат ни к какой религии, и говорят, что они православные, но на самом деле ни во что не верят. Тем не менее, мы все-таки выделяем по другому показателю, у нас большое число людей, которые говорят: мы православные, но мы не знаем, во что мы верим. Одна из вещей, которую мы нашли, например, заметно, что верующие люди больше доверия испытывают и к власти, и к системе образования, к системе правообеспечения, чем неверующие.
Вероника Боде: А на что еще влияет религиозность? Скажем, влияет каким-то образом на отношение к политике?
Елена Пруцкова: Такое заметное влияние на интерес к политике она не оказывает. Примерно одинаково и верующие, и неверующие относятся. Есть некоторая большая включенность в социальную жизнь у верующих. И очень заметно в сфере влияния не политического, а в сфере семейной жизни. Более верующие люди значительно более склонны считать, что они обязаны помогать своим родителям, они считают, что они должны в большей степени что-то давать своим детям, даже если сами от этого что-то теряют. То есть такая связь поколений через них обеспечивается в значительно большей степени, чем через неверующих людей.
Вероника Боде: Была представлена на конференции и экономическая тематика. Максим Маркин, стажер-исследователь лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики, рассказал о том, как участники российского рынка восприняли закон о торговле, в частности, что они думают о необходимости государственного регулирования торговой деятельности.
Максим Маркин: Нам удалось выяснить, что при публичном обсуждении необходимости принятия закона о торговле участники рынка не могут договориться друг с другом, потому что зачастую они не слышат друг друга, так как руководствуются разными логиками объяснения своих действий. Но даже когда они говорят на одном языке, возникают ситуации, которые мешают им договориться. Например, когда они согласны по поводу поставленных целей, например, необходимо поддерживать конкуренцию на рынке, одни говорят, что для достижения данной цели необходимо оставить торговую деятельность без государственного вмешательства, другие говорят, что это напротив приведет к монополизации, а следовательно для поддержания конкуренции необходимо регулировать торговую деятельность, чтобы защищать конкуренцию. Либо другой вариант, который касается такого злободневного вопроса, как цены в розничных сетях. Все согласны, что для конечного потребителя они должны быть доступными. Но одни предлагают урегулировать цены на социально значимые товары и таким образом добиваться их снижения, другие говорят, что таким образом можно привести только к росту цен, так как наценки на социально значимые товары в розничных сетях и так сейчас достаточно низкие, а регулирование цен приведет к тому, что цены вырастут на другие товары, что в целом приведет именно к росту, а не к снижению цен.
Вероника Боде: Один из докладов был посвящен довольно необычной теме. Наталья Маркова, соискатель кафедры прикладной социологии РГГУ и координатор движения «Друзья на улице», исследовала потребительские возможности российских бездомных.
Наталья Маркова: В 2010 году мы проводили такой проект "Голоса бездомных", где люди могли ответить на какие-то вопросы о личной жизни. Идея взглянуть на бездомного человека в качестве потребителя товаров и услуг показалась интересной. Потому что люди, которые исследуют потребности и потребителей, никогда не спрашивают бездомных людей. Потом это позволило увидеть бездомного человека во всей целостности, со всеми его потребностями, не только как объект, который потребляет материальные продукты, но и как человек с его духовными потребностями, социальными. Фактически если мы видим бездомного человека, человек, который ходит по мусоркам или человек, который сидит, есть объедки, мы видим только одну маленькую часть потребления бездомным человеком различных продуктов, товаров. Фактически это приводит нас к определенной интерпретации бездомного человека, как человека, который занимается только этим и только это интересно. Но фактически это неправильно, потому что потребности бездомного, возможность их удовлетворить очень сильно ограничена не только материальными ресурсами. Мы видим ситуации, когда он пытается удовлетворить какие-то потребности познания, потребности духовные, потребности социальные. Поэтому представление, которое складывается у обывателя, оно довольно однобокое. В том числе такой однобокий взгляд на бездомного человека не только ведет к стереотипам, к мифам, но и затрудняет помощь ему не только со стороны простых граждан, но и в том числе со стороны государства. Потому что фактически получается, что мы не верим, что он хочет работать, мы не верим, что он может интересоваться чем-то, мы не верим, что ему важно пойти в театр.
Вероника Боде: А все это важно для тех бездомных, с которыми вы общались?
Наталья Маркова: Да, конечно. Многие из этих вещей важны для бездомных людей. Они такие же, как и мы, но их ресурсы гораздо более ограничены.
Вероника Боде: В отдельных случаях им удается удовлетворять эти потребности? Скажем, ходят ли бездомные в театр?
Наталья Маркова: Да, мы один раз ходили в театр, это прекрасно прошло.
Вероника Боде: А выступление сотрудницы Левада-центра Людмилы Примако называлось «Молодежь в современной России: представление о жизненном успехе».
Людмила Примако: В понятие успех помимо основных базовых ценностей, которые разделяет большая часть населения России, это материальное благополучие, семья, здоровье, для многих людей важна интересная работа. Но при этом надо отметить, что интересная работа должна обязательно сочетаться с высоким доходом. А также удовольствие и веселье. Модели успеха мужчин и женщин различаются. И если для мужчин в первую очередь – это высокий статус, то есть материальное благополучие, высокая должность, то для женщин большую значимость составляет удовлетворенность от деятельности и наполненность общением, интересная работа, хорошие друзья. В своем докладе я так же попыталась рассмотреть и сравнить представления об успехе в 90 годы и в современной России. Можно сказать, что эти модели различаются. К сегодняшнему дню такие составляющие успеха, как интересная работа, хорошие друзья и возможность поступать по своим убеждениям снизились, при этом роль высокой должности возросла во всех группах молодежи. Надо отметить, что хорошее образование для молодых как тогда, так и сегодня не является критерием успеха, то есть это скорее всего как средство для реализации каких-либо других притязаний. И вообще прагматичное отношение к образованию на сегодняшний день у молодежи.
Вероника Боде: По материалам социологической конференции в Высшей школе экономики будет издан сборник работ молодых социологов.
Леонид Косалс: Конференция посвящена памяти выдающегося социолога Юрия Левады. Специально она проводится для молодых социологов, аспирантов, молодых ученых, студентов. Не имеет такого жесткого тематического фокуса – в этом, собственно, одна из особенностей конференции. Здесь попытка получить срез, чем занимаются молодые социологи, чем они интересуются. Собственно это и отчасти связано с научным лицом Юрия Левады, который не фиксировался на какой-то узкой теме, а рассматривал проблемы советского человека, который в себе концентрирует фактически все узловые социальные проблемы, с которыми общество сталкивалось и сталкивается до сих пор. Поэтому собственно тематические конференции каждый раз бывают весьма разнообразны, там большой набор проблем. Скажем, нынешняя конференция, пятая по счету, там так же большой срез проблем содержательных, так и методических, узкопрофессиональных.
Вероника Боде: Одна из участниц конференции, Елена Пруцкова, за основу своего доклада взяла международное исследование под названием «Европейские ценности», в котором участвовало более сорока стран. Доклад назывался «Сегментация по степени религиозности – Россия на международном фоне». Слово Елене Пруцковой, участнице научного проекта «Социология религии» Свято-Тихоновского православного университета.
Елена Пруцкова: В моем докладе речь идет о европейском исследовании ценностей. Там задается несколько вопросов о религиозности населения – это вопрос о том, какому вероисповеданию принадлежит человек, как часто он посещает церковные службы, как часто он молится, а так же, во что он верит – в Бога, в рай, в ад и еще несколько характеристик. На основе всех этих характеристик мы выделили несколько групп, которые имеют разное отношение к религии, от совершенно нерелигиозных людей, атеистов, до высокорелигиозных. Так же у нас было выделено две дополнительные группы – это люди, которые формально принадлежат к некоторой религии, например говорят: я – православный, но ни во что не верят, в церковь не ходят. И выделилась еще одна интересная группа – это люди, которые на самом деле верующие, они в Бога верят, молятся, но не считают себя принадлежащими к какому-то определенному вероисповеданию. В том числе помимо прочего выделилась группа достаточно высокорелигиозных людей, по нашим оценкам их значительно больше, чем показывают другие исследования.
Вероника Боде: И как же соотносится Россия с европейскими странами?
Елена Пруцкова: Страна лежит примерно посередине. У нас очень малое количество людей, которые верят, но не принадлежат ни к какой религии, и говорят, что они православные, но на самом деле ни во что не верят. Тем не менее, мы все-таки выделяем по другому показателю, у нас большое число людей, которые говорят: мы православные, но мы не знаем, во что мы верим. Одна из вещей, которую мы нашли, например, заметно, что верующие люди больше доверия испытывают и к власти, и к системе образования, к системе правообеспечения, чем неверующие.
Вероника Боде: А на что еще влияет религиозность? Скажем, влияет каким-то образом на отношение к политике?
Елена Пруцкова: Такое заметное влияние на интерес к политике она не оказывает. Примерно одинаково и верующие, и неверующие относятся. Есть некоторая большая включенность в социальную жизнь у верующих. И очень заметно в сфере влияния не политического, а в сфере семейной жизни. Более верующие люди значительно более склонны считать, что они обязаны помогать своим родителям, они считают, что они должны в большей степени что-то давать своим детям, даже если сами от этого что-то теряют. То есть такая связь поколений через них обеспечивается в значительно большей степени, чем через неверующих людей.
Вероника Боде: Была представлена на конференции и экономическая тематика. Максим Маркин, стажер-исследователь лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики, рассказал о том, как участники российского рынка восприняли закон о торговле, в частности, что они думают о необходимости государственного регулирования торговой деятельности.
Максим Маркин: Нам удалось выяснить, что при публичном обсуждении необходимости принятия закона о торговле участники рынка не могут договориться друг с другом, потому что зачастую они не слышат друг друга, так как руководствуются разными логиками объяснения своих действий. Но даже когда они говорят на одном языке, возникают ситуации, которые мешают им договориться. Например, когда они согласны по поводу поставленных целей, например, необходимо поддерживать конкуренцию на рынке, одни говорят, что для достижения данной цели необходимо оставить торговую деятельность без государственного вмешательства, другие говорят, что это напротив приведет к монополизации, а следовательно для поддержания конкуренции необходимо регулировать торговую деятельность, чтобы защищать конкуренцию. Либо другой вариант, который касается такого злободневного вопроса, как цены в розничных сетях. Все согласны, что для конечного потребителя они должны быть доступными. Но одни предлагают урегулировать цены на социально значимые товары и таким образом добиваться их снижения, другие говорят, что таким образом можно привести только к росту цен, так как наценки на социально значимые товары в розничных сетях и так сейчас достаточно низкие, а регулирование цен приведет к тому, что цены вырастут на другие товары, что в целом приведет именно к росту, а не к снижению цен.
Вероника Боде: Один из докладов был посвящен довольно необычной теме. Наталья Маркова, соискатель кафедры прикладной социологии РГГУ и координатор движения «Друзья на улице», исследовала потребительские возможности российских бездомных.
Наталья Маркова: В 2010 году мы проводили такой проект "Голоса бездомных", где люди могли ответить на какие-то вопросы о личной жизни. Идея взглянуть на бездомного человека в качестве потребителя товаров и услуг показалась интересной. Потому что люди, которые исследуют потребности и потребителей, никогда не спрашивают бездомных людей. Потом это позволило увидеть бездомного человека во всей целостности, со всеми его потребностями, не только как объект, который потребляет материальные продукты, но и как человек с его духовными потребностями, социальными. Фактически если мы видим бездомного человека, человек, который ходит по мусоркам или человек, который сидит, есть объедки, мы видим только одну маленькую часть потребления бездомным человеком различных продуктов, товаров. Фактически это приводит нас к определенной интерпретации бездомного человека, как человека, который занимается только этим и только это интересно. Но фактически это неправильно, потому что потребности бездомного, возможность их удовлетворить очень сильно ограничена не только материальными ресурсами. Мы видим ситуации, когда он пытается удовлетворить какие-то потребности познания, потребности духовные, потребности социальные. Поэтому представление, которое складывается у обывателя, оно довольно однобокое. В том числе такой однобокий взгляд на бездомного человека не только ведет к стереотипам, к мифам, но и затрудняет помощь ему не только со стороны простых граждан, но и в том числе со стороны государства. Потому что фактически получается, что мы не верим, что он хочет работать, мы не верим, что он может интересоваться чем-то, мы не верим, что ему важно пойти в театр.
Вероника Боде: А все это важно для тех бездомных, с которыми вы общались?
Наталья Маркова: Да, конечно. Многие из этих вещей важны для бездомных людей. Они такие же, как и мы, но их ресурсы гораздо более ограничены.
Вероника Боде: В отдельных случаях им удается удовлетворять эти потребности? Скажем, ходят ли бездомные в театр?
Наталья Маркова: Да, мы один раз ходили в театр, это прекрасно прошло.
Вероника Боде: А выступление сотрудницы Левада-центра Людмилы Примако называлось «Молодежь в современной России: представление о жизненном успехе».
Людмила Примако: В понятие успех помимо основных базовых ценностей, которые разделяет большая часть населения России, это материальное благополучие, семья, здоровье, для многих людей важна интересная работа. Но при этом надо отметить, что интересная работа должна обязательно сочетаться с высоким доходом. А также удовольствие и веселье. Модели успеха мужчин и женщин различаются. И если для мужчин в первую очередь – это высокий статус, то есть материальное благополучие, высокая должность, то для женщин большую значимость составляет удовлетворенность от деятельности и наполненность общением, интересная работа, хорошие друзья. В своем докладе я так же попыталась рассмотреть и сравнить представления об успехе в 90 годы и в современной России. Можно сказать, что эти модели различаются. К сегодняшнему дню такие составляющие успеха, как интересная работа, хорошие друзья и возможность поступать по своим убеждениям снизились, при этом роль высокой должности возросла во всех группах молодежи. Надо отметить, что хорошее образование для молодых как тогда, так и сегодня не является критерием успеха, то есть это скорее всего как средство для реализации каких-либо других притязаний. И вообще прагматичное отношение к образованию на сегодняшний день у молодежи.
Вероника Боде: По материалам социологической конференции в Высшей школе экономики будет издан сборник работ молодых социологов.