В России есть несколько буддистских храмов, чье возникновение и сама деятельность заметно повлияли на развитие буддизма в нашей стране. Но и среди этих дацанов выделяется Тамчинский дацан «Даши Гандан Даржалинг». Этот храм – ровесник официального признания императрицей Елизаветой II буддизма одной из религий Российской империи. Этот дацан более 120 лет был центром буддизма в Восточной Сибири и резиденцией глав буддистов России.
Тамчинский дацан основан в середине XVIII века на юго-западном берегу Гусиного озера. Он стал родовым дацаном монгольского рода хатагинов, присягнувшего в 1718 году на верность России. Ушедшие из Монголии из-за междоусобной борьбы монголов с маньчжурами, представители этого рода в 1720 году обосновались у слияния двух озер (из которых тогда состояло нынешнее Гусиное озеро) и поставили дуган-юрту. Когда в результате землетрясений стал меняться рельеф местности, юрту перенесли на западную сторону Гусиного озера. По летописи хоринских бурят, датой основания дацана считается 1741 год. Согласно документам того времени сначала здесь поставили войлочные юрты-кумирни, а деревянный храм появился позже – в 1760 году и стал первым стационарным зданием бурятского архитектурного зодчества.
В истории Тамчинский дацан известен под разными именами: Гусиноозёрский, Хулуннурский, Хамбинский. Последнее название говорит о том, что с 1809 по 1930 год здесь была резиденция Пандито Хамбо Ламы, официального главы буддистов России – это ответственное и почетное звание Тамча получила в результате жесткой конкуренции с Цугольским дацаном.
В конце XIX века Тамчинский дацан включал в себя 17 храмов-дуганов и храмовых построек, посвящённых различных буддистским божествам. Самым крупным из этих храмов был двухъярусный Сумэ, в центре которого размещалась позолоченная деревянная скульптура сидящего Будды грядущего Майтреи. К сожалению, эта скульптура утрачена. При дацане действовали мастерские, в которых изготавливались ритуальные буддистские предметы из дерева, глины, бронзы, серебра и других материалов. Работала художественная мастерская, в которой рисовали танка – буддистские иконы на ткани минеральными красками. В Гусиноозёрском дацане действовала типография, издававшая книги на тибетском и монгольском языках. В 1903 году в дацане насчитывалось около 300 домов. При монастыре из 900 лам постоянно проживали 500. В обычное время в поселке проживало до 800 монахов и мирян.
Действительный член Российского географического общества Валериан Птицын писал: «Гусиноозёрский дацан представлял собой целый городок маленьких и чистеньких домиков, иных со дворами, в которых жило несколько сот заштатных лам и более сотни хувараков, буддийских семинаристов, обучающихся в высшей школе дацана… В этих маленьких домах кипит ключом живая жизнь. Там просыпаются с зарей, ложатся поздней ночью, спят вообще очень мало, много работают, едят умеренно, ничего не пьют, кроме чая, и все свободное время молятся… Ни одно место никогда не производило на меня впечатления такого приюта мира, покоя и молитвы, как Гусиноозёрский дацан».
В 1938 году Тамчинский дацан постигла участь многих храмов – он был закрыт большевиками, а служившие в нем ламы репрессированы или расстреляны. Из девятнадцати зданий на территории дацана удивительным образом остались нетронутыми главный храм дацана – Согчен дуган, а также Чойра дуган, в котором размещался философский факультет монастыря. Это единственный сохранившийся в Бурятии храмовый комплекс дореволюционного времени. Два дугана из Тамчи также сохранились, но уже в качестве музейных экспонатов – один из них был увезен в Новосибирск, другой перемещен в Бурятский этнографический музей. В прошлом году, когда я побывала с паломническим туром по местам Хамбо Ламы Итигэлова в тогда активно восстанавливаемом Тамчинском дацане, увидела отметины, выделявшиеся на колоннах в Согчен дугане. Оказалось, что в 1930-40-е годы в храме размещались заключенные, строившие железную дорогу. Нары им устраивали между намоленными монастырскими колоннами.
Конечно, сейчас уже, наверно, невозможно вернуть Тамчинскому дацану его прежних размеров. Жилые дома поселка построены у самой территории монастырского комплекса, а раньше дома разрешалось возводить только на расстоянии человеческого голоса от храма. Важнее другое: дацан вновь строится и развивается.
Тамчинский дацан основан в середине XVIII века на юго-западном берегу Гусиного озера. Он стал родовым дацаном монгольского рода хатагинов, присягнувшего в 1718 году на верность России. Ушедшие из Монголии из-за междоусобной борьбы монголов с маньчжурами, представители этого рода в 1720 году обосновались у слияния двух озер (из которых тогда состояло нынешнее Гусиное озеро) и поставили дуган-юрту. Когда в результате землетрясений стал меняться рельеф местности, юрту перенесли на западную сторону Гусиного озера. По летописи хоринских бурят, датой основания дацана считается 1741 год. Согласно документам того времени сначала здесь поставили войлочные юрты-кумирни, а деревянный храм появился позже – в 1760 году и стал первым стационарным зданием бурятского архитектурного зодчества.
В истории Тамчинский дацан известен под разными именами: Гусиноозёрский, Хулуннурский, Хамбинский. Последнее название говорит о том, что с 1809 по 1930 год здесь была резиденция Пандито Хамбо Ламы, официального главы буддистов России – это ответственное и почетное звание Тамча получила в результате жесткой конкуренции с Цугольским дацаном.
В конце XIX века Тамчинский дацан включал в себя 17 храмов-дуганов и храмовых построек, посвящённых различных буддистским божествам. Самым крупным из этих храмов был двухъярусный Сумэ, в центре которого размещалась позолоченная деревянная скульптура сидящего Будды грядущего Майтреи. К сожалению, эта скульптура утрачена. При дацане действовали мастерские, в которых изготавливались ритуальные буддистские предметы из дерева, глины, бронзы, серебра и других материалов. Работала художественная мастерская, в которой рисовали танка – буддистские иконы на ткани минеральными красками. В Гусиноозёрском дацане действовала типография, издававшая книги на тибетском и монгольском языках. В 1903 году в дацане насчитывалось около 300 домов. При монастыре из 900 лам постоянно проживали 500. В обычное время в поселке проживало до 800 монахов и мирян.
Действительный член Российского географического общества Валериан Птицын писал: «Гусиноозёрский дацан представлял собой целый городок маленьких и чистеньких домиков, иных со дворами, в которых жило несколько сот заштатных лам и более сотни хувараков, буддийских семинаристов, обучающихся в высшей школе дацана… В этих маленьких домах кипит ключом живая жизнь. Там просыпаются с зарей, ложатся поздней ночью, спят вообще очень мало, много работают, едят умеренно, ничего не пьют, кроме чая, и все свободное время молятся… Ни одно место никогда не производило на меня впечатления такого приюта мира, покоя и молитвы, как Гусиноозёрский дацан».
В 1938 году Тамчинский дацан постигла участь многих храмов – он был закрыт большевиками, а служившие в нем ламы репрессированы или расстреляны. Из девятнадцати зданий на территории дацана удивительным образом остались нетронутыми главный храм дацана – Согчен дуган, а также Чойра дуган, в котором размещался философский факультет монастыря. Это единственный сохранившийся в Бурятии храмовый комплекс дореволюционного времени. Два дугана из Тамчи также сохранились, но уже в качестве музейных экспонатов – один из них был увезен в Новосибирск, другой перемещен в Бурятский этнографический музей. В прошлом году, когда я побывала с паломническим туром по местам Хамбо Ламы Итигэлова в тогда активно восстанавливаемом Тамчинском дацане, увидела отметины, выделявшиеся на колоннах в Согчен дугане. Оказалось, что в 1930-40-е годы в храме размещались заключенные, строившие железную дорогу. Нары им устраивали между намоленными монастырскими колоннами.
Конечно, сейчас уже, наверно, невозможно вернуть Тамчинскому дацану его прежних размеров. Жилые дома поселка построены у самой территории монастырского комплекса, а раньше дома разрешалось возводить только на расстоянии человеческого голоса от храма. Важнее другое: дацан вновь строится и развивается.