В этом году на Международном фестивале имени Чехова почти нет драматических спектаклей, в основном - балетные
и цирковые, и все они прибыли из Европы и Америки. Единственный драматический спектакль из ближнего зарубежья
называется "Долгая дорога". Его в киргизском театре "Учур" поставил знаменитый таджикский режиссер Барзу Абдуразаков.
Барзу Абдуразакова в России знают преимущественно, как режиссера. Он - автор многих спектаклей Русского театра имени Маяковского в Душанбе, но ставит и во многих других странах, часто приезжает на петербургский фестиваль "Встречи в России". На Родине он известен также как писатель и драматург.
Пьесу, которую привез на чеховский фестиваль молодежный театр "Учур" из Бишкека (созданный выпускниками Щепкинского училища в 2001 году, он впервые выступает в Москве), Барзу Абдуразаков написал вместе с Султаном Раевым. Ее оригинальное название "Долгая дорога в Мекку", это притча, а посвящена она Чингизу Айтматову. Сам Айтматов видел этот спектакль и рекомендовал его смотреть:
"Мы живем в империи безнравственности, считаем себя императорами в этом безнравственном мире, и ищем очищения, допустим, в паломничестве в Мекку. Но очищение - прежде всего в наших сердцах. Мы должны идти от сердца к сердцу, от человека к человеку".
Именно этот путь проходят действующие лица спектакля "Долгая дорога". Сама пьеса напоминает немного " В ожидании Годо" Беккета, немного - "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло. Действие ее происходит в неопределенное время в неназванном месте, а спектакль играют на малой сцене, в очень простых декорациях,
а по сути - без оных, если не считать декорацией одну-единственную кровать.
Поначалу персонажи воспринимаются, как пациенты сумасшедшего дома, потому что они странно, аляповато одеты, у многих - клоунский грим, к тому же, они называют себя Императором, Тенью, Ремаркой, Поэтом и так далее. Как бы то ни было, компания собирается в далекое путешествие в Мекку, она намерена принять участие в обряде побивания камнями шайтана, который совершают паломники во время хаджа, чтобы отвегнуть сатану. Но постепенно наши маленькие и нелепые герои приходят к простой мысли: искать следует там, где стоишь. Бог - не в Мекке, он - в человеке. Любая дорога ведет к Богу, которого не нужно бояться, потому что он примет и простит. Барзу Абдуразаков говорит:
- Искать Бога в стороне не надо. Он - внутри. Бог зачем-то меня создал. Раз он меня создал, значит, у него на меня - свои планы. А планы - в том, как я себя проявляю и что отдаю другим. Когда я слышу, что кто-то собирается платить большие деньги, куда-то ехать, бросать камушки, у меня это вызывает внутренний протест. Мне кажется, что люди едут туда и возвращаются, ничуть не изменившимися. Нужно сесть, обдумать собственную жизнь и посмотреть на себя. Вот об этом и написана пьеса. Сначала мы хотели назвать ее "Палата номер семь", а потом решили, что это не история сумасшедших, что это история глубоко одиноких людей, которые потеряли себя здесь и ищут себя в другом месте. Они говорят о Боге, о церкви, один человек говорит: "Когда я хожу в церкви , в храмы, вижу, как вы коленопреклоненно там стоите, а в это время думаете о собственных лавках". Другой говорит: "Зачем ты едешь с этими камушкамив Мекку? Разве больно будет тому, кто объявил Богу войну только от того, что ты швырнешь в него камень? От этого не больно даже слону. Почему же от этого должно быть больно Сатане? Каким же его надо представлять идиотом для того, чтобы вот так с ним расправляться? Ну, что же делать. Так думать опасно, но не сказать об этом я тоже не могу.
и цирковые, и все они прибыли из Европы и Америки. Единственный драматический спектакль из ближнего зарубежья
называется "Долгая дорога". Его в киргизском театре "Учур" поставил знаменитый таджикский режиссер Барзу Абдуразаков.
Барзу Абдуразакова в России знают преимущественно, как режиссера. Он - автор многих спектаклей Русского театра имени Маяковского в Душанбе, но ставит и во многих других странах, часто приезжает на петербургский фестиваль "Встречи в России". На Родине он известен также как писатель и драматург.
Пьесу, которую привез на чеховский фестиваль молодежный театр "Учур" из Бишкека (созданный выпускниками Щепкинского училища в 2001 году, он впервые выступает в Москве), Барзу Абдуразаков написал вместе с Султаном Раевым. Ее оригинальное название "Долгая дорога в Мекку", это притча, а посвящена она Чингизу Айтматову. Сам Айтматов видел этот спектакль и рекомендовал его смотреть:
"Мы живем в империи безнравственности, считаем себя императорами в этом безнравственном мире, и ищем очищения, допустим, в паломничестве в Мекку. Но очищение - прежде всего в наших сердцах. Мы должны идти от сердца к сердцу, от человека к человеку".
Именно этот путь проходят действующие лица спектакля "Долгая дорога". Сама пьеса напоминает немного " В ожидании Годо" Беккета, немного - "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло. Действие ее происходит в неопределенное время в неназванном месте, а спектакль играют на малой сцене, в очень простых декорациях,
а по сути - без оных, если не считать декорацией одну-единственную кровать.
Поначалу персонажи воспринимаются, как пациенты сумасшедшего дома, потому что они странно, аляповато одеты, у многих - клоунский грим, к тому же, они называют себя Императором, Тенью, Ремаркой, Поэтом и так далее. Как бы то ни было, компания собирается в далекое путешествие в Мекку, она намерена принять участие в обряде побивания камнями шайтана, который совершают паломники во время хаджа, чтобы отвегнуть сатану. Но постепенно наши маленькие и нелепые герои приходят к простой мысли: искать следует там, где стоишь. Бог - не в Мекке, он - в человеке. Любая дорога ведет к Богу, которого не нужно бояться, потому что он примет и простит. Барзу Абдуразаков говорит:
- Искать Бога в стороне не надо. Он - внутри. Бог зачем-то меня создал. Раз он меня создал, значит, у него на меня - свои планы. А планы - в том, как я себя проявляю и что отдаю другим. Когда я слышу, что кто-то собирается платить большие деньги, куда-то ехать, бросать камушки, у меня это вызывает внутренний протест. Мне кажется, что люди едут туда и возвращаются, ничуть не изменившимися. Нужно сесть, обдумать собственную жизнь и посмотреть на себя. Вот об этом и написана пьеса. Сначала мы хотели назвать ее "Палата номер семь", а потом решили, что это не история сумасшедших, что это история глубоко одиноких людей, которые потеряли себя здесь и ищут себя в другом месте. Они говорят о Боге, о церкви, один человек говорит: "Когда я хожу в церкви , в храмы, вижу, как вы коленопреклоненно там стоите, а в это время думаете о собственных лавках". Другой говорит: "Зачем ты едешь с этими камушкамив Мекку? Разве больно будет тому, кто объявил Богу войну только от того, что ты швырнешь в него камень? От этого не больно даже слону. Почему же от этого должно быть больно Сатане? Каким же его надо представлять идиотом для того, чтобы вот так с ним расправляться? Ну, что же делать. Так думать опасно, но не сказать об этом я тоже не могу.