Ссылки для упрощенного доступа

Жизнь и страдания Ханнелоре Коль


Обложка книги Хериберта Швана "Женщина рядом с ним. Жизнь и страдания Ханнелоре Коль"
Обложка книги Хериберта Швана "Женщина рядом с ним. Жизнь и страдания Ханнелоре Коль"
В немецком издательстве Heyne вышла книга, в которой описывается жизнь жены бывшего канцлера Германии Гельмута Коля. Она написана журналистом Херибертом Шваном и называется "Женщина рядом с ним. Жизнь и страдания Ханнелоре Коль". Книга занимает первое место в списке бестселлеров нехудожественной литературы из-за откровенности описываемых событий.

Предугадать успех книги было нетрудно. Никогда до этого не вызывавшая симпатий и интереса жена Гельмута Коля поразила Германию 10 лет назад 5 июля 2001 года, покончив жизнь самоубийством. Тогда ее поступок объяснили депрессией в результате болезни – аллергии на свет, ведь она выходила на прогулки исключительно в ночное время. Только книга объяснила реальную причину произошедшего: Ханнелоре в возрасте 12 лет была изнасилована советскими солдатами, а затем выброшена из окна находящегося довольно высоко над землей первого этажа. По ее словам – "как мешок с цементом". Она получила при этом травму позвоночника, дававшую о себе знать всю жизнь.

Рассказывает автор книги, с которым Ханнелоре поддерживала знакомство в течение многих лет, – Хериберт Шван:

Ханнелоре вместе с матерью и в компании еще одной семьи их друзей бежала от наступавших советских воинских частей, но беженцы то и дело сталкивались с теми, от кого они пытались убежать. В одном из городков, где они остановились, 12-летняя Ханнелоре была изнасилована. Она сама рассказала мне об этом во время одной из ночных прогулок. Рассказала после моего уточняющего вопроса, так как из ее рассказа по некоторым умолчаниям и намекам можно было это предположить. Рассказала без деталей. Этот факт подтвердили также две ее подруги, ее муж и двое сыновей, узнавших об этом после достижения совершеннолетия.

Шок и психическая травма от изнасилования оставили след на всю жизнь. С этой травмой ассоциировались ставшие навсегда ненавистными ей запахи мужского пота, чеснока и алкоголя, а также… звуки русской речи. И вот, когда Коль уже был канцлером, а в России началась перестройка, судьба преподнесла Ханнелоре еще одну муку. Рассказывает автор книги:
Ханнеллоре была убеждена, что, дав однажды согласие стать женой, женщина смиряется и принимает все, что с этим связано. Мужчина при этом играет главную роль, а роль женщины – подчиненная

Она была обязана как жена канцлера встречаться и проводить время с Раисой Горбачевой, с самим Горбачевым, а позднее с Ельциным и его женой. Государственных визитов было много, и таких встреч было много: как в Берлине, так и в Москве. Во время одного из визитов Михаила Горбачева в Берлин немецким МИДом была спланирована программа совместной поездки Раисы Горбачевой и Ханнелоре Коль по Германии. Одним из пунктов программы было посещение советского военного кладбища в земле Северный Рейн Вестфалия. Обеих дам привезли туда. Ханнелоре Коль не могла отделаться от навязчивой идеи, что здесь, на этом кладбище могут лежать и ее мучители. Воспоминания о пережитом в 1945-м терзали ее во время этой поездки. Никто из планировавших программу официального визита не знал о факте изнасилования. Гельмут Коль мог, наверное, сделать так, чтобы этот пункт программы был исключен, но и для него было непросто найти объяснения этому, а истинную причину он называть не хотел. Видимо, из-за инстинктивного отторжения Ханнелоре так и не удалось сблизиться с Раисой Горбачевой, найти точки соприкосновения, что ей легко удавалось с женами американских президентов.

По свидетельству автора книги, Ханнелоре Коль всегда знала, что не должна слишком "высовываться", и что ей лучше оставаться в тени супруга. Она и была его тенью, а кроме этого – "человеком в футляре", внутренние переживания которого до появления книги были практически неизвестны. Что мотивировало Ханнелоре Коль к такому самоотречению? Ведь многие ее близкие подруги не раз советовали развестись с Колем, с этим по их словам нарциссом и макиавеллистом, и жить собственной жизнью. Говорит Хериберт Шван:

– Это результат строгого христианского воспитания. Примером были родители, ведь Ханнеллоре была убеждена, что, дав однажды согласие стать женой, женщина смиряется и принимает все, что с этим связано. Мужчина при этом играет главную роль, а роль женщины – подчиненная, – поясняет Хериберт Шван.

Ханнелоре Коль познакомилась со своим будущим мужем, когда ей было 15 лет, а ему – 18. Поженились они после 12 лет знакомства, в 1960. Через три года Ханнелоре родила своего первенца – сына Вальтера, а еще через два года второго сына – Петера. После того, как Коль стал канцлером, а выросшие сыновья покинули дом, она принялась за дела фонда ее имени, занимающегося и поныне помощью страдающим заболеваниями центральной нервной системы. Но это помогло лишь на время заполнить душевный вакуум. В 1993 году Ханнелоре Коль предприняла первую неудавшуюся попытку покончить с собой: она попросила вызванного врача сделать ей укол пенициллина, зная прекрасно, что у нее аллергия на все антибиотики. Она пережила аллергический шок и долгое время находилась между жизнью и смертью. В результате у нее появилась аллергия на жару и свет.

Она не обрела душевный покой даже после того, как Коль ушел из политики. Посыпавшиеся на него обвинения в связи с незаконными анонимными пожертвованиями в кассу партии нанесли его жене сокрушительный удар. Коль отказывался, несмотря на ее просьбы, обнародовать имена тайных спонсоров. Тогда она умоляла переубедить жертвователей, чтобы они разгласили сами свои имена. И все это – для защиты семейного покоя и ее спокойствия. Но Коль оставался верным данному им слову и хранил молчание, хотя это и стоило ему поста почетного председателя партии Христианско-демократический союз. Несколько раз Ханнелоре публично оскорбили на улице. Жизнь ее сделалась невыносимой и потеряла всякий смысл. Она, тщательно продумав свой уход, написала 20 прощальных писем: мужу, сыновьям, близким друзьям и подругам. В них была просьба понять ее, было смирение. Она никого не упрекала, даже того, тенью которого была всю жизнь.
XS
SM
MD
LG